Обращение председателя ОНК РД Г.Айгунова к Министру МВД Республики Дагестан

Обращение председателя ОНК РД Г.Айгунова к Министру МВД Республики Дагестан

1714

Мы неоднократно обращались в Ваш адрес не с жалобой, а просьбой обратить внимание на сложную и не для всех благодарную работу и замечания комиссии в весьма болезненной области нашего общества. С самого начала представили Вам, Соглашение о взаимодействии ОНК с МВД РФ по РД на пролонгацию, подписанную Вашим предшественником, однако ответа и по сей день не получили, и мои усердия встретиться с Вами не увенчались успехом. Сколько бы ОНК не обращалась в Ваш адрес с приглашением, чтобы сотрудники приняли участие в проводимых нами мероприятиях, к сожалению, никто на обращения не среагировал.

Я глубоко сомневаюсь, Вашей не заинтересованности во взаимодействии с комиссией, возможно поручениям по комиссии подчиненные не придают значимость.

Мы не прокуроры без пагонов и наш контроль не самоцель, а способ повысить эффективность деятельности правоохранительных и пенитенциарных систем и степень доверия к ним нашего населения. Поэтому, по Соглашению (как и с УФСИН России по РД) надеялись наладить диалоговую площадку. Чтобы мы могли постепенно, совместно научиться признавать и исправлять наши ошибки, отвыкнуть от давно укоренившейся привычки видеть друзей в тех, кто всегда и во всем с нами согласен, и врагов в тех, кто нас критикует. Чтобы мы были объективными и беспристрастными в своих заключениях, поскольку наша комиссия не общественная и не государственная организация (это очень важно). Отдельные руководители из-за правовой не просвещенности воспринимают комиссию как клерикальную общественную организацию. Эта не так и не правильно. Мы структура, работающая в рамках федерального закона ФЗ№76 и Европейской Комиссии по предупреждению пыток, выступаем в роли контролера, арбитра и миротворцаи наша цель не навредить ни сотрудникам и ни тем, кого они задерживают. Осуществляем деятельность в своей значимости и объеме не уступающую государственным институтам защиты прав человека, но только работаем весьма гуманно, и с этим надо считаться.

Мы, еще надеемся на диалоговую площадку, увидеть ответственного сотрудника в МВД РД по взаимодействию с ОНК.

Насколько я понимаю, сотрудников оскорбили некоторые жесткие выражения, проскочившие в эфире. Согласен, были недопустимые слова. По этому, я сделал реплику, мол, у всех сидящих в студии есть родственники, друзья, близкие люди, так или иначе связанные с МВД, тогда по аналогии, мы все в студии являемся «мусорами» и «ржавыми» ибо яблоко от яблони далеко не падает и потому таких выражении надо избегать.

Что касается обвиняемой З.Меркиевой, то мною были озвучены ее показания в СИЗО о применении физического насилия при задержании до доставления в ИВС, требуя признания в совершении преступлений, которой она не совершала. Кем, когда и куда в какие помещения она доставлялась, кто и как обращался с ней, следует установить по видео наблюдению, и этим могут заняться компетентные органы, ибо мы с ней встретились слишком поздно в СИЗО-1.

Между тем, Вы сами не отрицали на коллегии, что «когда у отдельных сотрудников не хватает мозгов, они берутся за дубинку» безусловно, это не относится к достойным сотрудникам каковых немало в Ваших рядах.

Признаю, есть неисправимые мерзавцы, экстремисты и террористы, у которых руки по локоть в крови и к ним должны быть приняты самые беспощадные меры наказания и, в отличие адвокатов, мы их не защищаем. А когда мучают людей за кражу или за бытовое преступление, это не вписывается в разумное головное полушарие. Могу привести свежий пример нарушений прав задержанных.

Так, 7 июля 2015г. под вечер на своей газели ехал домой гр. Джалалов Арсланали, инвалид первой группы -туберкулез открытой формы по представленным медицинским заключениям. В районе аэродрома ДОСААФ, его остановили сотрудники в масках, закрутили, надели пакет на голову, посадили в свою машину и увезли в неизвестном направлении. На второй день с заявлением о похищении обратились родственники.

8 июля 2015г. при инспектировании нами отдела полиции Кировского района А. Джалалов не был занесен в журнал доставленных лиц, и в камере задержанных его не было. На замечание за нарушение, в дежурной части пояснили, что Джалалов находится у дознавателя и когда доставят к ним, будет занесен в журнал.

Встретившись с женой и родственниками, я сообщил, что Джалалов жив и здоров, задержан по ст. 222 УК РФ и сотрудники проводят с ним оперативные мероприятия - тем самым их успокоил.

9 июля 2015г. в Кировском отделе полиции в камере задержанных лиц, мне удалось посетить А. Джалалова. С его слов, он подвергался насилию до доставления в Кировский отдел полиции. Где именно находился, не знал. Привязав к пальцам ног провода, пропускали электрический ток. С надетым на голову целлофановым пакетом, он провел ночь на полу. Днем его повезли в п. Ленинкент, там ему передали оружие, предварительно протерев об тело для снятия следов. Его заставили оговорить себя с мотивом, что оружие якобы ему кто-то передал на хранение, а когда узнал что за оружие мол, ехал выкинуть. Иначе с ним и с его семьей могут все что угодно сделать или взорвать его дом, как и его соседа – это в их силах. На его коленах и пальцах ног были видны следы покрытие коричневой коркой, а на спине ссадины и сам передвигался с трудом.

Затем с дежурной части, как обычно, я поднялся к новому начальнику РОВД Арсену Айдаеву. Он приветливо меня встретил, я представился и в беседе пояснил ситуацию, что родственники считают Джалалова похищенным и необходимо допустить нанятого женой адвоката, чтобы не было лишнего шума. Поняв друг друга, начальник провел меня до коридора и мы расстались.

10 июля 2015г. суд избрал меру пресечение Джалалову - заключение под стражу и только лишь в суде, нанятый адвокат встретился с подзащитным.

В нарушение закона, ночь с 10 на 11 июля до 20 часов, арестованный провел в Кировском РОВД. 11 июля мне вновь позвонила жена задержанного с просьбой помочь перевести мужа в ИВС. В обед я с коллегой вновь приехал в РОВД, однако на сей раз в нарушение закона, без всяких пояснений, нас никто не встретил (обычно встречают) и на проходной запретили пройти в дежурную часть. Через некоторое время приехали жена задержанного и адвокат, которому также утром было отказано встрече со своим подзащитным.

Я допускаю возможность запрета адвокату под различным предлогом (хотя и это есть нарушение, на которое мы не должны закрывать глаза), но отказ в посещении членам ОНК пришедшие без адвоката, ни чем не объяснимо?! С начальником РОВД, с которым вроде бы накануне расстались дружелюбно, мне не удалось ни встретиться, ни связаться.

Мы известили о воспрепятствовании в посещении ОНК дежурного прокурора Кировского района, тел. 8928520, затем дежурного прокурора г. Махачкала Керима Загидиева, тел. 8928518. Через два часа, убедившись в отсутствии прокурорского реагирования, мы с коллегой покинули отдел полиции. Вечером в районе 20 часов Джалалов был доставлен в ИВС п. Кумторкала.

Конечно, в таких случаях по закону, мы должны обратиться к Вам, и своим кураторам: в Комиссию по взаимодействию с ОНК и реформе правоохранительной и пенитенциарной системы Совета при Президенте РФ по правам человека, Уполномоченному по правам человека в РФ, Общественную палату РФ и в суд.

Такие случаи не единичны и мы пытаемся вопросы решать на местах с руководством. Представляем заключения о нарушениях и воспрепятствовании деятельности ОНК начальникам соответствующих территориальных органов отделов полиции. Возможно, это расхалащивает отдельных начальников, и впредь будем направлять обращения и в Ваш адрес, как в данном конкретном случае.

За 6 лет работы председателем, я объехал с инспекторской проверкой все места принудительного содержания городских и районных отделов полиции республики, бывало, выявляли серьезные нарушения, делали замечания и давали рекомендации.

Почти со всеми начальниками отделов полиции и ИВС у меня конструктивные и деловые взаимоотношения. Ни один начальник не сможет уличить меня в необъективности или предвзятости при общественном контроле.

В комиссии 21 члена ОНК с разными характерами. Отдельные из них, особенно бывшие сотрудники, иногда наровят на конфликт придирчивостью, и с ними также приходится заниматься профилактикой.

Нам всем сегодня очень важен пример разумного человечного отношения и поведения: гражданам проявлять уважения к сотрудникам бескорыстно служащим народу, а сотрудникам полиции избавлять в гражданах чувство обиды и несправедливости.

Не стыдно признаться в ошибке, стыдно стоять на своём, когда ты понял, что неправ. Спасти жизнь и здоровье невиновного человека, наказать преступников и людей применявших насилие, имея разумный гуманный подход, которым Вы обладаете – в Ваших силах.

 

Председатель Г.Б. Айгунов