27-28 ноября в столице Сербии Белграде прошел Форум национальных превентивных механизмов юго-восточной Европы. Представители 18 стран юго-восточной Европы, которые ратифицировали Факультативный протокол к Конвенции против пыток и создали национальные превентивные механизмы, собрались, чтобы обсудить общие подходы к предотвращению пыток и бесчеловечного обращения, разработать механизм борьбы с безнаказанностью за совершение этих страшных преступлений. Среди присутствующих были представители национальных превентивных механизмов Франции, Чехии, Литвы, Боснии и Герцеговины, Черногории, Албании, Венгрии, Сербии и многих других стран. Присутствовавшие на Форуме в качестве наблюдателей представители российских общественных наблюдательных комиссий с радостью узнали, что Азербайджан и Украина также создали национальные превентивные механизмы и начинают успешно развивать их деятельность.
Форум был приурочен к 25-ой годовщине Европейского комитета по предотвращению пыток, и много внимания было уделено сотрудничеству НПМ и ЕКПП, которое в последние годы успешно развивается. ЕКПП, как международная организация, не может проводить свои посещения без предупреждения, она разрабатывают общие принципы, а НПМ, работая внутри страны, их реализует, дополняет деятельность ЕКПП и может больше влиять на ситуацию внутри страны. Нет единой модели национального превентивного механизма, но в основном они являются частью Института Уполномоченного по правам человека. Мандат членов Национальных превентивных механизмов соответствует мандату членов ЕКПП и открывает им широкие возможности контроля за соблюдением прав человека во всех местах принудительного содержания – от тюрем и колоний – до детских интернатов, психиатрических больниц и домов для престарелых. Основной принцип работы НПМ - и в этом их отличие от российских общественных наблюдательных комиссий – превенция. Они работают на перспективу, их задача – не выявлять отдельные нарушения и устранять их, а предлагать пути улучшения системы, при котором использование пыток и ненадлежащего обращения было бы невозможно.
Деятельность Европейского комитета по предотвращению пыток поддерживается Советом Европы, и одним из инициаторов создания сети национальных превентивных механизмов и укрепления их сотрудничества с ЕКПП был представитель Совета Европы Маркус Егер. В своем выступлении он очередной раз подчеркнул превентивный характер работы Национальных превентивных механизмов и отметил, что в ней обязательно должно присутствовать 6 элементов:
- нужно быть максимально бдительными и всегда подозревать возможность ненадлежащего обращения даже в самых благополучных местах;
- нужно смотреть в будущее, а не в прошлое; нам нужны не санкции, а улучшение ситуации;
- нужно включать в свою работу и администрацию, и сотрудников, которые не являются нашими врагами; превентивную работу нужно вести и с самими заключенными, которые тоже много могут сделать, чтобы предотвратить ненадлежащее обращение;
- работа должна быть многогранной, многоуровневой, здесь есть и правовые, и медицинские, и политические и другие аспекты;
- необходимо сочетать тактику и стратегию, превентивная работа - это долгосрочный проект, она не предполагает какого-то одномоментного усилия, необходимо принимать во внимание все ограничения, использовать все возможности, работать с общественным мнением, поскольку не всегда можно открыто сказать то, что есть на самом деле, нужна стратегия, дисциплина, планирование;
- нужно понимать, что невозможно искоренить ненадлежащее обращение как таковое, мы можем лишь существенно сократить использование этих практик, поэтому необходима постоянная бдительность, но нельзя и впадать в уныние.
Маркус Егер выделил также те принципы, которые определяют эффективность работы по предотвращению пыток, и на которые нужно постоянно обращать внимание.
- Люди, занимающиеся работой по предотвращению пыток, должны обладать высоким интеллектуальным и моральным авторитетом, в их оценках не должно быть никакой пристрастности.
- Они должны пользоваться сильной аргументацией. Для предотвращения пыток нужно устанавливать причинно-следственные связи, но нельзя забывать и о вероятностях. Нужно помнить, что могут реализоваться самые невероятные возможности, например, в учреждениях могут быть закрытые помещения, которые не просматриваются и не прослушиваются, и там могут избивать людей.
- Важнейшим элементом превентивной работы являются наши письменные и устные отчеты, через них реализуется стратегия нашей работы. Наши рекомендации должны быть нацелены на конкретные задачи и сделаны с учетом конкретного адресата, встраивание в конкретный контекст – очень важный элемент превентивной работы.
- Важным аспектом является образование в области прав человека, причем это должны касаться не только тех, кто проводит мониторинг, но и тех, кто является объектом этого мониторинга.
- Эффективная превентивная работа требует освещения историй успешного решения проблем, необходимо говорить об успехах. Здесь должен быть индивидуальный подход, и следует выделять наиболее гуманных людей в администрации и отмечать их, с тем, чтобы остальные захотели этому следовать.
- Безнаказанность не способствует превентивной работе, отсутствие санкций означает, что мы плохо сделали свою работу, нужно тщательно анализировать ситуацию. Необходимо «пользоваться
случаями пыток», извлекать из них уроки, искать лазейки в законодательстве или в правоприменительной практике, которые делают их возможными.
Каждый национальный превентивный механизм получил слово для рассказа о своей структуре и основах своей деятельности. Большая часть НПМ в странах юго-восточной Европы построена по принципу Уполномоченный или Уполномоченный +, т.е. функцию НПМ выполняет Уполномоченный по правам человека со своим аппаратом или в сотрудничестве с привлеченными экспертами и неправительственными организациями, специализирующимися на защите прав человека в местах принудительного содержания. Как правило, это 5-10 сотрудников в аппарате Уполномоченного.
Выступивший в конце дня директор совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы «Российский проект ОНК» Валентин Гефтер буквально ошеломил присутствующих сообщением о том, что в России сегодня почти 1000 человек занимаются контролем за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, и делают это в соответствии со специальным федеральным законом. Их полномочия не так широки, как полномочия членов НПМ, но работают они с большим энтузиазмом, вполне профессионально и без труда могли бы вписаться в эту семью национальных превентивных механизмов. Остается надеяться, что через некоторое время Россия ратифицирует факультативный протокол к Конвенции против пыток, и будет на равных сотрудничать с национальными превентивными механизмами других стран. А команда тех, кто может, профессионально заниматься этой нелегкой и важной работой, уже фактически создана.
Любовь Виноградова,
исполнительный директор Российского проекта ОНК