Как было расследовано дело Олега Кашина

Как было расследовано дело Олега Кашина

1116

Журналист Олег Кашин заявил, что покушение на него раскрыто, и назвал фамилии обвиняемых. Правоохранительная система, которой у нас редко верят, сработала как положено?

Вспомним другой случай. В 2000 году в Липецке убили журналиста – корреспондента «Новой газеты» Игоря Домникова. Домников активно писал о нарушениях в деятельности областной администрации, и это вызвало недовольство. И на какой-то из встреч – буквально в сауне – замгубернатора области и его приятель-предприниматель заговорили о журналисте. Бизнесмен предложил наказать Домникова, чиновник согласился. У бизнесмена в друзьях оказалась братва из Набережных Челнов, банда Эдуарда Тагирьянова. Игоря Домникова забили молотками по голове в подъезде его дома. Тагирьянов, в настоящее время отбывающий пожизненный срок, дал показания на бизнесмена Павла Сопота. Недавно за подстрекательство к убийству Домникова его осудили на восемь лет колонии. Уголовное дело заказчика – замгубернатора Сергея Доровского – было передано в суд в апреле этого года и в мае прекращено за истечением сроков давности.

Это дело похоже на дело Олега Кашина. Вечером 6 ноября 2010 года на Олега во дворе его дома напали двое и нанесли ему несколько десятков ударов металлическими прутьями, причинив тяжкий вред здоровью. Следствие квалифицировало нападение как покушение на убийство (часть 2 статьи 105 УК; как говорят юристы, расстрельная). По закону покушение на преступление не может превышать трех четвертей от максимального срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление, – таким образом, обвиняемым в покушении на Кашина при условии, что суд признает их виновными и не изменит квалификацию, грозит до 15 лет лишения свободы.

О том, как тогда развивались события, стало известно только на днях. Александр Горбунов, управляющий петербургским оборонным заводом «Заслон» (известным с советских времен под названием «Ленинец»), привлек троих исполнителей для нападения на Олега Кашина, обещав заплатить им 3,3 млн рублей (около $100 тысяч на тот момент). Завод «Ленинец» с конца 1980-х годов возглавлял Анатолий Турчак, он же приватизировал его в 90-х. В 90-х Анатолий Турчак был заместителем Владимира Путина в петербургском региональном совете движения «Наш дом – Россия», а с 2007 года возглавляет Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Его сын, Андрей Турчак, работал у отца в холдинге «Ленинец», затем стал одним из руководителей «Молодой гвардии “Единой России”», а с 2007 года – членом Совета Федерации. Спустя два года, в феврале 2009-го, Андрей Турчак стал губернатором Псковской области.

В июле 2014 года питерское издание «Фонтанка.ру» опубликовало довольно необычную статью о том, что некий Александр Горбунов признался в организации покушения на Кашина по заказу губернатора Псковской области Андрея Турчака – правда, сделал он это под пытками после того, как его похитили неизвестные, представившиеся сотрудниками ФСБ. Тогда эта статья не вызвала большого внимания, поскольку никаких ссылок на документы в ней не было, официальной реакции тоже не было, а с момента покушения версий звучало много и самых разных. Единственное, адвокат попросил следователя приобщить статью к делу и проверить изложенные в ней обстоятельства.

В конце июня этого года были задержаны два исполнителя – Данила Веселов и Михаил Кавтаскин. Веселов пошел на сотрудничество со следствием – признался в покушении и дал показания на Горбунова. Именно Веселов встретил тогда Кашина с букетом у входа во двор, и только его Олег запомнил в лицо и сможет опознать. Третий исполнитель – Вячеслав Борисов – в розыске.

Веселов пояснил, что исполнители для нападения приобрели в Петербурге два автомобиля «форд фокус» и один «мицубиси лансер», приехали в Москву, поселились в съемной квартире, выследили Кашина, избили его, вернулись в Петербург, откуда надолго уехали в белорусский Могилев.

В подтверждение своих слов о связи с Горбуновым Веселов показал следователю схрон с принадлежащим Горбунову оружием. За хранение оружия тот был задержан и сейчас сидит под арестом.

Веселову и Кавтаскину на основе этих показаний было предъявлено обвинение в покушении на убийство. Горбунову таких обвинений пока не предъявлено. О роли губернатора Турчака тоже в процессуальных документах не говорится. Он лишь на первой стадии расследования был допрошен в качестве свидетеля, поскольку было известно, что между ним и Кашиным незадолго до нападения случился конфликт: Олег нелицеприятно высказался в его адрес. Но сам Кашин в версию о такой мотивации покушения на него не очень верил – очень уж малозначительная история. Хотя активно обсуждалась и фраза Турчака «Берегите себя!» – в ответ на отказ Олега принести свои извинения.

 

Расследование велось достаточно тихо, о чем говорит тот факт, что исполнителям по делу о покушении избрана мерой пресечения подписка о невыезде, а под стражей оба находятся по другим делам. Кашина до последнего времени официально о движении по делу не уведомляли, следственных действий с его участием не проводили.

Давал ли указание заказчик и/или организатор на убийство (или именно на такое избиение) или это инициатива одного, двух или всех трех исполнителей? Если это эксцесс исполнителя, то заказчик и организатор могут нести ответственность за то, что планировалось, а исполнители – за то, что сделали.

После нападения Олег какое-то время лечился, затем целый год ничего публично не предпринимал, давая возможность следствию и оперативникам делать свою работу. И обратился к адвокату за правовой помощью только спустя два года, увидев, что движения по делу нет, следователя сменили на менее важного, а лично гарантировавший ему контроль над ходом следствия президент Медведев ушел со своего поста.

Адвокат Рамиль Ахметгалиев еще годом ранее представлял журналиста в суде по иску о защите чести и достоинства от Василия Якеменко, на тот момент руководителя Росмолодежи. Поводом послужила публично высказанная Кашиным уверенность в «якеменковской версии» избиения. Суд тогда отказал Якеменко в иске, в основном сославшись на процессуальное право потерпевшего высказывать свои версии. Кашин действительно долгое время был уверен в причастности к покушению именно выходцев из молодежных движений.

С ноября 2012 до июля 2014 года каких-либо подвижек в деле не было. Следователь разводил руками, адвокат подтверждал, что претензий к нему нет. Будучи сам бывшим следователем прокуратуры, Ахметгалиев понимал, что следствие работает с тем, что приносят оперативники. Именно на них лежит основная ответственность за раскрытие преступления, то есть за отработку версий и поиск фигурантов. Оперативное сопровождение по делу осуществляет Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России. Попытки вступить с ними в диалог у Кашина и его представителя успехом не увенчались. Более того, Кашин даже судился с ФСБ по поводу бездействия по его делу, просил ознакомить его с результатами работы. Не получив поддержки в суде, в 2014 году Олег обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на неэффективное расследование.

И вот где-то в период между июлем 2014 и июнем 2015 года – то есть после того, как вышла статья «Фонтанки», – следствие по делу Кашина переехало из Москвы в Петербург. Снова сменился основной следователь. На этот раз им стал Алексей Сердюков, следователь по особо важным делам при главе СКР. Он, в частности, расследовал дело мэра Махачкалы Саида Амирова, которого недавно приговорили к пожизненному заключению. Понятно, что решение откомандировать генерала Сердюкова в Петербург расследовать дело Кашина, которое к тому времени висело уже четыре года, мог принять только лично Александр Бастрыкин либо кто-то из его замов – и только при наличии фигурантов и доказательств их причастности.

В деле Кашина заказчик пока не назван, и полностью раскрытое дело Домникова 15-летней давности – это, увы, скорее исключение из правила. Гораздо больше есть примеров, когда нападения на журналистов так и оставались нераскрытыми либо на скамью подсудимых садились лишь исполнители и в крайнем случае организаторы.

Можно быть уверенными, что у заказчика покушения на Кашина есть мощные покровители и они наверняка постараются задействовать свои рычаги. Возможно, именно поэтому Следственный комитет уже два с половиной месяца молчит о существенных подвижках по этому делу. Однако слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, что дело Олега Кашина будет доведено до конца, внушают оптимизм. Как и многое другое сегодня в стране, судьба этого дела зависит от президента.

ИСТОЧНИК https://slon.ru/posts/56096