Надежда Быковская: «Общественный контроль за работой тюрем и колоний должен вестись без...

Надежда Быковская: «Общественный контроль за работой тюрем и колоний должен вестись без личной выгоды»

1074

Члены Общественных наблюдательных комиссий при системе Федеральной службы исполнения наказаний РФ должны избегать конфликта интересов при контроле за местами лишения свободы. Подробнее об этом в блиц-интервью "Комиинформу" рассказала уполномоченный по правам человека в Коми Надежда Быковская.

- Надежда Николаевна, кто поднял этот вопрос – представители ФСИН России?

- На заседании Координационного совета по правам осужденных при уполномоченном по правам человека РФ 5 июня в Москве были заместитель секретаря Общественной палаты России Александр Музыкантский и председатель комиссии ОП РФ по безопасности Антон Цветков. Они обратили внимание на ряд моментов в деятельности общественных наблюдательных комиссий при учреждениях ФСИН.

Так, было сказано, что при подборе членов ОНК надо выбирать людей не только из столицы субъекта Федерации и крупных городов, но из всех уголков региона. Взаимодействие с органами ФСИН обязательно, необходимо участвовать в заседаниях ОНК – это рычаг для общественников, которым они могут влиять на ситуацию.

Но отбор в члены ОНК ведется не просто так – обязательно должны быть рекомендации от уполномоченного по правам человека в регионе и от Общественной палаты. И отбор этот нацелен на предотвращение попадания в ОНК тех, кто пытается использовать этот статус в личных интересах.

 

 

 

- Какой конфликт интересов может быть у членов ОНК?

- Музыкантский и Цветков подняли тему коммерциализации членов наблюдательных комиссий. Надо понимать, что у них есть право доступа в места лишения свободы, и кое-кто начинает, пользуясь этой возможностью, заниматься платными услугами. Под прикрытием права в любое время прийти и устроить проверку некоторые адвокаты и правозащитники предлагают свои услуги осужденным, чтобы заработать на этом.

Подчеркну: член ОНК должен следить за порядком и законностью как общественник, будучи представителем именно общественного органа. Если юрист хочет предложить кому-либо свои услуги, он должен это делать в общем порядке, не используя "корочку" ОНК.

- Есть ли еще основания для критики действий членов ОНК?

 

 

 

Было сказано, что во многих регионах отмечались случаи, когда входившие в состав ОНК журналисты использовали этот статус как преимущество в профессиональной деятельности. Эти журналисты первыми узнавали о происшествиях в учреждениях ФСИН как члены ОНК. Фактически, они шли в ОНК не как общественники, а ради информации – и этого использования статуса члена комиссии ради личной выгоды быть не должно.

- Есть и другая сторона: в ОНК часто попадают те, кто сам ранее был осужденным или работал в системе исполнения наказаний – как быть с этим?

Мы изменили анкету для отбора членов ОНК: включили соответствующий пункт из биографии. Мы не против тех и других, но, когда их больше четверти от состава комиссии – тех, кто сидел или работал в местах лишения свободы – это тоже перекос.

А вообще, надо работать совместно всем, работать плотно – именно как общественникам и вместе с сотрудниками ФСИН над задачей соблюдения прав человека, это – главное для ОНК.

 

ИСТОЧНИК http://www.komiinform.ru/news/124143/