Россияне ознакомились с работой Национального превентивного механизма Армении

Россияне ознакомились с работой Национального превентивного механизма Армении

1170

27-29 ноября 2013 г. представители команды Российского проекта ОНК посетили Армению, чтобы познакомиться с работой Национального превентивного механизма. Визит был организован по приглашению Омбудсмена Республики Армения, по инициативе эксперта нашего проекта от ЕКПП Армана Татояна.
Армения ратифицировала Факультативный прокол к конвенции против пыток в 2006 г., в 2008 году внесла поправки в закон об Уполномоченном по правам человека, наделив его функциями осуществления мониторинга соблюдения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в рамках национального превентивного механизма (НПМ). В 2009 году в аппарате омбудсмена был создан специальный Отдел по предупреждению пыток и бесчеловечного обращения, куда вошли 4 эксперта, в том числе врач и два юриста. Отдел работает в тесном сотрудничестве с Экспертным советом, состоящим из представителей ряда неправительственных организаций, занимающихся общественным контролем в местах принудительного содержания. Члены экспертного совета имеют те же права, что и сотрудники омбудсмена и являются составной частью НПМ.  
Хотя российские общественные наблюдательные комиссии можно назвать прообразом НПМ, однако мандат членов армянского НПМ заметно шире и полномочий у них больше. И работают они в более тесном взаимодействии, составляя единую команду из сотрудников омбудсмена и неправительственных экспертов, хотя средств на оплату работы последних не всегда хватает.
Армянские правозащитники  посещают не только тюрьмы, колонии и полицейские участки, но и психиатрические больницы, воинские части, детские интернаты и даже дома престарелых. Считается, что всякое учреждение, из которого нельзя свободно выйти, является местом принудительного содержания и, соответственно, объектом контроля НПМ. Представители НПМ могут визитировать их внезапно, без всякого уведомления, для них открыты все двери и предоставляется необходимая документация, они могут беседовать наедине с любым лицом, находящимся в учреждении, а также с сотрудниками и персоналом. При этом, по закону об омбудсмене государство обязано отвечать на их заключения и рекомендации, иногда даже в трехдневный срок. В конце года готовится доклад, который направляется в Парламент и Президенту.
Помимо этого в стране есть мониторинговые группы при ведомствах (по аналогии с нашими общественными советами), члены которых также могут посещать места принудительного содержания и выходить «наверх» своих госслужб с текущими выводами об увиденном там с предложениями по исправлению ситуации в конкретном учреждении.
Совместная армяно-российская команда посетила детский интернат для социальных сирот, полицейский участок и СИЗО, колонию и колонию для несовершеннолетних и женщин, психиатрическую больницу. За три дня интенсивной работы вместе с коллегами российские правозащитники убедились в том, что и при самых минимальных средствах можно организовать эффективную деятельность в рамках НПМ, действуя не столько по отдельным жалобам, как по всему фронту работы, стараясь инициировать системные преобразования контролируемых учреждений, стремясь к тому, чтобы значительно снизить применение пыток и жестокого обращения.
При этом надо отметить, что преступность в Армении на порядок ниже, чем в России: на 3,5 миллионов жителей Армении лишь 4700 человек находятся в местах лишения свободы - один из 800 человек. Для сравнения: в 143-милионой России это около 700 тысяч, т.е. каждые 49 человек из 1000. Например, там нет административного ареста, редко происходят тяжкие насильственные преступления, хотя уровень латентной преступности довольно высок, по мнению наших коллег. Заметны и первые итоги работы НПМ, несмотря на то, что условия содержания в местах лишения свободы гораздо хуже, чем во многих регионах России; возможно, это связано с тем, что подконтрольные учреждения более открыты, а отношение к содержащимся там более гуманное и почти «семейное».
Визит стал первым шагом на пути сотрудничества армянских и российских правозащитников. Несмотря на различия в условиях и масштабах нашей работы, есть много общего: близкие методы и технологии мониторинга, что помогает обмениваться лучшими практиками общественного контроля в данной сфере. Но всем нам надо еще многое сделать не только по обмену опытом и возможной совместной работе, но и для качественных изменений в местах принудительного содержания, отношения государств в целом к людям, находящимся там в трудных жизненных условиях.