Наш проект: В Перми обсудили проблемы соблюдения трудовых прав заключенных

Наш проект: В Перми обсудили проблемы соблюдения трудовых прав заключенных

1245

«Соблюдение права на труд в исправительных учреждениях»

Семинар Регионального ресурсного центра проекта «Поддержка российских ОНК»

Пермь. 18-19 декабря 2013 года.

 

Цель семинара: обсудить и сформулировать основные проблемы, связанные с реализацией трудовых прав осужденных. Алгоритм работы - визуальное наблюдение трудового процесса в исправительном учреждении Пермского края с дальнейшим  обсуждением практик соблюдения трудовых прав, их нарушений, формирование представлений об актуальных  проблемах соблюдения права на труд в ИУ и предложений по участию ОНК в этом процессе

 

1-ый день. Прибытие в ИК-32 - женское исправительное учреждение для впервые отбывающих наказание, инструктаж, ознакомление с условиями труда осужденных на швейной фабрике учреждения, системой организации труда, включая элементы охраны труда, учета рабочего времени и норм выработки, условиями быта, местами отбывания дисциплинарных наказаний, доклад начальника ИК-32 полковника внутренней службы Терещенко С.В., ответы на вопросы специалистов учреждения, выступление участников круглого стола.

 

2-ой день. Продолжение представления позиций ведомств и начатого накануне обсуждения, формулирование проблем и предложений. В режиме круглого стола участвовало 32 человека, в том числе: представители 5 региональных ОНК и Пермского регионального правозащитного центра — 15 чел. два , эксперта проекта (советник УППЧ в РФ, сотрудник фонда «Вердикт»), приглашенные сотрудники Крайсовпрофа и ГУФСИН РФ по Пермскому краю в количестве 10 чел., прокуратуры Пермского края и УППЧ в Пермском крае.

 

Итоги семинара:

- заинтересованный обмен мнениями позволил обозначить основные проблемы соблюдения права на труд в ИУ;

- сформулирован ряд рекомендаций по актуальным проблема;

-, произошло выравнивание знаний и представлений о реализации права на труд в ИУ среди участников круглого стола;

- обсужден вопрос о месте ОНК в контроле за соблюдением права, признано целесообразным объединить усилия в решении обсуждавшихся проблем, членам уральских ОНК предложено  участвовать в мониторинге  соблюдения трудовых прав в регионах в рамках проекта ПРПЦ

 

Основные проблемы с точки зрения участников круглого стола (в порядке поступления):

 

Проблемы и иллюстрирующие примеры

Рекомендации

1.

Необходимость приспособления ИУ, то есть вынужденность государственного учреждения работать в условиях рынка — обеспечивать конкуренцию, в том числе на рынке труда.

 

Иллюстрирующий проблему примеры в ИК-32:

- на 18.12.13 г. содержится 1051 человек. Из них: 2.1% - не имеют образования, 30.6% - окончили до 7 классов, 26.6 - имеют неполное среднее образование, 27% - имеют полное и среднее техническое образование, 4 человека имеют высшее образование;

- на учете: 3 человек - как склонные к побегу; 15человек — как склонные к суициду; 103 человека — с патологиями, в том числе 24 человека - умственно отсталых; 255 человек — потребители наркотиков, 128 человек — страдающих алкоголизмом;

- инвалиды: 1 гр.- 1 чел., 2 гр. - 10 чел., 3 гр.- 24 чел. (из них 11 работают, с ними заключены трудовые договоры);

- всего исков на сумму 209 млн. руб., добровольно погасили — 126 тыс. руб.;

- приобретено оборудования в 2013 г. на 1500 тыс. руб., перечисления в фонды — 25 млн. руб. 

 

Рекомендации:

1.«открыть» иное законодательство по регулированию трудовых отношений в ИУ.

2. Включить в ТК главу о труде осужденных с корреспонденцией к УИК.

Необходимо создавать институты отстаивающие интересы осужденных в трудовых отношениях.

3. создать 3-х стороннюю комиссию.

4.Переработать приказ в связи с изменением занодательства.

5. пересмотреть нормы времени.

6.разработать рекомендации по форме расчетного листа

7. Подключить к обсуждению институт ФСИН РФ

8. Участвовать в подготовке парламентских слушаний по привлечению осужденных к труду

9.Правила , условия труда осужденных должны быть одинаковы с гражданскими лицами, в том числе включая вопросы обеспечения пособиями по безработице, ведение документации по стажу о работе в ИУ, приблизить учет к учету на гражданских предприятиях, обеспечение прозрачности начисления зарплаты.

10. подготовить членов ОНК к контролю условий труда осужденных.

11. Внести необходимые изменения в ПВР.

2.

Местная власть не дает ни копейки, отсутствие государства в поддержке инвалидов в ИУ.

 

Пример. В ИК-32 содержаться осужденные-женщины из 17 регионов РФ, жителей Пермского края — примерно 35%.

3.

Отсутствие трудовых договоров с осужденными (исключение составляют инвалиды, с которыми трудовой договор заключается, имея ввиду добровольное согласие последнего на выполнение работы). Каким документом определяются условия труда, сроки выплаты заработной платы и др.? Никаких ограничений на увольнение, отсюда возможность злоупотреблений.

 

Пример 1. В ИК-32 — результаты аттестации рабочих мест, положение об оплате труда находится в каждом цехе.

 

Пример 2. Пермские суды вынесли 11 решений, в которых подтвердили законность оформления на работу приказами начальника учреждения (см. решение суда по ИК-32.

4.

Низкая заработная плата, высокие нормы выработки.

Вопрос об одинаковости цен на продукцию на предприятиях УИС и гражданских и о неодинаковости заработной платы (доля заработной платы  в себестоимости продукции ИК-32 незначительная, порядка 10%).

Размер заработной платы ниже МРОТ, фактически премии являются доплатами до МРОТ, что не стимулирует выплаты, имеет отношение к маленьким зарплатам. Возникают вопросы целевого использования средств, отсюда локальные акты по своему усмотрению формирующие условия труда и начисления зарплаты (нормы выработки, отсутствие нарушений. Практика порождена недостатком законодательного регулирования. Минимальная зарплата — это МРОТ+районный коэффициент, что установлено судебной практикой и не воспринимается государственными органами, отсюда разное правоприменение.

Как оплачивается простой (в ИК-32 нет простоев, парк оборудования позволяет при неисправности переходить на другое рабочее место)?

Нормы выработки устанавливаются старыми тарифными документами.

 

Пример 1: в ИК-32 за 11 месяцев: ФЗП составил 46210093 руб; подоходный налог — 5999 тыс. руб.; иски — 7370 тыс. руб.; алименты — 12 000 тыс. руб.; вещевое довольствие — 1845 тыс. руб.; ком.услуги — 2000 тыс. руб.; питание — 9176 тыс. руб.

Пример 2: Нормы выработки на швейных производствах УИС устанавливаются Единым тарифным справочником 1999 года. В некоторых случаях — 30-х годов.

Пример 3: в ИК-32 с 2011 года введен 2-х сменный график работы, работа в ночное время оплачивается, переработок не допускается, за осужденными, не отработавшие полностью норму, сохраняется 2/3 ставки,  з/плата от 2602 (МРОТ)— 170 человек или 27%, выше МРОТ — 324 человека или 32%, работа на предприятии сдельно-премиальная, то есть 100% нормы + премия, практикуется бригадный подряд (вопрос о коллективной ответственности?!), за качество продукции начисляется 3% премии, 126 осужденных имеют личное клеймо качества, среднедневная зарплата за 11 месяцев теккущего года составила 350, 65 руб., в месяц — 8465, 16 руб.

5.

Записано одно, исполняется (применяется) другое: устанавливается как средство исправления, применяется как средство наказания. Законодательство не содержит упоминания о наказании трудом, с другой стороны, принудительность труда устанавливается УИКом. Поэтому нет ответа на основной вопрос: какие это отношения, трудовые или административные? Отсюда латентный уровень регулирования.

 

По ряду признаков Труд в ИУ подходит под понятия принудительного труда (без контрактов, в пользу 3-з лиц), отсюда близость к рабскому труду.

 

Использование для собственного обогащения, допущение этих отношений взамен лояльности и стабильности.

6.

Низкая эффективность государственного надзора. Насколько государство может контролировать само себя

 

Пример. В ПК 5 надзорных прокуратур, зафиксировано в 2013 году более 800 нарушений законодательства в сфере труда (см. в раздаточных материалах ответ прокуратуры), вынесено 25 представлений.

7.

Не проводится в должной мере аттестация рабочих мест.

8.

Не соблюдаются требования охраны труда

9.

Нарушения в приказе ФСИН РФ №624

10.

Излишне жесткая регламентация распорядка дня и условий работы

11.

Отсутствие информации о сменном задании у осужденных

12.

Отсутствие инструктажа

13.

Острые вопросы предоставления отпусков, больничных, фиксации травм

 

Координатор проекта в УрФО                                                              С.В. Исаев