ЗАКЛЮЧЕНИЕ о посещении отдела МВД России по Иркутскому району, г. Иркутск, ул....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ о посещении отдела МВД России по Иркутскому району, г. Иркутск, ул. Трудовая, 9.

1619

В соответствие со ст.15 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и, о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ 31.01.2015 г. члены ОНК Иркутской области Хроменкова Н.А. и Варшней Н.Е. посетили отдел МВД России по Иркутскому району, г. Иркутск, ул. Трудовая, 9 для осуществления общественного контроля по соблюдению прав граждан, условий содержания доставленных и задержанных, работы с жалобами.

Уведомление, отправлено 31.01.2015 в 17.20 по факсу ГУ МВД Иркутской области 21-24-23, в 17.34 сделан звонок ответственному дежурному ГУ МВД по телефону 21-65-11. Для фото-видео фиксации хода общественного контроля и условий содержания задержанных у членов ОНК при себе имелся фотоаппарат.

Цель визита: проверка соблюдения прав граждан, условий содержания доставленных и задержанных, работа с жалобами.

Посещение начато в 17.44, закончено в 20.20.

Сопровождал: и.о. начальника дежурной части капитан вн. службы Прокопов Валерий Степанович.

На момент проверки членами ОНК, в отделе находятся задержанные и доставленные - 3 человека.

В ходе посещения были проверены: информационный стенд, камеры № 1-3; Книга учета лиц доставленных в отдел МВД России по Иркутскому району.

Оперативные сотрудники дежурной части открыты к общению и взаимодействию. Руководитель дежурной части, и.о. начальника дежурной части Прокопов В.С. при приходе членов ОНК не хотел запускать в отдел. Вначале попросил у нас Предписание на основании чего проводится проверка, на что мы объяснили, что согласно ФЗ РФ № 76 члены ОНК после соответствующего уведомления могут осуществлять проверку мест принудительного содержания, затем показали свое Заключение от 15.08.2014 года, сказали, что мы ранее уже проводили проверку данного учреждения. Ответа на данное заключение до сих пор не получили и вот решили посмотреть сами, что сделано, что изменилось после нашего посещения. Прокопов В.С. взял у нас Заключение, развернулся и куда-то пошел, только после нашего вопроса, куда он пошел с нашим документом, он нам пояснил, что в отдел кадров. После некоторого ожидания нам предложили войти.

Жалобы в ОНК на действия сотрудников полиции и условия содержания накануне и в процессе посещения не поступали.

Выявлено:

1.? Информационные стенды при входе в отдел соответствуют нормам.

Отсутствует правовая информация в местах доступных для задержанных, предусмотренного приказом МВД от 30 апреля 2012 г. № 319, стенда с информацией для задержанных вообще нет.

Наблюдатели при этом исходят, в частности из следующих норм и принципов международного и национального права:

Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (ст.10 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. 
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (из ст. 5 Закона РФ "О полиции" ).

Статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ , принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащихся под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 15 указанного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется предусмотренными законами способами. Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье, иные и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2.? Безбарьерное пространство для инвалидов отсутствует. Условия для «уязвимой группы» задержанных (женщины, женщины с детьми, беременные женщины, несовершеннолетние, инвалиды) не созданы вообще.

3.? Помещение оборудовано 3 камерами содержания задержанных:

количество КСЗЛ - помещений для задержанных определяется исходя из среднесуточной наполняемости помещений, но не менее 4 квадратных метра на одного человека (п. 1 Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утв. приложением № 2 к приказу МВД РФ № 389). Количество камер менее трех является нарушением действующего законодательства, поскольку не позволяет одновременно содержать раздельно мужчин, женщин, несовершеннолетних и иных лиц.

Так как не допустили посмотреть камеры, не впустили даже в коридор перед камерами, то не удалось посмотреть оборудована ли хотя бы одна из камер ДЧ (КСЗЛ) детской кроватью для содержания женщин с детьми в возрасте до трех лет.

4.? Сухпайки в наличии имеются (был показан 1 сухпаёк), но питание задержанных, находящихся более 3х часов осуществляется за счет самих задержанных. Осуществление питания задержанных, находящихся боле 3х часов, сотрудниками нигде не фиксируется.

5.?  Питьевая вода в свободном доступе для задержанных отсутствует. Со слов сотрудников, набирается при необходимости из под крана в туалете. Посуды и стаканов нет.

6.? Имеется аптечка первой помощи. Состав аптечки направлен на оказание первой неотложной помощи. Факты вызова медицинской скорой помощи фиксируются в рабочей тетради оперативного дежурного. Наблюдалась рассогласованность в представлении информации: И.О. начальника ДЧ сообщил об отсутствии фактов вызова скорой помощи в январе 2015 года, в Рабочей тетради оперативного дежурного зафиксирован вызов скорой помощи в январе 2015 года.

7.? Книга учета доставленных лиц (КУД), начата 28.11.2014г., ведется с нарушениями:

На момент проверки находятся 3 человека, записи об их прибытии за 31.01.2015 года в журнале нет. Имеются записи № 164; 165; 166 о данных гражданах от 30.01.2015 года, задержаны в 21.00 убыли в ИВС 23.50. Непонятен остался факт предоставления неверной информации И.О. начальника ДЧ Прокоповым В.С., который сообщил, что лимит составляет 3 человека, а на момент проверки находятся 2 человека. Из них инвалидов – нет, женщин – нет, несовершеннолетних – нет, иностранных граждан – нет. В результате проверки выяснилось, что задержанных 3 и все они граждане Таджикистана, находятся в КСЗЛ, двое в наручниках, без регистрации в журнале КУД.

Записи без времени освобождения №: 1332; 13660; 1405; 1409; 1410; 1411; 1415 - нет даты и времени; 1419; 1431; 1454; 1483; 32; 66; 160; 161; 162.

Записи без времени задержания №: 1410; 1411; 1413 - нет даты и времени; 160; 161; 162.

Запись № 76 вообще без записи, оставлена в резерве, пред ней запись № 75 имеется, после нее запись № 77 имеется.

Запись № 168 в графе время освобождения отсутствовала. Сделана при нас. Поставлено время освобождения 16.45.

Тем самым, можно определить, что не соблюдается ст.27.5 КоАП Российской Федерации, в части того, что срок административного задержания не должен превышать 3 часа.

В связи с чем, возможно сделать вывод, что в нарушение прав, задержанные и доставленные граждане находятся в пункте полиции более 3 часов без законных оснований.

8.? Состояние помещений для задержанных осталось прежнее:

8.1.? Во всех камерах темно, нет естественного освещения (нет окон), и искусственного освещения (нет ламп). Освещение искусственное только в коридоре (также окон нет), лампы находятся на стене напротив камер и направлены в сторону камер. Свет не достаточный, читать невозможно.

8.2.? Данное Помещение не оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, нет обеспечения доступа свежего воздуха. Имеется решетчатая вентиляция в стене, но этого не достаточно для данного помещения, душно. В камеры доступа свежего воздуха вообще нет. Стоит устойчивый затхлый запах. (п.7 «Правила оборудования служебных помещений для задержанных» Помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией).

8.3.?  Стол в коридоре перед камерами: грязный, заляпанный черной краской от процедур по снятию отпечатков пальцев. Краска пачкает. Информация об отказе от дактило-видео учета отсутствует. Согласно книге КУД всех задержанных и доставленных (даже несовершеннолетних) ставят на дактило-видео учет.

8.4.?  Нет санузла для доставленных и задержанных. Имеется общий санузел, для сотрудников и задержанных, в общем коридоре, где кабинеты сотрудников отдела. Из помещения, где находятся камеры необходимо пройти 4 двери и 3 коридора, чтобы дойти до туалета. В санузле стойкий запах, грязно, нет средств личной гигиены (мыла, туалетной бумаги, салфеток).

8.5.?  Дверь, отделяющая помещение, где содержаться задержанные и двери камер - из оргстекла: грязные, заляпанные пальцами.

9.? Не определена зона для работы с задержанными. В ней отсутствует телефон для звонка родным.

10.? Со слов сотрудников сан.обработка производится уборщицей, но на момент проверки очень грязно: стены и двери грязные, полы не мыты.

11.? Двое задержанных в КСЗЛ содержались в наручниках.

12.? На момент 20.00 ужин задержанным не предоставлен. В течение проверки задержанные в туалет не выводились.

По окончании проверки сделано обращение на телефон доверия отдела МВД России по Иркутскому району и на телефон доверия ГУ МВД России по Иркутской области по неправомерному использованию и содержанию задержанных в наручниках во время пребывания в КСЗЛ. Данный факт противоречит ст.3 Европейской Конвенции о правах.

Условия содержания задержанных приравнены к пыточным условиям содержания.

По результатам посещения считаем необходимым дать следующие рекомендации, направленные на улучшение соблюдения прав, свобод и законных интересов задержанных и доставленных граждан в деятельности ОП:

1.? Оборудовать стенды с правовой информацией в местах доступных для задержанных. Обеспечить доступ к информации, к телефону, предоставлять возможность переговоров с лицами, которые вправе контролировать орган полиции, а также в соответствии с п. 8 Наставлений по работе с доставленными. Вести учет фактов переговоров задержанных, а также особое внимание уделить осуществлению переговоров задержанных несовершеннолетних, оповещению их родственников – вести запись во сколько, по какому телефону, Ф.И. оповещенного родственника и степень родства с несовершеннолетним.

2.? Обеспечить задержанным свободный доступ к питьевой воде.

3.?  Своевременно обеспечивать питанием, не за средства задержанных, а из средств, выделенных бюджетом на осуществление питания задержанных, вести записи о предоставлении питания задержанным на срок более 3х часов. Вышестоящим органам провести проверку целевого расходования данных средств отделом полиции Иркутского района.

4.? Привести в порядок записи в книге учета лиц доставленных в отдел полиции. Отмечаем системное нарушение по итогам повторной проверки – своевременно вносить: дату, время задержания и время освобождения (либо убытия). Не оставлять пустых резервных строк. В соответствии с новым законом «о Полиции» вести фиксацию фактов неправомерного доставления в ОП, а также принесения извинения гражданам, неправомерно доставленным в ОП.

5.? Привести в соответствии с Правилами, Положением, Наставлением и САНнормами: вентиляцию, освещение помещений Дежурной части, КСЗЛ, коридоров.

6.? Своевременно проводить санобработку помещений и санузела. Обеспечить санузел средствами личной гигиены (мылом, туалетной бумагой, салфетками).

7.? Проверить правомерность использования и содержания задержанных в наручниках во время пребывания в КСЗЛ.

8.? Объявить благодарность оперативным сотрудникам, которые дежурили в данной смене за профессионализм, тактичность, внимательность к обращавшимся гражданам.

9.? Провести обучение руководящего состава, ознакомить с ФЗ РФ от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и ФЗ РФ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", а также по Правам человека, по работе с «уязвимой» группой граждан (женщины, женщины с детьми, беременные женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

10.? Провести служебную проверку по факту соответствия И.О. начальника ДЧ Прокопова В.С. занимаемой должности в связи с предоставлением им членам ОНК неоднократно несоответствующей действительности информации (количество и национальности задержанных, вызов скорой помощи), а также внесением им во время около 18.30, во время проверки ОНК и в присутствии членов ОНК, записи времени освобождения задержанного №168 Фадеева А.С. в 16.45 (доставлен в 16.35),которого на момент проверки в ОП не было, со слов сотрудников, он был давно отпущен.

11.? По сведениям ОНК ОП Иркутского района в ближайшее время будет передислоцирован в п.Дзержинск, где для этого готовится новое помещение, в связи с чем, Руководству ОП Иркутского района следует предусмотреть создание специальных условий для содержания задержанных «уязвимой» группы (женщины, женщины с детьми, беременные женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

О принятых мерах убедительно просим дать письменный ответ по адресу: 664050, г.Иркутск, а/я 59.

Служим России.

Члены ОНК по Иркутской области Н.Е.Варшней, Н.А.Хроменкова