Законопроект о применении мер принуждения к заключенным: шаг вперед или шаг в...

Законопроект о применении мер принуждения к заключенным: шаг вперед или шаг в прошлое?!

1109

Разрешение сотрудникам уголовно-исполнительной системы применять физическую силу, специальные средства, а иногда и огнестрельное оружие по любым нарушениям режима содержания, содержащееся в законопроекте Правительства РФ об изменениях в законах «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания…» и «О содержании под стражей…» может привести к непредсказуемым последствиям. Действующая редакция указанных Федеральных законов содержит достаточно четкую правовую регламентацию оснований и порядка применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в строго определенных, не подлежащих произвольному толкованию со стороны сотрудников УИС, случаях.

Предлагаемые в проектах указанных законов относительно- неопределенные диспозиции норм позволят сотрудникам произвольно, по собственному усмотрению, применить не только физическую силу и специальные средства, но, в некоторых случаях, и огнестрельное оружие, уйти от ответственности за незаконные действия, ссылаясь на нечеткие формулировки закона. Так, в части 6 ст. 28 «Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» прямо говорится, что «сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу и иным лицам, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом, и другими федеральными законами».

Заслуживают особого внимания рассмотрения указанных оснований и порядка применения мер принуждения, содержащихся в ряде статей указанных законопроектов. В части 2 статьи 29 сотрудник, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, «действует с учетом сложившейся обстановки»? Что-то новенькое в юридической теории и практике. Всегда характер и способы защиты при необходимой обороне и задержании преступника определялись только с учетом характера и степени общественной опасности, а не опасности вообще, как сказано в данной статье. Несоответствие средств защиты характеру и степени общественной опасности деяния и превышение пределов задержания преступника по действующему законодательству влечет уголовную ответственность, независимо от того, кем оно совершено, просто гражданином или сотрудником правоохранительных органов.

Дальше – больше. В части 3 этой же статьи Законопроекта сотруднику предоставлено право применять указанные средства принуждения, руководствуясь не только законодательством, но и «приказами и распоряжениями руководителя подразделения». А если приказ, распоряжение начальника не законны?! В статье 42 УК РФ, между прочим, установлена ответственность за выполнение незаконного приказа или распоряжения.

Неконкретность и расплывчатость формулировок, содержащихся в статье 30 «Применение физической силы», таких как: «несиловые способы, нарушение режима содержания, преодоления противодействия законным требованиям сотрудника», на практике приведет к произвольному, а фактически, к незаконному и беспредельному применению силы сотрудником к осужденному (заключенному) за любое нарушение режима содержания.

Но это еще цветочки – ягодки впереди. Такое же незаконное и беспредельное позволение сотруднику применять специальные средства за любое «нарушение режима содержания» содержится и в пункте 2 части 1 статьи 31 «Применение специальных средств». Если эта норма проекта закона в такой редакции вступит в силу, то специальные средства можно будет применять в случаях «иных противоправных действий, неправомерного поведения». Тогда, например, за такие действия осужденного как невыход на зарядку, опоздание на построение, отсутствие «бирки» на робе заключенного, вступление в пререкание с надзирателем, можно применить не только палки резиновые, но и электрошоковое устройство, наручники и специальные газовые средства. Специальные средства можно будет применять и для «блокирования движения групп граждан (заметим, не осужденных или заключенных), совершающих противоправные (причем, любые) действия, на территории учреждений, исполняющих наказание, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования»?! Гулаг отдыхает!

Заключительным аккордом в этих законодательных новеллах служат некоторые положения о праве применения огнестрельного оружия, указанные в статье 31. Как и ранее в диспозиции данной статьи указывается неюридическое основание применения оружия. Так, «для задержания осужденного и лица, заключенного под стражу, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки преступления против здоровья, собственности, если иными средствами задержать его не представилось возможным», будет разрешено применять огнестрельное оружие, например, за нанесение легких телесных повреждений не только сотруднику, но и осужденному, кражу в небольших размерах, открытое, без применения насилия, похищение имущества (грабеж) в небольших размерах. Также можно будет стрелять в осужденного (заключенного под стражу), отказавшихся, например, выполнять законное требование сотрудника о сдаче ядовитых веществ. Получается, что лучшая профилактика совершения указанных преступлений со стороны осужденных – это применение огнестрельного оружия.

Данный законопроект вступает в прямое противоречие с утвержденной несколько лет назад Правительством РФ Концепцией по развитию уголовно-исполнительной системы на период до 2020 г. Остается надеяться, что подобные законодательные предложения останутся только на бумаге или будут приведены в соответствие с основными принципами уголовно-исполнительной политики.

 

Председатель Общественной наблюдательной комиссии

Нижегородской области,

Кандидат юридических наук,

Листков А.Н.