Посещение членами ОНК Волгоградской области ИК-28 и СИЗО-5

Посещение членами ОНК Волгоградской области ИК-28 и СИЗО-5

1632

Уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков, представитель аппарата регионального омбудсмена Алексей Пеков, члены Общественно-наблюдательной комиссии Виктор Левчук и Лариса Шеремет, представители прокуратуры  Ленинского района области 5 марта, в преддверии международного женского дня посетили с плановой проверкой единственную в регионе женскую исправительную колонию №28 и следственный изолятор №5.

В ходе планового посещения были проверены условия содержания осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении, а также  обвиняемых и подозреваемых граждан, которые содержатся в СИЗО №5.

Осмотр был начат с женской исправительной колонии. В сопровождении помощника начальника УФСИН России по Волгоградской области  по соблюдению прав человека в УИС Александра Макарова и начальника женской исправительного учреждения  Сергея Степанова правозащитники осмотрели медсанчасть, продегустировали обед в столовой, ознакомились с работой оперативного дежурного, наблюдающего за камерами видеонаблюдения на территории исправительного учреждения. Наблюдение в режиме он-лайн ведется за нарушителями режима и в местах наибольшего скопления осужденных – штрафной изолятор, швейный цех, столовая и др. Как сообщил начальник исправительного учреждения Сергей Степанов, в марте этого года здесь ожидают поступления специального оборудования, которое позволит установить видеонаблюдение в отрядах. Члены ОНК осмотрели магазин, расположенный на территории колонии. Цены среднерыночные, ассортимент разнообразный по различным группам товаров. Сергей Степанов, подчеркнул, что торговая точка официально к исправительному учреждению не относится: на товар и цены руководство колонии не влияет. Что касается качества предлагаемых осужденным продуктов питания, то были случаи, когда приходилось оформлять возврат испорченных консервов или выплаченных за них денег. Руководство колонии помогали  осужденным отстаивать свои права потребителей. Такие случаи не часты и конфликт, если и возникает, решается быстро.

Правозащитники посетили отряды с облегченными, обычными и строгими условиями содержания. Пообщались с осужденными женщинами. По рациону питания, по условиям содержания, по обеспечению лекарствами жалоб никто не высказал.

Осужденная  Анна З. обратилась к правозащитникам с просьбой посодействовать в переводе ее в другую колонию, в Московскую область. Сейчас она отбывает наказание по месту совершения преступления, но на воле остались бандиты, которые могут с ней расправиться. В Подмосковье, как уверяет, она будет чувствовать себя в безопасности и у нее будет больше шансов доказать, что она незаконно осуждена. По ее словам, она прописана в Московской области и это может служить основанием для перевода. Других оснований, как например, проживающих в Подмосковье престарелых, больных родителей, которым трудно ее посещать в Волгоградской области нет. Анна З. уверяет, что в региональном УФСИН просто «ничего не делают», не посылают ее документы и ходатайство в Москву для решения этого вопроса. Начальник колонии заявил, что ходатайство Анны З. о переводе направлялось в Москву неоднократно и приходило с одной и той же резолюцией – нет оснований для перевода, осужденный отбывает срок по месту совершения преступления.

В отрядных помещениях большие перемены. В связи с тем, что плановая численность осужденных сократилась практически втрое, в помещениях, где женщины отдыхают после работы и спят, стало заметно просторнее и уютнее. Кроме того, на территории женской колонии появилось отдельное по-домашнему уютное, обустроенное и снабженное всеми коммунальными коммуникациями помещение для женщин, которые трудятся в зоне и, как и все работающие граждане, имеют право на отпуск.

Швейный цех работает. Заказы на изделия есть. Рабочий день по графику – пять дней по 7 часов, в субботу –5 часов работы. Заработная плата зависит от заказов и плана. Бывает, что осужденные получают по 9-10 тысяч рублей в месяц. Но в среднем дневной заработок составляет 180 рублей.

Проверяющие ознакомились с условиями содержания в СИЗО №5. В сопровождении начальника следственного изолятора Даниила Семенкова осмотрели карцеры, камеры, пообщались с обвиняемыми и подозреваемыми на тему не нарушаются ли их права. По словам сидельцев жалоб у них нет. Основное внимание проверяющих было уделено содержанию несовершеннолетних. У 16-ти и 17-летних подростков, оказавшихся в местах принудительного содержания за угон автомобиля и кражу жалоб не было. Подростки рассказали, что питанием и условиями содержания довольны, их регулярно посещает не только следователь, но и психолог.

Постояльцы карцера признали, что попали сюда заслуженно, за нарушение режима. В основном за запрещенную «межкамерную связь». Перетягиванием веревки они делятся с сокамерниками сигаретами и чаем.

В одной из камер СИЗО сейчас содержится 39-летняя жительница ростовской области Лилия, которая была задержана за кражу. Преступление она совершила, находясь на последнем месяце беременности. В СИЗО 13 февраля у нее родился ребенок, который и сейчас находится в камере вместе с мамочкой.

Член ОНК Лариса Шеремет побывала в камере и поговорила с Лилией. Тепло, уютно, в углу установлена детская кроватка, где спокойно спит здоровый младенец. Стопки пеленок и распашенок, детские погремушки и мягкие игрушки. Женщина призналась, что из-за стресса у нее пропало молоко. Малыша кормит смесью, которую, как и все необходимое для младенца предоставляют сотрудники СИЗО. И ребенка и роженицу регулярно осматривают врачи -- специалисты Ленинской ЦРБ.

Этот неординарный случай показал несовершенство 44 ФЗ об осуществлении госзакупок. Руководство колонии обязано было обеспечить роженицу и ее ребенка необходимыми памперсами, смесями, пеленками, распашонками и др. Получить все это можно было проведя целый ряд обязательных по закону официальных процедур: объявить конкурс, провести его и затем ждать когда победитель представит все необходимое. Но младенцу все эти вещи нужны сейчас, немедленно. Он не может ждать бутылочки со смесью несколько дней – до окончания всех официальных процедур. Сотрудники колонии отнеслись к младенцу, как к сыну полка. Помогали, кто, чем мог, покупали на свои средства памперсы, пеленки и смеси, одеялки, игрушки, ванночку для купаний.

По словам начальника СИЗО, психолог подобрал для Лилии сокамерницу – спокойную женщину, которая вырастила своих детей и могла помочь женщине с малышом. Много проблем пришлось решать сотрудникам СИЗО в связи с тем, что муж Лилии в пылу семейного конфликта, уничтожил ее документы. Пришлось восстанавливать паспорт. В апреле месяце роженица с младенцем готовится выйти на свободу. Дома ее ждут еще пятеро детей.