Форум НПМ Юго-восточной Европы: пытки не должны быть безнаказанными

Форум НПМ Юго-восточной Европы: пытки не должны быть безнаказанными

1368

27-28 ноября в столице Сербии Белграде прошел Форум национальных превентивных механизмов юго-восточной Европы. Представители 18 стран юго-восточной Европы, которые ратифицировали Факультативный протокол к Конвенции против пыток и создали национальные превентивные механизмы, собрались, чтобы обсудить общие подходы к предотвращению пыток и бесчеловечного обращения, разработать механизм борьбы с безнаказанностью за совершение этих страшных преступлений. Среди присутствующих были представители национальных превентивных механизмов Франции, Чехии, Литвы, Боснии и Герцеговины, Черногории, Албании, Венгрии, Сербии и многих других стран. Присутствовавшие на Форуме в качестве наблюдателей представители российских общественных наблюдательных комиссий с радостью узнали, что Азербайджан и Украина также создали национальные превентивные механизмы и начинают успешно развивать их деятельность.

Форум был приурочен к 25-ой годовщине Европейского комитета по предотвращению пыток, и много внимания было уделено сотрудничеству НПМ и ЕКПП, которое в последние годы успешно развивается. ЕКПП, как международная организация, не может проводить свои посещения без предупреждения, она разрабатывают общие принципы, а НПМ, работая внутри страны, их реализует, дополняет деятельность ЕКПП и может больше влиять на ситуацию внутри страны. Нет единой модели национального превентивного механизма, но в основном они являются частью Института Уполномоченного по правам человека. Мандат членов Национальных превентивных механизмов соответствует мандату членов ЕКПП и открывает им широкие возможности контроля за соблюдением прав человека во всех местах принудительного содержания – от тюрем и колоний – до детских интернатов, психиатрических больниц и домов для престарелых. Основной принцип работы НПМ - и в этом их отличие от российских общественных наблюдательных комиссий – превенция. Они работают на перспективу, их задача – не выявлять отдельные нарушения и устранять их, а предлагать пути улучшения системы, при котором использование пыток и ненадлежащего обращения было бы невозможно.

Деятельность Европейского комитета по предотвращению пыток поддерживается Советом Европы, и одним из инициаторов создания сети национальных превентивных механизмов и укрепления их сотрудничества с ЕКПП был представитель Совета Европы Маркус Егер. В своем выступлении он очередной раз подчеркнул превентивный характер работы Национальных превентивных механизмов и отметил, что в ней обязательно должно присутствовать 6 элементов:

  1. нужно быть максимально бдительными и всегда подозревать возможность ненадлежащего обращения даже в самых благополучных местах;
  2. нужно смотреть в будущее, а не в прошлое; нам нужны не санкции, а улучшение ситуации;
  3. нужно включать в свою работу и администрацию, и сотрудников, которые не являются нашими врагами; превентивную работу нужно вести и с самими заключенными, которые тоже много могут сделать, чтобы предотвратить ненадлежащее обращение;
  4. работа должна быть многогранной, многоуровневой, здесь есть и правовые, и медицинские, и политические и другие аспекты;
  5. необходимо сочетать тактику и стратегию, превентивная работа - это долгосрочный проект, она не предполагает какого-то одномоментного усилия, необходимо принимать во внимание все ограничения, использовать все возможности, работать с общественным мнением, поскольку не всегда можно открыто сказать то, что есть на самом деле, нужна стратегия, дисциплина, планирование;
  6. нужно понимать, что невозможно искоренить ненадлежащее обращение как таковое, мы можем лишь существенно сократить использование этих практик, поэтому необходима постоянная бдительность, но нельзя и впадать в уныние.

Маркус Егер выделил также те принципы, которые определяют эффективность работы по предотвращению пыток, и на которые нужно постоянно обращать внимание.

  1. Люди, занимающиеся работой по предотвращению пыток, должны обладать высоким интеллектуальным и моральным авторитетом, в их оценках не должно быть никакой пристрастности.
  2. Они должны пользоваться сильной аргументацией. Для предотвращения пыток нужно устанавливать причинно-следственные связи, но нельзя забывать и о вероятностях. Нужно помнить, что могут реализоваться самые невероятные возможности, например, в учреждениях могут быть закрытые помещения, которые не просматриваются и не прослушиваются, и там могут избивать людей.
  3. Важнейшим элементом превентивной работы являются наши письменные и устные отчеты, через них реализуется стратегия нашей работы. Наши рекомендации должны быть нацелены на конкретные задачи и сделаны с учетом конкретного адресата, встраивание в конкретный контекст – очень важный элемент превентивной работы.
  4. Важным аспектом является образование в области прав человека, причем это должны касаться не только тех, кто проводит мониторинг, но и тех, кто является объектом этого мониторинга.
  5. Эффективная превентивная работа требует освещения историй успешного решения проблем, необходимо говорить об успехах. Здесь должен быть индивидуальный подход, и следует выделять наиболее гуманных людей в администрации и отмечать их, с тем, чтобы остальные захотели этому следовать.
  6. Безнаказанность не способствует превентивной работе, отсутствие санкций означает, что мы плохо сделали свою работу, нужно тщательно анализировать ситуацию. Необходимо «пользоваться

случаями пыток», извлекать из них уроки, искать лазейки в законодательстве или в правоприменительной практике, которые делают их возможными.

Каждый национальный превентивный механизм получил слово для рассказа о своей структуре и основах своей деятельности. Большая часть НПМ в странах юго-восточной Европы построена по принципу Уполномоченный или Уполномоченный +, т.е. функцию НПМ выполняет Уполномоченный по правам человека со своим аппаратом или в сотрудничестве с привлеченными экспертами и неправительственными организациями, специализирующимися на защите прав человека в местах принудительного содержания. Как правило, это 5-10 сотрудников в аппарате Уполномоченного.

Выступивший в конце дня директор совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы «Российский проект ОНК» Валентин Гефтер буквально ошеломил присутствующих сообщением о том, что в России сегодня почти 1000 человек занимаются контролем за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, и делают это в соответствии со специальным федеральным законом. Их полномочия не так широки, как полномочия членов НПМ, но работают они с большим энтузиазмом, вполне профессионально и без труда могли бы вписаться в эту семью национальных превентивных механизмов. Остается надеяться, что через некоторое время Россия ратифицирует факультативный протокол к Конвенции против пыток, и будет на равных сотрудничать с национальными превентивными механизмами других стран. А команда тех, кто может, профессионально заниматься этой нелегкой и важной работой, уже фактически создана.

Программа форума

Любовь Виноградова,

исполнительный директор Российского проекта ОНК