На десяточке все по-прежнему!

На десяточке все по-прежнему!

1796

Членами рабочей группы Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) в лице Александра Гончаренко и Вячеслава Горелова 18 ноября была проведена проверка исправительной колонии (ИК) – 10, что в г. Рубцовске.

В ходе проверки в колонии на втором этаже столовой были обнаружены помещения, в которых размещалось деревообрабатывающее производство.

На взгляд членов комиссии, в помещениях была самовольно проведена реконструкция, в результате которой возникло 14 так называемых цехов. Именно такими табличками с громким названием “Цех” были оснащены все входные двери в каждое микропомещение. Всего их 14. В этих помещениях размещены рабочие места для столяров, резчиков, маляров, сапожников и др. рабочих, в некоторых из цехов находились токарные и циркулярные станки.

В большинстве из них отсутствовала принудительная вентиляция и естественное освещение. По мнению членов ОНК искусственное освещение в «цехах» значительно снижено.

Члены комиссии посчитали, что помещения не соответствуют требованиям, предъявляемым СанПиНами к помещениям данного вида производства.

С 2012 года в учреждении была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда ООО НИЦ “Факторы производственной и окружающей среды”. Аттестованы были рабочие места, в том числе резчиков по дереву, столяров, маляров. Однако у членов ОНК имеются сомнения, что именно эти рабочие места прошли аттестацию.

При осмотре журнала дневального бросилось в глаза, что 18 ноября в было выведено на работу всего 68 осужденных, хотя в предыдущие дни ежедневно выводилось на работу в день более 170 человек. На просьбу членов комиссии представить ОНК документы об выводе осужденных на работу с начала ноября, администрация ответила отказом, сославшись на приказ для служебного пользования, согласно которому эти документы не хранятся. Членам комиссии была представлена только разнарядку за 18-е число.

Члены ОНК предполагают, что резкое уменьшение количества работающих осужденных, в том числе и на участке деревообработки, было связано с желанием администрации не показать членам ОНК реальную ситуацию с соблюдением прав осужденных на труд, заработную плату, технику безопасности. Управление федеральной службы исполнения наказания (УФСИН) России по Алтайскому краю было уведомлено о посещении членами ОНК еще 17 ноября и у колонии было время «спрятать концы».

Помимо данного производственного участка, на территории колонии, есть другие участки деревоперерабатывающего производства, но учета производимой продукции раздельно не ведется.

В ходе изучения журнала техники безопасности выявлено нарушение правил их ведения.

Это уже непервый случай в колонии нарушения трудовых прав осужденных.

Так, во время посещения 22 августа 2014 года членами ОНК в здании, согласно техническому паспорту именуемому клубом, обнаружен цех № 17, или «сувенирка». Цех занимал 2-й и 3-й этаж здания и состоял из помещений площадью от 1,65 до 16.5 кв. м, в которых были размещены столярное и деревообрабатывающее оборудование, художественные мастерские, склад готовой продукции. У членов комиссии возникли большие сомнения в том, что помещение цеха, оборудование соответствует требованиям СанПиНа, предъявляемым к данному виду производств. На момент посещения членов ОНК в цехе трудились 23 человека.

При их опросе выяснилось, что стаж работы на данном рабочем месте составлял от 2 недель до 4 лет. О том, что осужденные говорят правду, свидетельствовал тот факт, что в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (цех — «сувенирка»), начатом 9 января 2014 г., фигурировало 17 фамилий из этих осужденных, как прошедших повторный инструктаж 9 января 2014 г., а затем и инструктаж 3 июля 2014 г.

Это свидетельствовало, что данное производство действовало как минимум с конца 2013 г. (первый повторный инструктаж проводится через 3 мес. после первичного).

Сотрудники администрации в начале затруднились объяснить основание трудоустройства вышеназванных лиц, но через 1–1,5 часа предоставили заявления от 22 осужденных с просьбой к начальнику колонии вывести их на работу по благоустройству территории колонии и согласных работать более 2 часов без оплаты труда. Во всех этих заявлениях отсутствовала дата написания, да и работу резчика, маляра, художника, столяра, шлифовщика, токаря, а именно так значились профессии осужденных в журнале регистрации инструктажа, трудно отнести к действию статьи 106 УИК РФ.

По данным бухгалтерского учета, по разделу «Деревообработка» в июле 2014 г. было реализовано продукции на общую сумму 76 841 рубль. В соответствии с калькуляцией, заработная плата осужденных в июле по деревообрабатывающему производству составила 15 876 рублей. Согласно книги приказов на деревообрабатывающем производстве официально были трудоустроены 7 человек. Сумма начисления заработной платы этим лицам в июле 2014 г. как раз и составила 15 876 рублей. Все фамилии этих лиц отсутствовали в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (цех «сувенирка») следовательно, эти осужденные работали на промзоне. На основании этого члены ОНК пришли к выводу, что в июле продукция, изготовленная цехом № 17 («сувенирка») не была учтена бухгалтерским учетом.

В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (цех «сувенирка») прошедших повторный инструктаж в июле 2014 г., помимо 23 осужденных, были фамилии еще 34 человек.

У членов ОНК возник вопрос, если семь работников произвели продукции в июле 2014 г. на 76 841 рубль, то на какую сумму была произведена продукция 56 осужденными за этот месяц, кем и куда она была реализована, и кто получил доход от реализации этой продукции.

Таким образом, в результате нарушения правил трудоустройства осужденных нарушена бюджетная дисциплина. Известно, что до 75% от заработной платы осужденных удерживается для возмещения расходов по их содержанию, а если они не работают, то их содержание полностью идет за счет государства.

Кроме этого, некоторые осужденные решением суда должны выплачивать по исполнительному листу денежные средства своим потерпевшим.

Проведя дополнительную проверку, прокуратура признала обращение ОНК обоснованным и внесла представление на имя начальника ФКУ ИК-10 г. Рубцовска об устранении нарушений и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

В ходе посещения 18 ноября 2015 г. у членов ОНК состоялась беседа с осужденным П-ым 1993 года рождения, в результате беседы у них возникли сомнения в правомерности применения к осужденному дисциплинарного взыскания в виде выдворения его в ШИЗО на 8 суток.

Согласно постановления администрации ИК от 16.11.2015 г., П-ев в 9 час.45 мин. 16.11.2015 г. во время технического осмотра камер ШИЗО при передвижении по коридору не держал руки за спиной, тем самым нарушив ПВР (правила внутреннего распорядка). Основанием для вынесения постановления стал рапорт старшего сержанта ВС Б-ва А.А.

Члены ОНК обратились к администрации учреждения с просьбой предоставить для ознакомления видеоматериалы. Администрация отказалась это сделать в нарушении федерального закона №76, согласно которому члены ОНК могут запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.

По мнению председателя ОНК Александра Гончаренко это распространенный способ вынесения взыскания без должного документального подтверждения, основываясь лишь на мнении отдельных сотрудников, которые могут быть субъективными.

На его взгляд нельзя исключить, что это «генеральная» установка руководства УФСИН по Алтайскому краю на ужесточение режима условий содержания осужденных. На это указывают цифры статистики. Так, в 2014 году в учреждениях ФСИН, включая СИЗО (следственный изолятор), вынесено 18 880 дисциплинарных наказаний, что выше, чем в предыдущем году (2013 г. — 13 971, в 2012 г. — 14 311, в 2011 г. — 11 041).

Рост дисциплинарных взысканий не мог не отразиться отрицательно на условно-досрочном освобождении осужденных, Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что судья, как правило, при принятии решения об условно-досрочном освобождении ориентируется на число дисциплинарных взысканий, особенно непогашенных, на характеристику администрации колонии.

В 2014 г. условно-досрочно было освобождено 1998 человек, в 2013 г. таких было 2198, в 2012 г. — 2983, в 2011 г. — 3721.

По результатам последнего посещения комиссией колонии – 10 ОНК обратилась к прокурору Алтайского края с просьбой провести проверку по указанным фактам и принять меры прокурорского реагирования.

Пресс-служба ОНК Алтайского края, 19.11.2015 г.