Акция «Гражданин и полиция» организована Московской Хельсинской группой совместно с Общественным советом при МВД и поддержке Министерства Внутренних Дел Российской Федерации и направлена на формирование объективной оценки работы сотрудников правоохранительных органов, вовлечение граждан в процесс общественного контроля за деятельностью ведомства, повышения уровня доверия населения к работе полиции, информирование населения о реальном положении дел в ведомстве и положительном опыте работы сотрудников МВД.
Мониторинг работы сотрудников правоохранительных органов в Ростовской области был организован и проведен под руководством председателя ОНК РО Леонида Петрашиса.
Цель мероприятия: Формирование объективной общественной оценки работы полицейских, а также повышение уровня доверия населения к полиции и улучшение качества работы сотрудников правоохранительных органов.
Основными направлениями общественного контроля за работой сотрудников правоохранительных органов, в 2015 году стали: мониторинг отделов полиции (ОП), дорожно-патрульной службы (ДПС), участковых уполномоченных полиции (УУП), телефонов доверия и горячей линии 02. Для эффективного осуществления общественного контроля за деятельностью сотрудников правоохранительных органов, были разработаны подробные анкеты, методические материалы по проведению акции, в создании которых приняли участие известные правозащитники, члены ОНК и представители МВД.
В проведении мониторинга «Гражданин и полиция 2015», в качестве общественных контролеров приняли участие более 40 человек (члены ОНК РО, представители АНО «Общественный контроль», РОО "Волга-Дон", Общественной палаты г. Волгодонска и гражданские активисты), также значительно расширилась и география проведения проверок – мероприятия были организованны даже в отдаленных районах донского региона. Мониторинг проводился в Ростове-на-Дону, Волгодонске, Таганроге, Новочеркасске, Каменске-Шахтинском, Константиновске, Морозовске, Зимовниках, Дубовское, Цимлянске и других населенных пунктах.
В ходе общественного контроля, в период реализации акции, с мая по август 2015 года, в Ростовской области было проведено более 80 мероприятий по мониторингу работы сотрудников правоохранительных органов, а также более 15 рабочих встреч-совещаний с руководством и личным составом территориальных органов. Основные акценты общественные контролеры сделали на проверке отделов полиции (ГУ МВД РФ по РО и УТ МВД РФ по СКФО - более 23 мероприятий), участковых уполномоченных полиции (28 мероприятий), также общественные контролеры 15 раз провели мониторинг работы сотрудников ДПС, проверили 3 отдела МРЭО, провели мониторинг работы 8 областных телефонов доверия МВД, опросили население о качестве работы полиции и обобщили полученные результаты для дальнейшего их обсуждения с руководством Донского главка. Мониторинг «Гражданин и полиция 2015» широко освещался в СМИ (ТРК «Волгодонский Вестник»,vdnews.ru, antipytki.ru, Вечерний Волгодонск и др.). В период подготовки и проведения акции было опубликовано в СМИ около 40 информационных материалов. В ходе мониторинга, участники акции при поддержке руководства МУ МВД РФ «Волгодонское», Отдела МРЭО №3 ГУ МВД РФ по РО и УТ МВД РФ по СКФО сняли четыре учебно-методических фильма по проведению мониторинга работы сотрудников правоохранительных органов для передачи опыта осуществления общественного контроля за работой МВД.
Мониторинг работы отделов полиции ГУ МВД РФ по РО
В период с мая по август, члены ОНК РО и общественные контролеры 23 раза осуществили мониторинг работы отделов полиции ГУ МВД РФ по РО (в т.ч. некоторые ОП были проверены повторно).
Участники мониторинга посетили:
Отдел полиции №1 МУ МВД России «Волгодонское»
Отдел полиции №2 МУ МВД России «Волгодонское»
Отдел полиции №3 МУ МВД России «Волгодонское»
Отдел полиции №4 МУ МВД России «Волгодонское»
Отдел полиции №5 МУ МВД России «Волгодонское»
Отдел полиции № 2 управления МВД России по г. Ростову-на-Дону
Отдел полиции № 3 управления МВД России по г. Ростову-на-Дону
Отдел полиции № 4 управления МВД России по г. Ростову-на-Дону
Отдел полиции № 8 управления МВД России по г. Ростову-на-Дону
Отдел МВД России по Зимовниковскому району
Отдел МВД России по Родионово-Несветайскому району
Отдел МВД России по г. Каменск-Шахтинскому
Межмуниципальный отдел МВД России «Морозовский»
Отдел полиции № 1 Межмуниципального управления МВД России «Новочеркасское»
Отдел МВД России по Константиновскому району
Отдел полиции № 5 (г. Цимлянск) Межмуниципального управления МВД России «Волгодонское»
Отдел полиции № 1 Управления МВД России по г. Таганрогу
Отдел полиции № 2 Управления МВД России по г. Таганрогу
Отдел полиции № 3 Управления МВД России по г. Таганрогу
В ходе мониторинга члены ОНК РО и общественные контролеры оценивали достоверность информации в интернете о работе отдела, наличие указателей на пути к отделу, доступность входа в отдел людьми с ограниченными возможностями, наличие вывески на входе, наличие и содержание информационных стендов внутри отдела, ПДЗ, доступность туалетов и питьевой воды для посетителей, наличие аптечки (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития 169н), юридической литературы, а также вежливость сотрудников и наличие у них информационных бейджей.
Участники мониторинга выявили:
-
Сотрудники в основном общались вежливо и корректно, и всегда готовы прийти на помощь.
-
На пути к отделам полиции и входе есть указатели и вывески, информационные стенды в большинстве отделов соответствуют требованиям, имеется необходимая юридическая литература.
-
В некоторых отделах, аптечки не в полной мере соответствуют требованию приказа Минздравсоцразвития 169н.
-
Большинство отделов не оборудованы пандусами (либо кнопками вызова дежурного на входе) и туалетами для инвалидов (практически все отделы полиции не имеют специально оборудованных санитарных помещений с доступом для людей с ограниченными возможностями.
-
На стендах в отделах полиции отсутствуют контактные данные УСБ.
-
В некоторых отделах полиции на стендах отсутствует информация о возможности подачи заявлений через интернет, а также адрес электронной почты.
-
Информация на сайте https://61.mvd.ru/gumvd/structure/ovd о руководстве отделов полиции обновляется недостаточно оперативно.
-
Во многих отделах полиции ПДЗ не соответствуют приказу МВД №389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
-
В некоторых отделах полиции отсутствует помещение для работы с доставленными лицами (в соответствии с приказом МВД №389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан").
-
В некоторых отделах некорректно ведется книга учета доставленных лиц (в нарушение приказа МВД №389 "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".
-
В некоторых отделах некорректно ведутся накопительные ведомости предоставления горячего питания и постельных принадлежностей (в нарушение приказа ГУ МВД РФ по РО №267).
Рекомендации руководству ГУ МВД РФ по РО:
-
Оборудовать все отделы полиции пандусами для инвалидов.
-
Добавить на информационные стенды необходимую информацию.
-
Более оперативно обновлять информацию о работе отделов и его руководстве на сайте 61.mvd.ru.
-
Довести до сотрудников дежурных частей положения приказа ГУ МВД РФ по РО №267.
-
Доукомплектовать аптечки согласно приказа Минздравсоцразвития 169н. (информация об отделах полиции, в которых аптечка не соответствует приказу Минздравсоцразвития 169н содержатся в заключениях членов ОНК РО, которые регулярно направляются в адрес руководства Главка).
-
Рассмотреть возможность оборудования всех отделов полиции доступом в интернет и выделением им электронных адресов.
-
Регулярно проводить занятия с личным составом по информированию сотрудников дежурных частей о НПА и ведомственных приказов, регламентирующих деятельность ДЧ.
Мониторинг работы отделов полиции УТ МВД РФ по СКФО
В период с мая по август 2015 года, члены ОНК РО и общественные контролеры 5 раз осуществили мониторинг работы отделов полиции УТ МВД РФ по СКФО (в т.ч. некоторые ОП были проверены повторно).
Участники мониторинга посетили:
Ростовское ЛУ МВД РФ на транспорте
ЛО МВД РФ в аэропорту г. Ростов-на-Дону
Сальский ЛО МВД РФ на транспорте, Волгодонский ЛО
В ходе мониторинга, члены ОНК РО и общественные контролеры оценивали достоверность информации в интернете о работе отдела, наличие указателей на пути к отделу, доступность входа в отдел людьми с ограниченными возможностями, наличие вывески на входе, наличие и содержание информационных стендов внутри отдела, ПДЗ, доступность туалетов и питьевой воды для посетителей, наличие аптечки (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития 169н), юридической литературы, а также вежливость сотрудников и наличие у них информационных бейджей.
Участники мониторинга выявили:
Практически все отделы оборудованы помещениями для задержанных, лица, содержащиеся свыше 3-х часов, обеспечиваются горячим питанием (пайками быстрого приготовления) и постельными принадлежностями (в ночное время).
Вход в большинство отделов оборудован пандусами для инвалидов. ?????
Во всех линейных отделах полиции имеется аптечка, соответствующая приказу Минздравсоцразвития 169н, информационные стенды и необходимая юридическая литература.
Сайт УТ МВД РФ по СКФО https://skfout.mvd.ru/ содержит очень мало информации об отделах полиции. Отсутствуют данные о ФИО и должности руководителей, телефоны доверия, электронные адреса, образцы заявлений.
Рекомендации руководству УТ МВД РФ по СКФО:
-
Размещать на сайте https://skfout.mvd.ru более расширенную информацию о деятельности отделов полиции (ФИО и должность руководителей, график приема граждан, образцы заявлений, информация о результатах деятельности отдела).
Мониторинг работы участковых уполномоченных полиции
В ходе реализации акции «Гражданин и полиция 2015», члены ОНК РО и общественные контролеры провели мониторинг работы 28 участковых уполномоченных полиции.
Участники мониторинга посетили участковых уполномоченных УМВД России по г. Ростов-на-Дону (ОП№2, ОП№7, ОП№8), Управления МВД России по г. Таганрогу, МУ МВД России «Волгодонское» (ОП№1, ОП№2, ОП№5), ОМВД России по Родионово-Несветайскому району, ОМВД по г.Каменск Шахтинский.
Члены ОНК РО и общественные контролеры оценивали достоверность информации об УУП в интернете, доступность опорного пункта для людей с ограниченными возможностями, наличие вывески на входе, информационных стендов, мест для ожидания и написания заявлений гражданами, санитарное состояние помещений, наличие оргтехники. Также, участники мониторинга выясняли проблемы, с которыми участковые уполномоченные сталкиваются в процессе своей деятельности и опрашивали население (более 450 человек) о качестве работы сотрудников полиции.
Участники мониторинга выявили:
-
Информация на сайте mvd.ru о работе участковых уполномоченных полиции чаще всего не соответствует действительности, а также получение информации часто было невозможно из-за перегрузок в работе сервиса.
-
Наиболее значимыми сложностями в их деятельности стали такие проблемы как сильная занятость (обслуживание до 3 участков одновременно, привлечение на различные массовые мероприятия), вследствие этого низкая мотивация к работе.
-
Многочисленные дисциплинарные взыскания, зачастую связанные с высокой нагрузкой и нереальностью выполнения ведомственных приказов
-
Служебные телефоны участковых уполномоченных в 80% соответствуют информации на сайте и работают.
-
В большинстве опорных пунктов участковых уполномоченных полиции отсутствует интернет (сотрудники полиции подключают его за свой счет).
-
У участковых уполномоченных полиции нет помощников.
-
Многие помещения опорных пунктов нуждаются в ремонте.
-
Отсутствует современная оргтехника.
-
У большинства участковых уполномоченных нет служебных автомобилей.
-
Недостаточное количество ГСМ, выделяемое участковым уполномоченным полиции в сельских районах.
-
Проблема необходимости размещения служебного автотранспорта на территории отдела полиции (особенно актуальная для участковых уполномоченных в сельской местности).
-
Отсутствие доплаты за совмещение нескольких участков обслуживания.
-
Информационные стенды в опорных пунктах не имеют необходимой информации.
-
Отсутствие компенсации за проезд в общественном транспорте участковым уполномоченным.
-
Участковые, при переносе даты и времени приема не уведомляют об этом граждан (нет информационных табличек на входе в опорный пункт).
Анализируя общественное мнение о работе участковых уполномоченных, выяснилось, что общий уровень криминогенности в городе и районах снизился, население в большей степени оценило уровень безопасности в своем районе как хороший и удовлетворительный, а работу своих участковых как удовлетворительную.
Рекомендации руководству ГУ МВД РФ по РО:
-
Вынести на уровень федерального руководства вопрос об увеличении штата сотрудников участковых уполномоченных, а также вернуть должность помощника участкового.
-
Разработать единые информационные стенды для пунктов участковых уполномоченных (с привлечением членов ОНК РО).
-
Рассмотреть возможность приобретения участковым уполномоченным без служебного транспорта проездных билетов на общественный транспорт.
-
Вынести на уровень федерального руководства вопрос об изменении положении ведомственного приказа, обязывающего участковых уполномоченных полиции оставлять служебный автотранспорт на территории отделов полиции.
-
Предусмотреть выделение денежных средств для разработки и тиражирования визитных карточек для участковых уполномоченных.
-
Обеспечить пункты участковых уполномоченных современной оргтехникой и доступом в интернет.
-
Обратится к муниципальным органам власти о необходимости ремонта служебных помещений участковых уполномоченных.
Мониторинг работы ДПС ГИБДД
В ходе реализации акции «Гражданин и полиция 2015» члены ОНК РО и общественные контролеры проверили работу 15 экипажей ДПС ГИБДД (в т.ч. повторно).
Проверили работу сотрудников:
ГИБДД ГУ МВД РФ по РО
Инспектор ДПС (2 взвод), ст. лейтенант Малахов В.И. нагрудный знак 61- 696.
Инспектор ДПС (2 взвод), ст. лейтенант Зуйкин А.В. нагрудный знак 61-1777.
Инспектор ДПС (2 взвод), ст. лейтенант Дуданков О.Ю. нагрудный знак 61-1640.
Инспектор ДПС (2 взвод), ст. лейтенант Стрельцов Е.И. нагрудный знак 61- 1667.
Инспектор ДПС, лейтенант Квасов К.П. нагрудный знак 61-1369.
Инспектор ДПС, лейтенант Пащенко А.В. нагрудный знак 61-1084.
Инспектор ДПС, лейтенант Кулагин А.Н. нагрудный знак 61-1387.
Инспектор ДПС, ст. лейтенант Кудимов Д.Д. нагрудный знак 61-1582.
Инспектор ДПС, ст. лейтенант Шестопалов В.Н. нагрудный знак 61-1631.
Инспектор ДПС, лейтенант Сереченко О.Ю. нагрудный знак 61-1268.
Инспектор ДПС, лейтенант Бабин Н.Н. нагрудный знак 61-1186.
Инспектор ДПС, мл. лейтенант Дьячкин М.В. 61-1062.
ОГИБДД МУ МВД РФ «Волгодонское»
Инспектор ДПС, лейтенант Помещенко Е.В. нагрудный знак 61-0476.
Инспектор ДПС, лейтенант Беликов А.В. нагрудный знак 61-0441.
Инспектор ДПС, ст. лейтенант Зарудный Е.Р. нагрудный знак 61-0452.
Инспектор ДПС, ст. лейтенант Сухоруков А.Г. нагрудный знак 61-1482.
Инспектор ДПС, ст. лейтенант Бабаков С.Н. нагрудный знак 61-0440.
Инспектор ДПС, капитан Кутенцев О.Ю. нагрудный знак 61-0497.
Инспектор ДПС, лейтенант Большенко К.И. нагрудный знак 61-0479.
Инспектор ДПС, капитан Галов Н.В. нагрудный знак 61-0447.
Инспектор ДПС, ст. лейтенант Ковалев А.Е. нагрудный знак 61-0459.
Инспектор ДПС, лейтенант Королев К.М. нагрудный знак 61-0461.
Инспектор ДПС, лейтенант Пращенко Ю.Р.. нагрудный знак 61-1123.
Инспектор ДПС, ст-лейтенант Евтушенко М.В. нагрудный знак 61-1266
В ходе мониторинга, члены ОНК РО и общественные контролеры проверили факторы, учитываемые при проверке деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД (согласно административному регламенту МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения).
-
Открытость сотрудников ДПС ГИБДД при осуществлении службы. Возможность идентифицировать полицейских: сотрудники ДПС представлялись, отчетливо и внятно называя свои фамилии, звания и должности. Сотрудники ДПС не препятствовали проведению фото- и видеосъемки, против съемки своих лиц не возражали.
2. Оснащение сотрудников при несении Дорожно - Патрульной службы:
- сотрудники ДПС были одеты в форменную одежду.
- имели при себе жезлы регулировщиков.
3. Соответствие требованиям к поведению при несении службы.
- сотрудники ДПС представились, показали служебные удостоверения.
- общение с группой мониторинга вежливое.
4. Использование служебного транспорта. Расположение сотрудников при несении службы:
-автомобиль, на котором осуществлялся контроль за движением, являлся патрульным, с соответствующей цветографической схемой.
- патрульный автомобиль ДПС располагался, не нарушая ПДД.
Участники мониторинга выявили:
-
Полицейские не нарушали ПДД, не препятствовали фото- и видеосъемке, были вежливы и корректны с общественными контролерами.
-
Некомплект сотрудников ДПС.
-
Устаревший парк патрульных автомобилей.
-
Недостаточное обеспечение ГСМ.
-
Необходимость оснащения всех экипажей планшетами, подключенными к базам данных.
-
Сложность в ремонте патрульных автомобилей подразделений областного подчинения из-за заключенных договоров (СТО за 200 км от места дислокации подразделения).
-
Низкая престижность работы в ДПС, связанная с возросшей нагрузкой и повышенной ответственностью.
-
Удаленность районов патрулирования от места дислокации.
Рекомендации руководству ГУ МВД РФ по РО:
-
Вынести на федеральный уровень вопрос о необходимости увеличения. штата сотрудников ДПС в связи со значительным увеличением района патрулирования и количества автотранспорта на дорогах.
-
Вынести на федеральный уровень инициативу об обновлении автопарка служебных автомобилей.
-
Вынести на федеральный уровень вопрос о децентрализации службы ДПС. Целесообразно иметь службу ДПС непосредственно при отделах полиции.
-
Оснастить автомобили ДПС ноутбуками и планшетными ПК с доступом к базам данных для оперативной проверки автомобилей.
Мониторинг работы отделов МРЭО ГИБДД ГУ МВД РФ по РО.
В ходе реализации акции «Гражданин и полиция», члены ОНК РО и общественные контролеры 3 раза проверили работу отделов МРЭО (в т.ч. повторно).
Участники мониторинга проверили:
Отдел МРЭО №3 ГУ МВД РФ по РО
Регистрационный пункт отделение № 2 МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, г. Каменск – Шахтинский
В ходе мониторинга общественные контролеры оценивали:
1) Расположение МРЭО.
2) Помещение МРЭО (наличие пандусов на входе и мест для ожидания гражданами, количество работающих окон, доступность туалетов).
3) Наличие необходимой информации на информационных стендах.
4) Регламент времени на получение госуслуги (в соответствие с нормативом – не более 60 минут).
5) Наличие дополнительных услуг.
6) Навязывание платных услуг.
Общие выводы участников проверки по результатам мониторинга отделов МРЭО ГИБДД ГУ МВД РФ по РО:
- общение сотрудников вежливое.
- имеется достаточное количество парковочных мест.
- имеются пандусы на входе.
- предоставляются услуги по постановкеснятию ТС на учет и выдачузамену водительского удостоверения.
- ветераны и инвалиды обслуживаются вне очереди.
- записавшиеся на получение госуслуги через портал Государственных. услуг обслуживаются вне очереди.
- во время проверки отсутствовали очереди.
- жалоб на работу МРЭО от граждан не поступило.
- рядом с территорией МРЭО все действующие страховые компании оказывают незаконные платные услуги по фиктивному прохождению инструментального контроля автомобиля (тех.осмотра) без фактического прохождения и проверки на диагностической линии (1000 - 1300 руб.).
- в шаговой доступности отсутствует терминал для оплаты госпошлины.
- на территории отдела МРЭО в г. Ростов-на-Дону осуществляется незаконное оказание платных услуг по фиктивному прохождению инструментального контроля автомобиля (техосмотра) без фактического прохождения и проверки на диагностической линии (на территории располагаются микроавтобусы, в которых осуществляется оказание данных незаконных услуг).
Рекомендации руководству ГУ МВД РФ по РО:
-
Рассмотреть возможность размещения на территориях отделов МРЭО терминалов для оплаты госпошлины.
-
Провести проверку по фактам оказания незаконных платных услуг, оказываемых страховыми компаниями по фиктивному прохождению инструментального контроля автомобиля (техосмотра) без фактического прохождения и проверки на диагностической линии (вследствие чего на дорогах появляются неисправные автомобили, создающие угрозу безопасности движения) с привлечением сотрудников БЭП.
Мониторинг работы горячей линии 02 и телефонов доверия
В ходе реализации акции «Гражданин и полиция», члены ОНК РО и общественные контролеры 2 раза проверили работу горячей линии 02 и 8 раз телефоны доверия.
При проверке работы горячей линии 02, общественными контролёрами учитывалось возможность дозвониться с 1 попытки, время ожидания на линии и вежливость сотрудников.
04.05.2015г. г. Волгодонск. Время с 22.00 до 06.00. Дозвонится удалось с 1 раза, время ожидания на линии не более 15 секунд. Общение вежливое.
09.07.2015г. г. Каменск-Шахтинский. Время с 06.00 до 12.00. Дозвонится удалось с 1 раза, время ожидания на линии не более 15 секунд. Общение вежливое.
При проверке телефонов доверия общественными контролерами учитывалось фактическая достоверность телефонов, размещенных на сайте 61.mvd.ru, а также возможность дозвониться по ним.
Телефон доверия г. Ростов-на-Дону 249-14-28 - Удалось дозвонится с 1 раза
Телефон доверия г. Волгодонск 26-38-95 – Удалось дозвонится с 1 раза
Телефон доверия г. Каменск-Шахтинский 7-46-96 – Удалось дозвонится с 1 раза
Телефон доверия г. Новошахтинск 2-05-56 – Удалось дозвонится с 1 раза
Телефон доверия г. Морозовск - Удалось дозвонится только с 3 раза
Телефон доверия Белокалитвенский р-н 2-53-90 – Удалось дозвонится с 3 раза.
Телефон доверия г. Новочеркасск 22-82-26 – Удалось дозвонится с 1 раза.
Рекомендации руководству ГУ МВД РФ по РО:
-
Оперативно размещать информацию на сайте 61.mvd.ru при изменении номеров телефонов доверия.
-
Рекомендации от Федерации автомобилистов России, озвученные на совместном совещании с зам. начальника ГИБДД ГУ МВД РФ по РО Д. Ключкиным: в случае несоответствия телефона доверия на патрульном автомобиле ДПС, разместить информационную табличку на стекле двери автомобиля с указанием нового номера (распечатанную на листе бумаге формата А-4).