“К нам едет ревизор”: гражданские активисты устроят очередную проверку отделов полиции

“К нам едет ревизор”: гражданские активисты устроят очередную проверку отделов полиции

549

Пока одни не верят, что полиция - с народом, другие пытаются воплотить в жизнь эту известную речевку. Гражданские активисты в России ходят по отделам полиции - знакомятся с правоохранителями, беседуют с ними о проблемах и разъясняют основы прав человека.

Проект под названием “Гражданин и полиция” развивает Московская Хельсинкская группа (МХГ). В этом году инициатива стартует уже в третий раз, рассказал ее координатор - правозащитник Вадим Карастелев. По его словам, кампания будет развернута с 1 июня по 31 августа в различных субъектах РФ, включая Севастополь, и сейчас формируется координационная группа по регионам. “С МВД проведены предварительные переговоры. Идет нормальный рабочий процесс”, - сказал он нашей съемочной группе.

Участники так называемых проверок полиции собирают все жалобы на тот или иной отдел - узнают, случались ли там избиения или пытки, всегда ли пускают адвокатов и защитников к задержанным, вежливо ли к ним относятся и предоставляют ли комфортным условия. В отделе полиции они проверяют наличие аптечек, постельного белья, сухих пайков, а также проводят с сотрудниками разъяснительную беседу о правах человека.

Сделать полицию добрее

Вадим Карастелев настаивает: проект существует не для того, чтоб уличить в чем-то полицейских и наказать их, но в первую очередь чтобы им самим помочь. “С одной стороны, мы защищаем права граждан, а с другой стороны - мы должны защищать права полицейских”, - поясняет он.

Очень часто у сотрудников полиции не хватает финансирования, чтобы закупить самого необходимого. “На Урале отделения полиции столкнулись с тем, что у них нет элементарно бумаги. Вот просто нет бумаги для того, чтобы оформлять работу, писать протоколы”, - рассказал Карастелев.

Часто в отделе не достает сотрудников, и полицейские перегружены, а потому - вечно измотаны и могут быть невнимательны к посетителям. И как тут не стать раздражительным, если работаешь в сыром подвале с облупившейся штукатуркой и вонючей дырой в полу вместо туалета?

Как это работает

“Мы фиксируем и эти проблемы, доводим до руководства. И, надо сказать, что нам удается добиваться понимания, чтобы полицейский был оснащен всем необходимым”, - рассказал Карастелев. По его словам, сами сотрудники полиции не всегда могут пожаловаться руководству, рассказать о своих проблемах.

А участники правозащитной кампании напрямую общаются с главком МВД. Все нарушения заносятся в специальную анкету, которая потом направляется руководству министерства внутренних дел. “Анкета по посещению участкового занимает четыре страницы, в том числе там есть и опрос граждан, насколько они удовлетворены качеством оказания услуг полиции”, - рассказал Карастелев. По его словам, центральный аппарат МВД внимательно изучает поступившие замечания и по возможности их устраняет.

А большая часть недочетов вообще исправляется на месте - например, если на стенде нет значимой информации (когда принимает руководство, телефоны горячих линий, права задержанных) - бумагу с данными вешают на стену тут же, при правозащитниках.

Кому это надо?

Инициаторами проекта несколько лет назад стали активные граждане, которые начали проверять у полиции нагрудные знаки. Нагрудный знак - это бляха с номером, которая по закону о полиции обязательно должна висеть на груди сотрудника, когда он дежурит. Если сотрудник полиции ведет себя неподобающе и не показывает документы, то на него можно составить жалобу, указав этот идентификационный номер.

Новшество было введено по просьбам правозащитников несколько лет назад, однако полицейские обзаводились номерами без большой охоты. “У большинства полицейских этих нагрудных знаков не было. Тогда были устроены кампании с привлечением журналистов, и ситуация выправилась”, - рассказал Вадим Карастелев. Но акции не ограничились только проверкой нагрудных знаков - было решено проверять отделы полиции.

Основанием стал сам закон о полиции, в котором говорится об открытости правоохранителей. Каждый человек может зайти в отдел полиции и проверить, есть ли возможность посмотреть образцы различных заявлений, есть ли для граждан ручки и бумага, есть ли стул и стол, чтобы написать заявление.

“Было несколько эпизодических кампаний с 2010 по 2013 годы. Мы решили сделать такие акции регулярными с 2013 года. В ней сейчас участвуют 30 субъектов Российской Федерации”, - рассказал Вадим Карастелев.

Полицейский - друг человека

Поучаствовать в такой проверке может абсолютно любой человек. Для этого даже не обязательно связываться с правозащитниками - можно самостоятельно посетить ближайшее отделение полиции. “Наша кампания заключается в том, что любой гражданин может прийти в отдел полиции и провести проверку по нашей методике. Точно так же и посты ДПС - никто не запрещает встать рядом и наблюдать, как осуществляется работа. Это места, которые открыты для граждан, и в этом заключается отличие нашего проекта от других проектов контроля за полицией”, - объяснил правозащитник.

Самый важный вопрос, который возникает у активистов - о результатах такой работы. Приводят ли к чему-то визиты, или такие проверки проходят незамеченными? “Безусловно, удалось добиться результатов”, - считает Карастелев. Он пояснил, что в МВД реагируют на сигналы правозащитников, и отделы полиция меняются, как и сами стражи порядка. Долгосрочной целью кампании является изменение отношения к полиции: превратить полицейских из надсмотрщиков в друзей.

Полиция - это государственная услуга, как пожарная служба или скорая помощь, и она должна в первую очередь стремиться быть дружелюбной для граждан: “Полиция декларирует, что нуждается в доверии со стороны граждан, и такое доверие она может получить не только со стороны сводок или чинов полицейских, но и, если граждане увидят ее работу изнутри своими глазами”.

ИСТОЧНИК http://roseofworld.ru/index/k-nam-edet-revizor-grazhdanskie-aktivisty-ustroyat-ocherednuyu-proverku-otdelov-policii1.html