29 апреля члены российских общественных наблюдательных комиссий из Архангельска, Мурманска и Воронежа приняли участие в конференции в Вене «Усиление контроля за выполнением рекомендаций национальных превентивных механизмов в Европе: стратегия развития, практика и дальнейшие шаги».
Конференция была организована Институтом прав человека им. Людвига Вольцмана и Центром утверждения прав человека Бристольского университета. В ней приняли участие более 60 представителей национальных превентивных механизмов, различных научных и правозащитных организаций Австрии, Эстонии, Киргизии, Португалии, Германии, Венгрии, Нидерландов, Словении, Кипра, Литвы, Болгарии, Чехии, Швеции, Финляндии, Мальты, Великобритании и Румынии.Российские участницы Светлана Попкова, Ирина Пайкачева и Наталья Звягина присутствовали в роли наблюдателей, однако они смогли не только познакомиться с опытом других стран, но и представить на встрече такой уникальный механизм общественного контроля как российские ОНК.
Национальные превентивные механизмы (НПМ) созданы в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (OPCAT),вступившим в силу в 2006 году. На сегодняшний день его подписали и ратифицировали более 70 стран (Россия пока не присоединилась). Именно этот документ обязывает государства создавать на национальном уровне один или несколько органов для посещений мест принудительного содержания в целях предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (национальные превентивные механизмы).НПМ действуют не только в Европейских странах, но и в Мексике, Кыргызстане, Казахстане. Среди стран бывшего советского Союза НПМ созданы также в Молдове, Армении, Азербайджане, Украине.
На конференции было отмечено, что основными проблемами пенитенциарной системы Европейских государств являются нарушения норм санитарной площади – т. наз. перелимит, а также условия содержания в СИЗО и тюрьмах, которые не соответствуют минимальным стандартам (например, в Болгарии). Общие проблемы всех стран участников OPCAT – отсутствие международной платформы для сотрудничества НПМ, нежелание властей изменить ситуацию, недостаток понимания прав человека у представителей власти, а также отсутствие стратегии выполнения рекомендаций НПМ.
В ходе конференции обсуждались лучшие практики работы НПМ в разных странах, рассматривались те угрозы, с которыми сталкиваются НПМ, а также меры, которые можно предпринять для усиления этого института.
Среди лучших практик были названы следующие:
- проведение тематических визитов для оценки системных проблем;
- требование, чтобы государства предоставляли детальный план действий по устранению выявленных проблем;
- постоянный диалог с властью: письменные отчеты, исследования, тематические визиты, встречи с профильными ведомствами, представителями министерств по результатам визитов;
- проведение тренингов по правам человека с сотрудниками учреждений;
- направление государству четких, последовательных рекомендаций по устранению замечаний;
- передача отчетов о посещениях на уровень Министерств;
- интенсивный диалог с ведомствами и учреждениями после посещений;
- посещения совместно с государственным инспектором по здравоохранению и др.
Одним из важных инструментов повышения эффективности работы НПМ было названо сотрудничество с Европейским Комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (CPT) и Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (SPT).
Члены российской делегации отметили, что в России в рамках ФЗ №76 создан уникальный институт – общественные наблюдательные комиссии, деятельность которых в значительной мере аналогична работе НПМ. У ОНК и НПМ общие проблемы, особенно по выполнению рекомендаций. Одна из задач совместного проекта Уполномоченного по правам человека и Совета Европы – обеспечить обмен опытом между ОНК и НПМ для предупреждения пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.