Л.Агафонов: СИЗО-1 «Кресты»

Л.Агафонов: СИЗО-1 «Кресты»

920

СИЗО-1 «Кресты» самое большое и старое пенитенциарное учреждение Санкт-Петербурга, построенное в конце 19 века, возможность круглосуточного надзора за заключёнными - главная цель строительства тюрьмы «Паноптикум» по плану Иеремии Бентама. «Тюрьма должна быть построена прочно и удобно, но совершенно просто, без лишних украшений и роскоши, нередко допускаемых в западных государствах и столь нежелательных для России, где предстоит построить значительное количество мест заключения» - так звучала инструкция Главного тюремного управления Российской империи, данная группе архитекторов отправившихся в Европу для изучения тюремного дела.

Среди этих «новиков», отправившихся познавать разумное, доброе и вечное в европейских застенках, был и Антоний Иосифович Томишко. Именно он построил тюрьму «Кресты», являющуюся неформальной достопримечательностью города на Неве. По проекту Томишко новая главная тюрьма Петербурга была рассчитана на 1150 заключенных. Ее постройка началась в 1884 году и закончилась в 1890-ом. Любопытно, что «каменщиками в фартуках белых» были сами тюремные сидельцы. Находившиеся в старой тюрьме заключенные строили новые корпуса и переходили в них, а ветхие застенки ломали. На сегодняшний день лимит наполнения составляет, чуть менее 1800 человек, а по факту в « Крестах» постоянно находятся порядка 2300-2400 человек, что создает перегрузку ряда служб СИЗО-1, и нарушения прав заключенных даже предусмотренных по закону в качестве минимальной нормы 4 квадратных метра на человека, не говоря уже про семь метров на человека в Европейский странах.

СИЗО-1 «Кресты» самое проблематичное учреждение, не только по нормам содержания и медицинскому обеспечению, но и противодействию членам ОНК.

5 августа 2015 года, комиссия в составе членов ОНК Леонида Агафонова и Бориса Пантелеева вошла в проходную,( это было мое шестнадцатое посещение СИЗО-1) в этом году. В 11:00 пройдя в шлюз КПП СИЗО-1, мы сдали телефоны и документы, о чем была сделана запись в журнал дежурного, и стали ожидать сопровождающего. Чтобы было понятно что такое шлюз КПП, попасть туда можно ,только пройдя две двери, и пока одна не закроется , другую никто не откроет. Все формальности были выполнены, осталась только одна дверь, и мы бы вошли на режимную территорию, и можно было начинать проверку. Но по непонятным нам причинам, за нами никто не приходил, минут через двадцать, к нам заглянул ДПНСИ (дежурный помощник начальника следственного изолятора) Алексей Алексеевич, сообщил ,что для нас нет сопровождающего, и нам придется подождать, на вопрос сколько ждать, ответил не знаю. Борис Пантелеевич, пытался еще кое-что уточнить, но ДПНСИ не стал заканчивать разговор, просто удалился. Да, наверное, он не заканчивался кадетский корпус, и нормы этики ему не знакомы, вместо того чтобы провести нас на территорию, и предоставить место в каком ни будь помещении, мы просто тупо продолжали стоять в шлюзе, как подозреваете ни стульев ни дивана там не предусмотрено. Мимо нас , туда и обратно проходили люди. В двери ведущее в СИЗО-1 было окошко, и мы наблюдали . как в нарушение приказа №204 ,заключенный П три раза заходил в дежурную часть без сопровождения сотрудников, наверное тоже не хватило сопровождающих перекинулись парой фраз с коллегой, через КПП шли сотрудники с детьми, на территории СИЗО-1 в столовой у них был какой-то праздник посвященный дню знаний, прошли сотрудники с автоматами, тут напрягло в одном месте сотрудники с оружием, заключенный без сопровождения и дети. О чем вообще думает руководство, профессиональное выгорание, хоть заключенный был невысокого роста и худощавый, судя по свободному перемещению по СИЗО-1, обладал доверительными отношениями с администрацией учреждения. Но не прошло еще и месяца после побега из СИЗО-4, где тоже сбежал заключенный из хозяйственного отряда. Ставить под угрозу жизнь детей сотрудников, из-за чьей-то халатности просто не допустимо.

Время шло, ситуация не менялась, с учетом того, что уведомление было подано в 8:55 и было полных два часа, чтобы найти нам сопровождение. В 12:00 пришлось взять телефон от дежурного , первый звонок сделали во ФСИН России, сообщили, что нас около часа удерживают в шлюзе КПП срывая проверку, 12:10 сделали звонок на 911, сообщив она рушение административного кодекса и препятствии деятельности ОНК, с просьбой к 17:00 прислать наряд. Поняв что планы по посещению сорваны, начали корректировать список , из сорока человек которых должны посетить, в списке оставили только 21 человека. Мимо уже пошли родственники со свиданий, пока они получали свои документы и телефоны, раздавали визитки и сообщали если есть проблемы с условиями содержания, могут, не стесняясь обращаться, добавляя, что наша деятельность бесплатная.

В 12:20 после почти полуторачасового стояния в шлюзе, за нами, наконец, пришли.

После длительного стояния, мы были в приподнятом настроении и отличном тонусе, предстояла вторая часть мерлезонского балета, проход через металлодетектор, здесь тоже можно было пообщаться о знании инструкций около часа. Я, прошел через металлодетектор он молчал, вспомнился разговор одного из сотрудников, со своим начальством, он назвал нас по пояс деревянными, наверное он прав, сьюморил я про себя. Каждый раз отправляясь на проверку, выкладывал все, что могло звякнуть или вызвать подозрения, время дороже. Борис Еремеевич. при проходе пискнул, началось старая песня о главном, сотрудники требовали предъявить, а Борис Пантелеев вызвать понятых для досмотра и составления протокола, я взял стульчик и присел наблюдать со стороны, лучший способ сократить время, не вмешиваться в процесс. На удивление все закончилось быстро, и мы пошли заниматься своими делами.

Первая остановка психиатрическое отделение, в списке пять человек, на удивление присутствует заведующий отделением старший лейтенант Гавриш А.С. В принцип были обычные отношения, нас пускали в психиатрическое отделение, пока начальник Б-2 МСЧ СИЗО-1 Янчук Ю.В. , не выдал устное распоряжение запрещающие членам ОНК, посещать вверенную МСЧ куда входит и психиатрическое отделение, без заведующего отделения или лечащего врача. Я, понимаю мы требуем невозможного, оказывать медицинскую помощь, и чтобы люди с острой болью в животе попадали на прием сразу, а не через неделю. Ну что делать, раз медики в СИЗО-1 такие ранимые, но после того как в психиатрическом отделении шесть человек, написали обращение, что их положили туда без их согласия, доступ в психиатрическое отделение был закрыт, под любым предлогом. И ссылки на ФЗ-76 уходили в никуда, хотя все прописано:

Статья 16.1. Осуществление общественного контроля за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья

  1. Члены общественных наблюдательных комиссий осуществляют контроль с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и требований, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона, за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья при их нахождении в местах принудительного содержания, при временном помещении их в медицинские учреждения. Контроль за обеспечением права лиц, находящихся в местах принудительного содержания, на охрану здоровья может также осуществляться в стационарных (конечных либо промежуточных) пунктах перемещения таких лиц.

Вроде все ясно, но каждый раз нам отказывали по новым обстоятельствам, специально для нас родился сей шедевр.

Правила посещения психиатрического отделения филиала «Больница №2»

ФКУЗ МСЧ – 78 ФСИН России.

Посещение пациентов возможно на основании Закона РФ от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».

Посещение пациентов психиатрического отделения возможно в среду с 13.00 до 14.00.

Для соблюдения Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58 «Об утвержденных СанПин 2.1.3.2630-10» иметь сменную обувь, халат, шапочку, анализ кала на яйца гельминтов, анализ кала на кишечную группу (дизгруппа), анализ крови на сифилис (PW), ФЛГ - флюорографию, сведения об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства в течение 21 дня до посещения. Общение с больным осуществляется только в присутствии лечащего врача или начальника психиатрического отделения.

Начальник психиатрического отделения филиала «Больница №2» ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России – врач, старший лейтенант внутренней службы: (подпись) А.С.Гавриш.

Хотя доктор Гавриш, проходит судя с его слов обследование раз в полгода, к чему о нас такая забота, чтобы ничего лишнего с его психиатрического отделения не подцепили. С другой стороны люди находящиеся во вверенному господину Гавришу отделению, спокойно ездят на следственные действия и суды, сидят в обычных сборных камерах со всеми, даже на автозаках ездят в обычных отделениях, и без сопровождения медперсонала. Почему господин Гавриш, это с легкостью разрешает, и не сопровождает больных в суды и следствие. Увидев спускающегося заведущего психиатрического отделения Гавриша А.С. , в предвкушение подумалось , каким способом он на этот раз не пустит нас в отделении. Теперь у нас появилась новая вводная, он может пустить нас только с посменного разрешения, никого иного , как самого господина Дамаданова являющегося начальником МСЧ-78, самый главный медицинский начальник в УФСИНе. Правда господин Гавриш не уточнил, в курсе ли начальник МСЧ-78, что у него появились такие полномочия. Пока нас не пускали в психиатрическое отделение, пришел ответ от Дамаданова, что люди написавшие заявления радостно продолжают лечиться и претензий уже не имеют. Заключенный С. рассказал, как его закалывали лекарствами. И пока он не подписал согласие на лечение, не выписывали из вверенного господину Гавришу отделения. Вот вам и гуманная медицина!

Дальше двигались в ускоренном темпе. Было получено пять обращений ( почти все связанные с медициной) и две медицинские доверенности, у заключенных проблема ознакомится со своими медицинским документами. Надо отдать должное в медсанчасть, в отличии от психиатрического отделения ,мы попали. По просьбе родственников навестили больного. Надо сказать, день был сорван, навестили меньше половины из запланированных, составили два акта о воспрепятствовании. Хоть и вышли из проходной еще не было пяти вечера, но пока дождались участкового, составили протокол, пришлось еще искать где сделать ксерокопии с наших актов для протокола. Домой вернулся только в девятом часу вечера. На душе было спокойно день прожит не зря.