Семинар-тренинг:
Тема: «Pазвитие стрессоустойчивости»
Программа семинара-тренинга на тему «Развитие стрессоустойчивости» для сотрудников правоохранительных органов (УФСИН РФ и МВД РФ по Республике Дагестан).
Дата проведения: 23-25 мая 2015г.
Место проведения: г. Махачкала, УФСИН по РД
Время работы: с 10:00ч. до 18:00ч.
День 1-й
09.30-10.00 | Регистрация участников семинара-тренинга. |
10.00-11.30 | Знакомство. Приветствие. Мини-лекция: «Понятие о стрессе и стресоустойчивости». |
11.30-11.50 | Кофе-брейк. |
11.50-13.30 | Упражнение «Визуальное чувствование» (совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга).
Упражнение «Стекло» (формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне) |
13.30-14.30 | Обед. |
14.30-16.00 | Упражнения «Дискуссия» (формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения. Совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне). |
16.00-16.20 | Кофе-брейк. |
16.20-18.00 | Упражнение «Передача движения по кругу» (совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии). |
День 2-й
09.30-10.00 | Регистрация участников семинара-тренинга. |
10.00-11.30 | Приветствие. Разминка. Разогрев. |
11.30-11.50 | Кофе-брейк. |
11.50-13.30 | Упражнение «Умение вести разговор» (снижение тревожности, связанной с межличностным общением, развитие коммуникативных умений). |
13.30-14.30 | Обед. |
14.30-16.00 | Упражнение «Слалом» (освоение приемов корректного сворачивания контактов) |
16.00-16.20 | Кофе-брейк. |
16.20-18.00 | Упражнение «Подарок» (коррекция замкнутости) |
День 3-й
09.30-10.00 | Регистрация участников семинара-тренинга. |
10.00-11.30 | Приветствие. Разминка. |
11.30-11.50 | Кофе-брейк. |
11.50-13.30 | Мини-лекция «Формы проявления стресса и критерии его оценки. Динамика развития стрессовых состояний». Упражнение «Мыльные пузыри» (формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные, повышение самоуважения). |
13.30-14.30 | Обед. |
14.30-16.00 | Упражнение «Радуга» (снятие эмоционального напряжения). Упражнение «Вредные советы» (осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций) |
16.00-16.20 | Кофе-брейк. |
16.20-18.00 | Обучение техникам релаксации (расслабления) по методу Джекобсона и упражнению «Медитативное дыхание».
Подведение итогов тренинга, вербальная оценка своего эмоционального отношения к процессу участников друг к другу и ведущему. |
В период 23 по 25 мая для сотрудников ФСИН и МВД Республики Дагестан проведен семинар-тренинг, направленный на развитие стрессоустойчивости.
В сценарии антистрессового тренинга реализовано несколько обучающих задач.
Первая задача – информирование участников о влиянии стресса на тело и психику человека. В связи с этим мы познакомили участников с такими важнейшими понятиями теории стресса, как стрессор, адаптивный синдром, фрустрация, СЭВ, психосоматические заболевания. После предоставления тренером данной информации содержание каждого из этих понятий обсуждалось в ходе упражнений или в форме групповых тематических дискуссий.
Вторая задача – научить участников группы отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Практика показывает, что многие наши реакции на стрессоры не осознаются как таковые и вытесняются. Часто игнорируется влияние стрессора, который запускает стрессовое поведение, исполняя роль своеобразного триггера. Это может быть какое-то слово, негативная мысль, высказывания значимых людей, особенности ситуации или поведения собеседника. Поэтому третья задача тренеров была направлена на то, чтобы научить участников осознавать влияние данных стрессоров, с тем чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в ситуации стресса.
На тренинге было много вопросов о том, как реагировать на слова и действия разгневанного партнера, неуравновешенного начальника, коллеги или кого-то из близких, переживающих семейный кризис, как справиться с собственными сильными эмоциями. В связи с этим была решена еще одна важная задача тренинга – обучение участников методам самопомощи и саморегуляции, которые могут быть использованы в ситуациях, если давление стресса максимальное или длительное. Эти практические навыки особенно важны для сотрудников ФСИН и МВД, как представителей сложнейших коммуникативных профессий, так как им часто приходится сталкиваться с сильными эмоциями других людей. В подобных ситуациях стандартные требования часто ограничивают работников в проявлении собственных негативных эмоций. Методы саморегуляции могут быть эффективны и для снятия постстрессового напряжения. Для сотрудников ФСИН и МВД сегодня также важно знать техники помощи другим людям, регулировать собственное эмоциональное состояние.
В тренинг была также включена информация об эмоциональном интеллекте, развитие которого сегодня является важным компонентом профессиональной успешности во многих сферах деятельности. Участники группе получили также информацию о воздействии негативных состояний на восприятие событий нашей жизни. Например, подробно была рассмотрена “кривая гнева” и способы коррекции этого состояния.
Сегодня для сотрудников важно знать, как помочь себе и другим, и тренинг “Развитие стрессоустойчивости” помог не только получить такие знания, но и приобрести навыки конструктивного реагирования на травмирующие ситуации.
В связи с тем, что наибольшее количество стрессовых ситуаций у сотрудников ФСИН и МВД связано с общением с деструктивными личностями, одной из задач тренинга является отработка техник, повышающих коммуникативную компетентность персонала. Мы считаем целесообразным включение в программу тренинга техник ассертивности, эффективной критики, техник аргументации и аттракции. Данные техники традиционно относятся к арсеналу социально-психологических тренингов, однако в нашем случае при проведении этих техник больше внимания уделено обсуждению биологической обратной связи (БОС). Давая инструкцию участникам ролевой игры, мы просили их отслеживать изменения дыхания, возникающие в теле напряжения, болевые ощущения и любые другие соматические изменения. Поэтому при обсуждении результатов той или иной ролевой игры или упражнения были проанализированы не только результаты коммуникации, но и результаты БОС.
Таким образом, в процессе трехдневного тренинга его участники изучили психофизиологические причины стресса, его последствий, психотерапевтические техники преодоления стресса и профилактики постстрессовых состояний. Были отработаны навыки освобождения от негативных установок, вредных привычек, неконструктивных стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими. Освоены приемы аутогенной тренировки.
Подводя итоги, участники тренинга выразили свое мнение об эффективности тренинга, о том, насколько он оправдал их ожидания, какое влияние оказал на эмоциональное состояние и субъективный уровень стресса конкретного участника.
Основная цель тренинга – повышение стрессоустойчивости и оптимизация уровня стресса сотрудников ФСИН и МВД – достигнута. Практический блок программы включал в себя различные упражнения, направленные на оптимизацию уровня стресса, которые можно также применять и в повседневной жизни для повышения стрессоустойчивости на работе и дома.
Мнения участников программы о тренинге положительное, многие участники заметили положительные изменения в настроении и в состоянии после встреч в рамках программы. Большинство участников отметило повышение групповой сплоченности, улучшение климата внутри коллектива. В процессе занятия царила теплая, дружеская атмосфера. Участники программы, получив навыки выполнения упражнения повышения стрессоустойчивости, охотно выполняют данные упражнения дома.
В процессе работы, на первом этапе было выявлено, что сотрудники службы исполнения наказаний на работе испытывают значительный стресс и не способны в полной мере ему сопротивляться. То есть имеют низкий уровень показателя стрессоустойчивости. Работа сотрудников связана с высокой напряженностью трудового процесса и, как следствие, с эмоциональной нагрузкой.
Данная психологическая программа «повышения стрессоустойчивости» может эффективно использоваться специалистами психологами, работающими в сфере ФСИН и сотрудники проекта охотно поделились наработками с психологами, работающими в учреждениях ФСИН.