ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам общественного контроля за обеспечением прав человека при содержании...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам общественного контроля за обеспечением прав человека при содержании в дежурной части и ИВС отдела полиции № 1 УМВД РФ по Мурманской области от 15 января 2015 г.

1985

Текст уведомления, отправленного 15.01.2015 в 15.45 по факсу УМВД Мурманской области 47-60-26, прилагается. Для фото-видео фиксации хода общественного контроля и условий содержания задержанных у членов ОНК при себе имелся фотоаппарат.

Группа посещения: члены ОНК Мурманской области Пайкачева Ирина Владимировна, Репин Константин Петрович

Проверены: помещение для ожидания посетителей, помещение для подготовки обращений, камеры ИВС (в которых находились заключенные), коридор и санузел в ДЧ, КСЗЛ.

Сопровождающий по ИВС – зам. начальника ИВС Котченко Михаил Степанович

Сопровождающий по ДЧ - дежурный смены Агапов Анатолий Михайлович.

Результаты проверки Дежурной части (ДЧ):

Список членов ОНК в ДЧ отсутствует.

На момент посещения в учреждении задержанных не содержалось.

Жалобы на действия сотрудников полиции и условия содержания в ДЧ в ОНК накануне и в процессе посещения не поступали.

Книга учета доставленных лиц (КУДЛ), начата 01.01.2015, содержит в названии п.10 сведения, предусмотренные приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. № 389 (с изменениями, внесенными приказом МВД РФ от 19 июня 2014 г. № 512) - о принесении извинения сотрудниками полиции за необоснованное доставление или задержание. Информации о необоснованном доставлении и задержании за указанный период членами ОНК не выявлено.

Дактилоскопирование, со слов сотрудников ДЧ, они проводят всем доставленным, помимо тех, кто письменно оказался от его проведения, информация о правилах проведения дактилоскопирования на стендах ДЧ отсутствует. Это позволяет предположить, что, дактилоскопирование лиц, указанных в ст. 9 128-ФЗ (п. ж) «граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства: подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, установить личность которых возможно было иным способом», производится сотрудниками ДЧ в недобровольном порядке, что является нарушением прав граждан и действующего законодательства.

Дежурная часть оборудована двумя помещениями для задержанных - камерами для содержания задержанных лиц (КСЗЛ).

Информационных стендов для доставленных и задержанных в ДЧ не наблюдается (у членов ОНК не было возможности посетить помещение для «разбора» - (помещения ДЧ, где проходит выяснение оперативным дежурным ДЧ обстоятельств доставления и обстоятельств задержания), проверить в нем наличие информационных стендов и оборудования, предусмотренного приказом МВД от 30 апреля 2012 г. № 319).

В помещениях дежурной части, включая КСЗЛ, несколько лет назад произведен качественный ремонт, после которого помещения находятся в очень хорошем, в том числе, санитарном, состоянии.

Однако во время посещения наблюдателями обнаружены обстоятельства, которые являются одними из факторов, сумма которых может привести к установлению факта бесчеловечного либо ненадлежащего обращения с заключенными.

Наблюдатели при этом исходят, в частности из следующих норм и принципов международного и национального права:

Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст.10 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. 
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (из ст. 5 Закона РФ "О полиции" ).

Статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ , принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащихся под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 15 указанного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется предусмотренными законами способами. Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье, иные и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Право доставленных задержанных, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ДЧ и ИВС ОП МВД России по Октябрьскому району г. Мурманска, на Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» материально-бытовые условия принадлежит им в силу закона.

Материально-бытовые условия в КСЗЛ ДЧ ОП 1 УМВД РФ по г. Мурманску: количество КСЗЛ - помещений для задержанных определяется исходя из среднесуточной наполняемости помещений, но не менее 4 квадратных метра на одного человека (п. 1 Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утв. приложением № 2 к приказу МВД РФ № 389). Количество камер менее трех является нарушением действующего законодательства, поскольку не позволяет одновременно содержать раздельно мужчин, женщин и несовершеннолетних и иных лиц. Ни одна из камер ДЧ (КСЗЛ) не оборудована детской кроватью для содержания женщин с детьми в возрасте до трех лет. В коридоре ДЧ имеется клетка, не предусмотренная действующим законодательством.

Окна в КСЗЛ отсутствуют, освещение КСЗЛ от ламп, расположенных высоко под потолком (не менее 3 м.) не достаточное для отсутствия угрозы для зрения при чтении. Питание и постельные принадлежности находящимся в КСЗЛ не выдаются, нет бачков для питьевой воды. КСЗЛ из мебели оборудованы только лавкой шириной около 60 см. Раковина и туалет в КСЗЛ отсутствуют. Со слов сотрудников, они выводят заключенных по их просьбе в туалет, расположенный в коридоре ДЧ. Вместо одной из стен КСЗЛ - решетка.
Т. о. членами ОНК констатируется: необеспечение заключенных в КСЗЛ питанием, водой, туалетом, отсутствие спальных мест, доступа свежего воздуха, приватности, недостаточность освещения, отсутствие доступа к информации, возможность женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, содержаться с ними совместно, угроза тайного содержания в местах, не предусмотренных законом, поскольку:

камеры не приспособлены для сколько-нибудь продолжительного в них пребывания - вся мебель состоит из скамьи, нет ни стула, ни стола. Кроме того, камеры для задержанных предназначенные для нахождения в них, в том числе, в ночное время, не приспособлены для ночного отдыха – ширина скамьи около 60 см., что недостаточно для удержания на ней матраса. В камерах нет туалета и раковины. В них нет двери в собственном смысле слова: при металлической решетке вместо двери задержанные (в т.ч. женщины, несовершеннолетние) вынуждены находиться у всех на виду в связи с постоянным присутствием сотрудников только мужского пола у камеры.

В камерах для задержанных нет окон и, как следствие, естественного света и свежего воздуха. При отсутствии окон в камерах, на окнах в коридоре, которые наблюдаются из камер, помимо решетки, установлены металлические ставни, через которые заключенные не могу что-либо увидеть.

Ни одна из камер ДЧ (КСЗЛ) не оборудована детской кроватью для содержания женщин с детьми в возрасте до трех лет, что может привести к нарушению права женщин на содержание с детьми в возрасте до трёх лет и самих детей на совместное содержание (неразлучение) с матерью.

В коридоре ДЧ имеется клетка, не предусмотренная действующим законодательством. В очередной раз сотрудники ДЧ заверяли членов ОНК, что она не используется для содержания людей. Однако при осмотре клетки члены ОНК обнаружили, что клетка открывалась после ремонта, поскольку краска на задвижке стерта, а возле клетки, расположенной в самом дальнем углу коридора ДЧ, ощущался стойкий смешанный запах мочи, алкоголя и давно не стираной одежды (аналогичный тому, когда в места принудительного содержания доставляют бездомных, ночующих в подвалах в уличной одежде).

Члены ОНК обращают внимание на нарушение национальных и международных стандартов прав человека условиями содержания в КСЗЛ ОП-1 УМВД по городу Мурманску.

В аналогичных условиях ЕСПЧ признавал нарушение статей 3 и 13 ЕКПЧ.

Члены ОНК исходят из того, что никто не должен подвергаться пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В качестве прецедентных и аналогичных условиям содержания в ДЧ ОП-1 УМВД города Мурманска, можно привести следующие нарушения статьи 3 ЕКПЧ и факты, признанные Судом бесчеловечным обращением в местах лишения свободы, сочетание которых может составить нарушение ст. 3 ЕКПЧ:
Пребывание в участке в течение суток без пищи, воды, доступа к туалету.

Задержанные вынуждены проводить ночь в не приспособленной для сна камере, без еды, питья и доступа к туалету в любое время.
Федотов против России» от 25 октября 2005 г. (ЕСПЧ считает, что в подобных условиях заключенный стал жертвой бесчеловечного обращения, не совместимого со ст. 3 ЕКПЧ.

Отсутствие спальных мест, приватности.

Камеры не приспособлены для сколько-нибудь продолжительного в них пребывания: в них нет окна, а вся мебель состоит из скамьи.
«Моисеев против России» от 9 октября 2008 г.

Камеры для задержанных предназначенные для нахождения в них, в том числе, в ночное время, не приспособлены для ночного отдыха. В них нет туалета и раковины. Вся мебель в камерах сводится к скамье, нет ни стула, ни стола. В камерах нет двери в собственном смысле слова; при металлической решетке вместо двери задержанные (в т.ч. женщины, несовершеннолетние) вынуждены находиться у всех на виду. ЕСПЧ указал, что данный факт был (в частности, для женщины) тяжелым испытанием в связи с постоянным присутствием сотрудников (тогда еще милиции) мужского пола у камеры.

«Щербет против России» от 12 июня 2008 г.

Отсутствие постельных принадлежностей.

«Новоселов против России» от 2 июня 2005 г.,
«Романов против России» от 20 октября 2005 г.

Отсутствие доступа к свету и свежему воздуху

В камере для задержанных нет окон и, как следствие, естественного света и свежего воздуха. ЕСПЧ признал такую ситуацию неприемлемой. 
«Андреевский против России» от 29 января 2009 г

.

На окнах в камерах, помимо решетки, установлены металлические ставни, через которые заключенные не могу что-либо увидеть.
«Романов против России» от 20 октября 2005 г.

В целом положительно характеризуя работу дежурной части и ИВС, вежливое и корректное поведение сотрудников, нельзя не отметить следующее:

- у помощника дежурного ДЧ Белякова Павла Николаевича отсутствовал на форме бейдж (он его надел только после замечания членов ОНК, проявил при этом некорректность общения).

- из-за несоблюдения процедуры пропуска членов ОНК, регламентированной Приказом МВД РФ от 06.03.2009 №196:

а) членам ОНК сотрудники ОП трижды предложили предъявлять свои документы разным должностным лицам.

Первый раз – во исполнение п. 8 Приказа МВД РФ от 06.03.2009 №196 (проверка мандатов и документов, удостоверяющих личность) помощника дежурного ДЧ перед проходом в дежурную часть (который, правда, согласился с тем, что документы можно проверить, когда выйдет сопровождающий по ИВС.

Второй – вышедшему по вызову дежурного ОП для сопровождения членов ОНК заместителю нач. ИВС Котченко Михаилу Степановичу, который сказал, что документы еще нужно будет предъявить перед входом в ИВС.

В третий – на входе в ИВС документы у членов ОНК потребовал дежурный по ИВС прапорщик полиции Чигарев Александр Анатольевич.

б) Чигарев А.А., в нарушение ФЗ 76 о 10.06.2008 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания …» и Приказа МВД РФ от 06.03.2009 №196, потребовал от членов ОНК предъявить ему уведомление о посещении и не пропускал членов ОНК до тех пор, пока они не были вынуждены предъявить ему уведомление (которое по случаю оказалось у них с собой).

в) И в дальнейшем Чигарев А.А. проявил некорректность общения, абсолютное незнание полномочий членов ОНК. Так, в ответ на просьбу предъявить журналы учета лиц, содержащихся в ИВС, он ответил отказом. А в ответ на вопрос, почему он не предоставляет документы, необходимые для контроля за обеспечением прав человека в данном ИВС, он ответил: - «Потому что», не потрудившись сослаться на нормативный акт, регламентирующий, с его точки зрения, этот вопрос, либо на запрещающий предоставление этих документов приказ руководства. Перед посещением Чигарев А.А. запретил членам ОНК пронести с собой имевшийся у них при себе фотоаппарат. В процессе посещения Чигарев А.А., ссылаясь на то, что приехал конвой, потребовал от членов ОНК покинуть помещение ИВС.

Незнания полномочий членов ОНК сотрудниками  ИВС приводят к воспрепятствованию осуществления полномочий членов ОНК, а также к созданию конфликтных ситуаций.

Общие результаты проверки ИВС:

Список членов ОНК в ИВС расположен на информационном стенде, недоступном для заключенных, под ворохом других бумаг, в нем содержаться только ФИО членов ОНК и полностью отсутствуют их контактные данные.

В ИВС имеется 7 камер, лимит содержания установлен? человек.

Ни одна из камер ДЧ (КСЗЛ) не оборудована детской кроватью для содержания женщин с детьми в возрасте до трех лет, что может привести к нарушению права женщин на содержание с детьми в возрасте до трёх лет и самих детей на совместное содержание (неразлучение) с матерью.

На момент посещения в камерах содержалось 10 заключенных мужского пола:

4-ро - в связи с административными правонарушениями:
Камера № 6
З
Углаев Денис Алексеевич (на 7 суток)
Камера № 4 Размер камеры меньше, чем других?
К
М

В камере некурящий Котлов содержался совместно с курящим.
Задержанные в связи с административными правонарушениями на вопросы о питании в ИВС ответили, что к качеству пищи у них претензий нет. На вопрос, что у них было на завтрак и обед ответили, что на завтрак была каша, чай с хлебом, на обед – картофельный суп и картофель с рисом. По поводу температуры пищи – слегка теплая.

Сотрудники пояснили, что к обеденному времени пищу привозят в термосах, в обед раздается заключенным еще теплой. Пищу, предназначенную на ужин, сотрудники разогревают перед ее раздачей заключенным.

Заключенные не выводились на прогулку, сотрудниками прогулка им не предлагалась.

Задержанные в связи с административными правонарушениями обеспечены сотрудниками ИВС комплектом постельного белья (две простыни, наволочка) и полотенцем, а также постельными принадлежностями – матрацем, подушкой, одеялом.

Имеются замечания по материально- бытовому обеспечению и обеспечению приватности:

- по матрацам, они нефункциональны, набивка практически отсутствует в средней части матраца, сбилась к краям.
- отсутствие лестницы для подъема на кровати второго яруса;
- окна в камере размером 60х30 см, расположены выше человеческого роста, открываются сотрудниками только по просьбе заключенных;
- в камере отсутствует встроенное зеркало;
- заграждение туалета, представляющего из себя чашу Генуя, возвышается над подиумом, где во время пользования туалетом стоит человек, на высоту чуть более метра, что не обеспечивает приватности, особенно со стороны второго яруса кроватей.

Положительный момент:

- администрация ИВС в случае особой изношенности матраца выдает второй матрац;
- администрацией ИВС обеспечивается право заключенных на телефонный разговор с родственниками и близкими в порядке, предусмотренном законом.

Т. о. членами ОНК обмечается безусловное и своевременное соблюдение сотрудниками ДЧ и ИВС одного из международных стандартов обращения с заключенными в полиции, предусмотренного п. 36 второго Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3], касающегося права информировать о факте своего задержания третью сторону по своему усмотрению (члена семьи, друга,…). Что касается права доступа к адвокату и права требовать медицинского осмотра врачом по своему усмотрению (в дополнение к любому медицинскому осмотру, проведенному врачом, вызванным полицейскими властями), то соблюдение этих стандартов в отношении вышеназванных заключенных, членами рабочей группы ОНК ставиться под сомнение и, во всяком случае, требует дополнительного изучения и посещений.

36. Комитет придает особую важность трем правам лиц, задержанных полицией: право информировать о факте своего задержания третью сторону по своему усмотрению (члена семьи, друга, консульство), право доступа к адвокату и право требовать медицинского осмотра врачом по своему усмотрению (в дополнение к любому медицинскому осмотру, проведенному врачом, вызванным полицейскими властями).1 Эти права, по мнению Комитета, являются тремя основными гарантиями против жестокого обращения с задержанными лицами, которые следует применять с самого момента лишения свободы, независимо от его названия в данной правовой системе (задержание, арест, и т.д.).
п. 36 второго Oбщего доклада [CPT/Inf (92) 3]

6-ро – конвоированных из СИЗО-1 г. Мурманска, из них 1 – для рассмотрения дела в суде, остальные – для встречи со следователями.

Из СИЗО-1 г Мурманска в ИВС 15.01.2015 около 12.00 были доставлены и размещены в камеры № 2 и № 7 заключенные:

Камера № 2:

К
С
Р

В СИЗО содержаться в камерах 226, 214,?

Поступили жалобы:

по содержанию в ИВС:

- на отсутствие с 12 до 17 часов возможности ориентироваться во времени - нет часов, а радиопрограмма не содержит сигналов точного времени;

- за все время содержания в ИВС на протяжении пяти часов не предоставлялся кипяток, в том числе и в ответ на просьбу заключенных, когда они его просили у сотрудников. Положительный момент – сотрудники в присутствии членов ОНК принесли свои извинения за непредоставление кипятка по просьбе заключенных и пообещали кипятком обеспечить;

- все пять часов заключенные этой камеры находились в ИВС без пищи, сотрудники пояснили это тем, что все заключенные, прибывающие в ИВС из СИЗО, отказываются от приема пищи, поскольку она предоставляется в общей посуде;

- отсутствие периодики.

по условиям перевозки в автозаке:

- транспортировка в автозаке происходит в застегнутых наручниках, при этом ремни безопасности отсутствуют.

по условиям содержания в СИЗО-1:

- отсутствие в большом количестве камер телевизоров и периодики;
- отсутствие возможности ориентироваться во времени (нет часов) и возможности регулировать громкость радио в камерах и на громкость «общего» радио в коридоре СИЗО.

Положительный момент – все заключенные отметили хорошее качество питания в СИЗО-1.

по условиям содержания в Октябрьском суде города Мурманска:

- конвой, доставивший заключенного в суд (в эо день 15.01.2015), не выдал по просьбе заключенного кипяток, в результате чего он не мог воспользоваться во время обеда сухим пайком, выданным ему в СИЗО.

Недостатки, отмечено наблюдателями:

в камере № 2 ИВС:

- заключенные не выводились на прогулку, сотрудниками прогулка им не предлагалась (такие были ответы на вопросы наблюдателей);
- размер камеры меньше?, чем в других камерах ИВС при одинаковом количестве кроватей, камера выглядит тесной;
- освещение камеры тусклое при темном цвете стен;
- отсутствие лестницы для подъема на кровати второго яруса;
- окна в камере размером 60х30 см, расположены выше человеческого роста, открываются сотрудниками только по просьбе заключенных;
- в камере отсутствует туалетная бумага;
- в камере отсутствует питьевая вода, кружки;

- в камере отсутствует встроенное зеркало;
- заграждение туалета, представляющего из себя чашу Генуя, возвышается над подиумом, где во время пользования туалетом стоит человек, на высоту чуть более метра, что не обеспечивает приватности, особенно со стороны второго яруса кроватей.

в камере № 7:
С
Т
Б – выводился к следователю

Замечания:

-заключенные не выводились на прогулку, сотрудниками прогулка им не предлагалась;
- размер камеры меньше?, чем в других камерах ИВС при одинаковом количестве кроватей, камера выглядит тесной;
- освещение камеры тусклое при темном цвете стен;
- отсутствие лестницы для подъема на кровати второго яруса;
- окна в камере размером 60х30 см, расположены выше человеческого роста, открываются сотрудниками только по просьбе заключенных;
- в камере отсутствует туалетная бумага;
- в камере отсутствует питьевая вода, кружки;

- в камере отсутствует встроенное зеркало;
- заграждение туалета, представляющего из себя чашу Генуя, возвышается над подиумом, где во время пользования туалетом стоит человек, на высоту чуть более метра, что не обеспечивает приватности, особенно со стороны второго яруса кроватей

Жалобы и условия содержания – аналогичные (камере № 2). Заключенные также отметили хорошее качество пищи в СИЗО 1.

Во время посещения камеры № 7 за заключенными, прибывшими из СИЗО-1, приехал конвой. Ссылаясь на это обстоятельство, сотрудники ИВС потребовали от членов ОНК покинуть помещение ИВС.

Т. о. членами ОНК констатируется: не обеспечение заключенных в ИВС питанием и водой для питья (в отношении доставляемых из СИЗО), доступа свежего воздуха, приватности, содержание некурящих вместе с курящими, недостаточность освещения, отсутствие доступа к информации, отсутствие условий для возможности женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, содержаться с ними совместно, не обеспечение безопасности (перевозка в наручниках при отсутствии ремней безопасности в автозаках).

При этом дополнительно к вышеназванным членами ОНК принято во внимание следующее нарушение стандарта прав человека, выявленное ЕСПЧ:

Содержание некурящих вместе с курящими

В камере отсутствовала достаточная вентиляция, тогда как в ней

вместе с заявителем содержались лица, которым

явно дозволялось курить в камере.

«Калашников против России», от 15 июля 2002г.,
«Гришин против России», от 15 ноября 2007 г.,
«Новоселов против России» от 2 июня 2005 г.

На основании общественного контроля обеспечения соблюдения прав человека в ОП-1 члены рабочей группы ОНК считают возможным дать следующие рекомендации:

В адрес руководства УМВД РФ и УФСИН РФ по Мурманской области:

1.Провести совместную проверку организации питания и обеспечения питьевой водой (в т.ч. кипятком) заключенных в ИВС региона по условиям и гарантиям обеспечения трехразовым горячим питанием (в течение суток) заключенных, доставляемых в ИВС из СИЗО.

2.По заявлениям заключенных и по мнению членов ОНК участвовавших в посещении, отсутствие часов дезориентирует человека во времени, является формой нарушения прав человека на информацию и, как следствие, ненадлежащего обращения, эффект которого на данное лицо часто равносилен жестокому психологическому воздействию. Предлагаем размещать часы над выходами в прогулочные дворики, отсеки мест принудительного содержания, в которых располагаются камеры, над входом в камеры.

В адрес руководства УМВД РФ по Мурманской области:

1.? Провести проверку организации питания и обеспечения питьевой водой (в т.ч. кипятком) заключенных, содержащихся в ДЧ и ИВС региона.

2.? Провести проверку предоставления заключенным:

- условий для ночного отдыха в камерах для задержанных ДЧ региона, в частности, местом для сна, достаточным по ширине для размещения и удержания на нем матраса;

- постельных принадлежностей (матраса, подушки, белья) для ночного отдыха.

3. Провести проверку ДЧ региона на отсутствие в помещениях ДЧ «клеток» и других мест, официально не признанных местами содержания под стражей.

4. Обеспечить проведение работ в ДЧ и ИВС региона по оборудованию в них условий для совместного пребывания женщин с детьми в возрасте до 3-х лет, выделив для этих целей специальные помещения, оборудовав их детской кроватью и другими предметами, предназначенными для ухода за детьми.

5. Обеспечить оборудование всех «автозаков» для перевозки заключенных ремнями безопасности по числу посадочных мест, а также детскими креслами для перевозки детей в возрасте до трех лет.

В адрес руководства ОП-1 УМВД РФ по Мурманской области:

1. В целях предотвращения прав лиц, в частности, доставляемых в ДЧ, провести разъяснительную работу с сотрудниками ОП 1 (дежурных частей):

- о том, что сотрудники, несущие службу в дежурной части, обязаны во время дежурства постоянно носить нагрудный бейдж;

- о том, что обязательной дактилоскопической регистрации сотрудниками полиции подлежат не все лица, а лишь те подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, личность которых иным способом установить невозможно (п. «ж» ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»).

2. Провести служебную проверку по факту некорректного поведения, прапорщика полиции Чигарева Александра Анатольевича - незнания им обязанностей сотрудника полиции, полномочий членов ОНК и ведомственных нормативных актов, регламентирующих действия сотрудников полиции при посещении членов ОНК с изучением аудио- видеозаписей общения совместно с членами ОНК.

В адрес отдела конвоирования УМВД по Мурманской области:

1.? В целях обеспечения безопасности заключенных во время движения автотранспорта не допускать их перевозку в закрытых помещениях автозаков в наручниках, либо предоставить подтверждение мер по обеспечению безопасности, таких, например, как наличие ремней безопасности для заключенных, ограничение скорости передвижения автозака в процессе перевозки, нахождение таких лиц под постоянным наблюдением сотрудников, возможность доставки конвоем пострадавших в ближайшее к месту аварии медицинское учреждение и т.п. (рекомендация требует обсуждения и информирования членов ОНК и дополнительной проверки членами ОНК условий перевозки).

2.?  Провести разъяснительную работу с сотрудниками отдела конвоирования по обеспечению заключенных, доставленных в конвойные помещения судов, кипятком, в том числе для разогрева и использования сух. пайка.

В адрес УФСИН РФ по Мурманской области и ФКУ СИЗО-1 г. Мурманска

1.? Объявить благодарность сотрудникам СИЗО-1 и заключенным из отряда хоз. обслуживания за организацию питания заключенных и хорошее качество пищи.

2.?  Оборудовать помещения СИЗО-1 часами и радиоприемниками с целью обеспечения права заключенных на информацию. Без представления лицам, изолированным от общества, физической возможности получения постоянной информации о жизни общества, говорить о социализации заключенных невозможно. Вопрос информации и просвещения – один из центральных в социализации не только заключённых, но и иных сограждан, в том числе сотрудников учреждений УИС (часто в течение всего рабочего дня они вынуждены слушать те же радиопередачи, которые транслируются по громкой связи для заключенных). Поэтому важно заботиться о содержании общественно-информационных и просветительских, культурно-развлекательных программ, чему в наибольшей степени отвечает содержание многоформатного вещания «Радио России». Тем более что другой радиостанции со столь же разнообразным набором программ в России нет; во-вторых, эта общедоступная сеть, располагает ретранслирующими станциями в диапазонах ФМ, КВ, СВ и ДВ по всей области; в-третьих, это государственная радиостанция, возражать против трансляции передач которой по признакам идеологической или иной неприемлемости не может ни один чиновник. Именно по этим трём свойствам члены ОНК настаивают на обязательном сплошном (либо значительно преимущественном - не менее 80 % времени) внедрении трансляции «Радио России» во всех учреждениях УИС региона. Радио, которое должно быть (оно не запрещено) и во «внутриведомственных» местах дополнительного наказания (п.4 ст.94 УИК РФ). Организация именно радиотрансляции (а не просто прослушивания развлекательных музыкальных программ) за счёт средств УИС является для администраций учреждений УИС обязательной.

При этом в обязательном и срочном порядке, без допущения исключений, необходимо обеспечивать возможность самим заключенным включать, выключать и регулировать громкость прослушивания радиопередач. Поскольку получение информации посредством радиовещания является правом, а не обязанностью заключенных.

Членам ОНК Мурманской обл.:

В ближайшее время провести контрольное посещение ДЧ и ИВС с целью проверки:

- организации питания с изучением соответствующей документации в ИВС ОП 1 (и, по возможности, других МПС УМВД РФ по Мурманской области, в том числе расположенных в ЗАТО);

- сроков и пригодности к эксплуатации матрасов с изучением соответствующей документации в ИВС ОП-1 (и, по возможности, других МПС УМВД РФ по Мурманской области, в том числе расположенных в ЗАТО);

- провести выборочную проверку записей в КУДЛ и КУСП в ИВС ОП-1 (и, по возможности, других МПС УМВД РФ по Мурманской области, в том числе расположенных в ЗАТО);

- провести проверку среди лиц, задержанных полицией Мурманской области, соблюдение сотрудниками полиции права заключенных информировать о факте своего задержания третью сторону по своему усмотрению (члена семьи, друга, консульство), права доступа к адвокату и права требовать медицинского осмотра врачом по своему усмотрению (в дополнение к любому медицинскому осмотру, проведенному врачом, вызванным полицейскими властями);

- провести проверку по обеспечению заключенных, доставленных в конвойные помещения судов, кипятком, в том числе для разогрева и использования сух. пайка (в Октябрьском суде г. Мурманск, по возможности в конвойный помещениях других судов Мурманской области).

Просим председателя ОНК Мурманской области Мананкова Ю.Ю. организовать общее собрание членов ОНК для обсуждения ряда поставленных вопросов, в частности, по реализации полномочий членов ОНК по контролю за обеспечением прав человека в дежурных частях и изоляторах временного содержания в отделах полиции, расположенных на территориях ЗАТО Мурманской области.

Члены ОНК Мурманской области Пайкачева Ирина Владимировна

Репин Константин Петрович