Преступление было грязным

Преступление было грязным

729
  • Что на самом деле показала генетическая экспертиза?
  • На что указывают следы пороховых газов?
  • Почему у Дадаева нет алиби?
  • При чем здесь живущие за границей бизнесмены?

     

Пожалуй, ни одно расследование уголовного дела не отслеживалось бы прессой с такой регулярностью, как дело об убийстве 27 февраля этого года Бориса Немцова. И, наверное, это было бы хорошо, если бы не те вызывающие оторопь тенденциозность и манипулирование фактами, что присущи «сенсациям», регулярно появляющимся в «Коммерсанте» и ряде других СМИ со ссылкой на некие источники. Отличает эти публикации то, что в конце почти каждой из них, написанных порой по самому ничтожному поводу, как резюме неизменно можно обнаружить мнение адвокатов подозреваемых. И как-то сразу начинаешь предполагать, что за источники снабжают журналистов выгодной им информацией и утаивают невыгодную.

Можно сказать, что процесс с участием присяжных уже начался: пока — до отбора в жюри — в коллегии все мы: и те, кто туда попадет; и те, кому потом предстоит освещать этот процесс; и те, кто об этом будет просто читать. Посыл публикаций, в которых изредка, скорее для очистки совести, приводится позиция адвокатов потерпевших, прост: арестованные — невиновны; непойманные подозреваемые — ни при чем; против «влиятельной чеченской семьи» Геремеевых развязана травля; заказчики убийства — не те, на кого думают. И как-то очень неловко это читать в газетах и на интернет-ресурсах, которые в свое время славились дотошностью при проверке фактов.

Какие «сенсации» по делу Немцова появились за последние полтора месяца. «Новая газета» проверила их с помощью сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, имеющих информацию по этому поводу.

— Следствие может изменить мотив преступления, для этого проводится психолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых. Смысл — если Дадаева и других арестованных (братьев Губашевых, Эскерханова и Бахаева) признают религиозными фанатиками, то ни о каком заказном убийстве и речи быть не может: нет ни заказчика, ни организатора.

Так-то оно так, но многословные статьи на эту тему несоразмерны событию. Дадаеву и другим проводили ОБЫЧНУЮ экспертизу, как того требует закон (ст. 73 УПК РФ). Всех, кому потенциально грозят длительные (вплоть до пожизненного) сроки заключения, проверяют на вменяемость. И — никакой сенсации: все признаны вменяемыми.

— Экспертиза не обнаружила биологических следов обвиняемых в машине, которая привозила и увозила их с места преступления. Да, крайне редкая одорологическая экспертиза (определение по запаху), которая не всегда точна и крайне сложна, не дала результатов. Зато другие экспертизы, в том числе генетические, образцов, изъятых из двух машин: ZAZ, на которой передвигались обвиняемые, и «мерседеса», на котором разъезжали арестованные вместе, как предполагает след­ствие, с возможным организатором Русланом Геремеевым и еще одним подозреваемым — Русланом Мухадиновым (он же — Русик), указали не только на то, что все эти люди ездили в этих авто, но даже и на каких местах сидели. Экспертиза подтвердила и показания одного из обвиняемых, рассказавших, куда в машине после стрельбы положили ствол.

Всего же по делу назначено более 30 экспертиз. Предупреждая заранее возможные будущие инсинуации, замечу: далеко не все экспертизы дают результаты, что обычно для расследования уголовных дел. Столь же обычно, как и попытки адвокатов именно эти «пустые» выводы экспертов преподнести присяжным и публике в качестве доказательства невиновности своих клиентов.

— В подмосковном лесу, где было оборудовано стрельбище, не обнаружено никаких следов обвиняемых. Ну и что? Зато найдены следы пороховых газов на стрелке Дадаеве и в машине ZAZ. Кроме этого уже достаточно уверенно можно утверждать, что стрелял левша. Дадаев — левша, и следы пороховых газов обнаружены там, где и должны были быть в подобном случае.

— У предполагаемого киллера Дадаева было алиби: весь день 27 февраля он ходил по ресторанам вместе с Русланом Геремеевым и посещал мечеть. Здесь все просто: биллинги телефонных соединений, данные камер наружного и внутреннего видеонаблюдения доказывают обратное. А все это «алиби», насколько можно предположить, было измышлено ради одного: легитимизировать общение Дадаева и Геремеева в день убийства Бориса Немцова.

— Обвиняемого Дадаева след­ствие уволило на два дня раньше. Не следствие, а командование внутренних войск. 27 февраля 2015 года — в день убийства — Заур Дадаев являлся действующим сотрудником батальона «Север» ВВ России. Согласно будто бы еще в декабре написанному им заявлению, он должен был быть уволен 28 февраля 2015 года. 28 февраля была суббота, потому приказ об увольнении, согласно официальному ответу руководства ВВ РФ, вступил в законную силу с 1 марта.

Таким образом, дело об убийстве Бориса Немцова будет рассмотрено коллегией присяжных в военном суде.

— В рамках дела Немцова собираются допросить бизнесменов Антонова и Горбунцова, которые сейчас скрываются за границей и якобы имеют зуб на сенатора Сулеймана Геремеева. Здесь еще проще — это неправда. Никто из представителей след­ственных органов не выходил на связь с этими господами. Хотя вполне вероятно, что сотрудники ФСБ, осуществляющие оперативное сопровождение расследования, как им и положено, проверяют возможность того, что подозреваемые в убийстве Немцова (установленные и пока еще нет) могут быть причастны и к другим преступлениям — в частности к убийству депутата Руслана Ямадаева.

Адвокат Цакаев, представляющий интересы Дадаева, сетовал в этой связи, что следствие выбирает «окольные пути», чтобы собрать доказательства. И это естественно, раз в Чечне даже сотрудникам центрального аппарата ФСБ работать практически невозможно, а любая попытка провести следственно-оперативные мероприятия, не говоря уж об аресте кого бы то ни было, рискует перерасти в боестолкновение. Иначе быть и не может в той ситуации, когда глава республики разрешает стрелять на поражение по приехавшим в командировку сотрудникам полиции и спецслужб, а о подозреваемом Руслане Геремееве говорит так: «Он пойдет к ним (имеется в виду на допрос. — С. С.). Его тоже посадят, и дальше будет буча». Что, интересно, имеется в виду под словом «буча»?

 

...Таким образом, все «сенсации» по делу об убийстве Бориса Немцова, как мне представляется, — не более чем попытка дезориентировать общественное мнение и журналистов, который впоследствии будут освещать процесс, дискредитировать след­ствие и отвлечь внимание от фигуры Руслана Геремеева, который в ближайшее время, скорее всего, будет арестован заочно.

На самом деле это убийство, как говорят оперативники, было совершено столь грязно (очевидно, в надежде на неприкасаемость), что там и расследовать нечего — доказательств хватит на несколько процессов. Но есть два главных вопроса: кто заказчик и где Руслан Геремеев.

ИСТОЧНИК http://www.novayagazeta.ru/inquests/69417.html