Члены ОНК из Мурманска, Арханельска и Воронежа приняли участие в конференции по...

Члены ОНК из Мурманска, Арханельска и Воронежа приняли участие в конференции по развитию НПМ в ЕвроСоюзе

1434

29 апреля члены региональных российских ОНК из Архангельска, Мурманска и Воронежа приняли участие в конференции «Повышение исполняемости рекомендаций НПМ в Европейском Союзе: стратегическое развитие, текущие практики и следующие шаги».

 

В ходе конференции обсуждались  лучших практик работы НПМ в разных странах, рассматривались те угрозы, с которыми сталкиваются НПМ, а также те меры, которые можно предпринять для усиления этого института. 

 

Своим опытом поделились представители НПМ и различных ведомств и организаций Германии, Франции, Венгрии. Польши, Эстонии, Греции и других стран. В мероприятии приняли также участие исследователи из общественных сруктур, например, из Ассоциации за предотвращение пытокhttp://www.apt.ch/ Российские участницы Ирина Пайкачева, Наталья Звягина и Светлана Попкова выступили в роли наблюдателей, прежде всего, знакомясь с опытом других стран, но и представив на встрече такой механизм как российские ОНК.

 

Национальный превентивный механизм был разработан в качестве практического развития рекомендаций конвенций  протоколов  ООН по предотвращению пыток (http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/OPCAT/Pages/NationalPreventiveMechanisms.aspx). НПМ действуют не только в ЕС, но и в Мексике, Кыргызстане, не так давно НПМ появился в Казахстане, чей опыт для России наиболее интересен.

 

Национальный превентивный механизм – это следующая стадия развития контроля за местами принудительного содержания. Это уже не совсем чисто общественный контроль. С одной  стороны, функционально НПМ – это практически как ОНК, работающая на основании закона, но уже получающая бюджетное финансирование, объем которого разнится от страны к стране. Например, практически везде члены НПМ получают вознаграждения за посещения, выделяются средства на технических сотрудников и расходы. Иногда находятся средства на привлечение экспертов, дополнительное обучение членов и т.д. Например, в Кыргызстане НПМ является государственным органом, но его сотрудники не являются государственными служащими. Где-то НПМ существует как отдельный институт, как в Кыргызстане, где-то как партнерство общественников с региональными омбуцманами, как в Молдое, или как парламентский представитель по права человека, как в Украине. Государства в праве самостоятельно определять, каким будет этот механизм.

 

Одной из целей совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Европейской комиссии является организация обмена опытом между ОНК и НПМ в других государствах. Было бы интересно рассматривать в рамках работы проекта и опыт работы европейских государств, который зачастую применим в действующей правовой системе и даже не так сложен на практике. Например, воронежская ОНК получает от губернатора материальную поддержку пусть не в виде зарплат, зато в форме офиса, секретаря и автомобиля для поездок. Есть план попробовать перевести несколько представленных на конференции практик на русский язык для ознакомления.