Заключение По итогам проверки соблюдения прав человека лиц находящихся в принудительном...

Заключение По итогам проверки соблюдения прав человека лиц находящихся в принудительном заключении в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл

1483

Комиссия в составе трех человек выезжала в учреждение с внеплановой проверкой.

 

Инспекция ОНК:

    1. Васильева О.В.
    2. Егошин Д.В.
    3. Подузов С.В.

 

Результат проверки:

Общественная наблюдательная комиссия в составе: Егошин Д.В., Васильева О.В., Подузов С.В. прибыла к СУВСИГ УФМС России по Республике Марий Эл расположенного по адресу: г.Йошкар-Ола, ул. Комсомольская, д. 147-А в 9 часов 50 минут.

По прибытию общественная наблюдательная комиссия представилась дежурному и сообщила о том, что общественной наблюдательной комиссией Республики Марий Эл запланирован визит с целью проверки соблюдения прав человека лиц, находящихся в СУВСИГ. Дежурный на просьбу впустить членов ОНК ответил, что на момент посещения в помещении СУВСИГ нет руководителя и его заместителя и просил членов ОНК прийти позже, так как руководство находится в Управлении. В течение 15 минут велся диалог с дежурным о том, что в настоящий момент происходит противодействие посещения членами ОНК помещений СУВСИГ и что это является составом административного правонарушения. После того, как дежурному было сообщено, что члены ОНК будут фиксировать недопуск в СУВСИГ с помощью сотрудников полиции, которых будут вынуждены вызвать, дежурный ушел и через две минуты, открыв дверь, сообщил, что руководство СУВСИГ подходит к зданию и члены ОНК будут пропущены в здание.

В 10.10 руководитель СУВСИГ, в сопровождении троих человек подошли к зданию и впустили членов ОНК в составе троих человек в помещение дежурной части СУВСИГ УФМС России Республики Марий Эл.

В дежурной части члены ОНК Республики Марий Эл представились сотрудникам УФМС России по Республике Марий Эл, а также попросили представиться сотрудников УФМС России по Республике Марий Эл. В ходе проверки членов ОНК сопровождал и давал разъяснения Начальник учреждения – Евгений Аркадьевич Чернышев.

Дежурная часть представляет собой помещение размером два с небольшим метра на полтора метра. В данном помещении имеется небольшой письменный стол, имеется стенд с основной информацией о правилах поведения лиц в СУВСИГ, вешалка для верхней одежды. По словам сотрудников, данное помещение также используется сотрудниками СУВСИГ, как помещение для предоставления свиданий с близкими родственниками или лицами, желающими навестить лиц, находящихся в принудительном содержании лиц иностранного государства.

На момент посещения членами ОНК, письменных принадлежностей, а также искусственного освещения в помещении не было. Электричество в помещении дежурной части не работало, работало лишь в комнате дежурного. На вопрос, что произошло с освещением в данном помещении, сотрудники УФМС России по Республике Марий Эл разумного объяснения не дали.

Руководитель СУВСИГ не разрешил посетить членам ОНК помещения для содержания в присутствии самих содержащихся. Разумных доводов и аргументов объяснения своего требования привести не смог.

На момент посещения в СУВСИГ находилось 6 человек. По словам сотрудников УФМС России по Республике Марий Эл: 1 человек — был гражданином Республики Беларусь; 2 человека — Республика Узбекистан; 1 человек — Республика Таджикистан; 2 человека — лица без гражданства. Четверо человек из 6 подлежат административному выдворению за пределы Российской Федерации. Двое человек по решению Министерства юстиции РФ признаны, как лица нежелательные для проживания на территории Российской Федерации и подлежат депортации. Один человек, подлежащий депортации, находится в помещении СУВСИГ уже 8 месяцев.

С каждым из находящихся в СУВСИГ члены ОНК побеседовали. Жалоб ни у кого из лиц, находящихся в СУВСИГ, на условия содержания не имелось.

Личные дела лиц находящихся в помещении СУВСИГ руководство предоставить для ознакомления членам ОНК отказалось. Предоставило лишь только судебные акты, на основании которых находятся лица в принудительном содержании. На момент посещения членами ОНК Республики Марий Эл судебного постановления в отношении законности нахождения С. (гражданина Республики Узбекистан, подлежащего депортации) в личном деле не имелось. По словам сотрудников УФМС России по Республике Марий Эл, данное решение находится в Управлении ФМС России по Республике Марий Эл.

Помещение для бесед было предоставлено в виде кабинета, который размером примерно два с небольшим метром на два метра. В кабинете можно было разместить только три стула. Беседа с иностранными гражданами находилась при открытых дверях и в присутствии сотрудников УФМС России по Республике Марий Эл. Конфиденциальных бесед с лицами, находящимися в СУВСИГ, не было.

 

Общие условия нахождения в комнатах лиц находящихся в СУВСИГ:

Ремонт капитальный сделан в конце 2013 года, в январе 2014 года учреждение открылось. Лимит наполняемости – 11 человек. В здании СУВСИГ расположено всего 4 комнаты: 1 – на 4 человек, 2 – на 2 человек, 3 – на 2 человек, медицинский изолятор на 1 человека. Размещение спальных мест в комнатах в виде двухъярусных кроватей, санузел изолирован (не полностью от пола до потолка, а частично), чаша Генуя, есть шкафы с вешалками, принудительная вентиляция, естественное освещение ниже нормы. Естественного освещения в комнатах недостаточно для того чтобы читать в дневное время литературу без включения искусственного освещения.

В здании СУВСИГ не предусмотрены помещения для содержания женщин с ребенком; отсутствует помещение для семейного содержания; не созданы условия для содержания несовершеннолетних.

По словам Начальника СУВСИГ, представителей таких категорий не было в учреждении с момента его открытия в январе 2014 г., а соответственно и вопросы такого размещения не ставились перед руководством УФМС России по Республике Марий Эл.

В здании СУВСИГ отсутствует помещение для содержания лиц, у которых может произойти нервный срыв.

 

Медицинскими препаратами СУВСИГ укомплектован, нет аптечки АнтиСПИД. Инсулином СУВСИГ не обеспечен. Поочередно дежурят в учреждении фельдшер и врач 2/2, в том числе и в выходные дни. За 2015 год скорую помощь вызывали 2 раза, о чем свидетельствуют прикрепленные в журнале оказания медицинской помощи сигнальные листы.

 

Прогулочного дворика, который бы функционировал лишь только в ведении УФМС России по Республике Марий Эл не имеется. Прогулочный дворик имеется в ведении МВД по Республике Марий Эл, закрепленный за зданием спецприемника для административно-арестованных в г.Йошкар-Оле. В связи с чем возникает трудность обеспечением прогулок лиц находящихся в помещении СУВСИГ, так как необходимо согласовывать с МВД возможность вывода людей не прогулку.

 

В части, касающейся организации работы УФМС России по РМЭ ОНК отмечает невозможность связаться с Начальником УФМС Лебедевым Е.В. В течение двух месяцев Председатель ОНК пытается поговорить с ним по номеру телефона, предоставленному канцелярией учреждения, об организации встречи по вопросам взаимодействия, но ни разу по этому номеру никто не ответил.

 

Рекомендации ОНК по улучшению ситуации с соблюдением прав человека в помещении СУВСИГ:

  1. Обеспечить беспрепятственный доступ членам ОНК в помещения СУВСИГ в любое время, в том числе, в отсутствие Начальника учреждения. Отсутствие Начальника СУВСИГ на рабочем месте, согласно действующему законодательству, не является основанием для недопуска членов ОНК для проверки. В случае, если члены ОНК прибыли к учреждению в отсутствие Начальника, их должен сопровождать сотрудник, на которого возложены обязанности Начальника на время его отсутствия.
  2. Оборудовать помещение для проведения встреч с родственниками и знакомыми с целью создания нормальных условий для поддержания социальных связей лица, находящегося в местах принудительного содержания и внешнего окружения.
  3. Оборудовать отдельный кабинет для общения с адвокатами/юристами, которые ведут правовое сопровождение человека, с целью обеспечения беспрепятственного доступа к правовой помощи и сохранения тайны правовой помощи лица находящегося в полной власти сотрудников УФМС России по Республике Марий Эл.
  4. Обеспечить членам ОНК возможность беседовать с содержащимися так, чтобы их не слышали сотрудники СУВСИГ. Содержащиеся не находятся под следствием, поэтому они не могут сообщить членам ОНК сведения, содержащие следственную тайну. Вместе с тем, при отсутствии рядом сотрудников СУВСИГ у содержащихся есть больше возможностей сообщить о своих жалобах на неправомерные действия сотрудников.
  5. Обеспечить наличие медицинских препаратов, которые могут быть предусмотрены людям с различными заболеваниями (инсулин, аптечка АнтиСПИД и пр).
  6. Оборудовать прогулочный дворик для лиц, находящихся в СУВСИГ.
  7. Оборудовать комнату для содержания женщин с детьми (для семейного содержания), с той целью чтобы не разрывать семейные связи между родителями и ребенком и не допустить в дальнейшем появления таких ситуаций, которая произошла с Умарали Назаровым в Санкт-Петербурге. Приобретение и установка необходимого сопутствующего оборудования: пеленальный стол, детская кровать, спортинвентарь для прогулочного двора, обустройство помещения для обучения и досуга несовершеннолетних.
  8. Пересмотреть срок нахождения лиц, подлежащих депортации из Российской Федерации, и привести эти сроки в соответствии со стандартом, установленным Комитетом ООН по Правам Человека, закрепленных в замечаниях общего порядка № 35 по статье («Свобода и личная неприкосновенность).

Так, в пункте 18 вышеуказанных замечаний общего порядка указано: «...Принудительное содержание в процессе рассмотрения дел об иммиграционном контроле само по себе не является произвольным, однако такое содержание должно быть оправданным исходя из соображений разумности, необходимости и соразмерности в свете обстоятельств и должно подлежать пересмотру с течением времени. Просители убежища, незаконно прибывающие на территорию государства-участника, могут подвергаться принудительному содержанию на короткий период времени для документирования их въезда, регистрации их жалоб и, при наличии сомнений, для установления их личности. Их дальнейшее принудительное содержание на период рассмотрения их жалоб было бы произвольным при отсутствии конкретных особых причин, относящихся к каждому непосредственному случаю, таких как вероятность того, что человек скроется, опасность совершения им преступлений в отношении других лиц или угроза совершения действий в ущерб национальной безопасности. Принимаемое решение должно учитывать обстоятельства каждого конкретного случая и не должно носить характера обязательной нормы, касающейся широкой категории лиц; при этом должно учитываться наличие менее жестких мер достижения тех же самых целей, как, например, обязанность встать на учет, поручительство или другие меры, препятствующие побегу; а также такое решение должно подлежать периодической переоценке и пересмотру в судебном порядке. Решения относительно задержания мигрантов также должны учитывать последствия принудительного содержания для их физического или психического здоровья. Любое принудительное содержание, диктуемое соображениями необходимости, должно иметь место в приемлемых и отвечающих санитарным нормам помещениях, пребывание в которых не должно являться наказанием, и не должно осуществляться в тюрьмах. Неспособность государства-участника осуществить высылку лица по причине отсутствия гражданства, а также других препятствий не является основанием для бессрочного принудительного содержания...».

Таким образом, неспособность Российской Федерации депортировать одного из лиц находящегося в СУВСИГ в течение 8 месяцев не может являться основанием для бессрочного его принудительного содержания. В данном случае, тот факт, что УФМС России выходит с заявлением в суд о принудительном содержании лица до того момента, пока государство не примет его к себе, не является разумным объяснением для лишения свободы.

  1. Обеспечить членам ОНК Республике Марий Эл доступ к ознакомлению с личными делами (полностью) всех лиц находящихся в СУВСИГ;
  2. Обеспечить нахождение оригиналов судебных актов, на основании которых находятся иностранные граждане в СУВСИГ в их личных делах;
  3. Провести встречу Начальника УФМС России по РМЭ с членами ОНК по вопросам взаимодействия в области соблюдения прав человека, а также обеспечить возможность для дальнейшей коммуникации (в том числе по телефону). Телефон Председателя ОНК РМЭ – 8 (Протасова Ирина Вячеславовна)

 

Председатель И.В. Протасова