Рекомендации аналитического центра Проекта по внесению изменений в Регламент ОП РФ

Рекомендации аналитического центра Проекта по внесению изменений в Регламент ОП РФ

1447

Рекомендации

 

Предлагаемые ниже изменения и дополнения призваны повысить эффективность правового регулирования назначения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий и формирования их составов, исходя из проведенного анализа Регламента Общественной палаты Российской Федерации (в ред. 21.12.15) и опыта ее деятельности по отбору и назначению членов ОНК в соответствии с ФЗ 76.

 

В ФЗ 76:

Ч. 1 ст. 7 изложить в следующей редакции:

Совет Общественной палаты Российской Федерации устанавливает в каждом субъекте Российской Федерациинеобходимую для осуществления целей и задач настоящего Закона минимальную численностьсоответствующей общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее пяти и более сорока членов.

 

В Регламент Общественной палаты РФ:

  1. Ст. 60 Регламента изложить в следующей редакции:

Правовое регулирование в области общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10 июня 2008 года №76-ФЗ, иными федеральными законами.

2. ч. 4 ст. 61 Регламента изложить в следующей редакции:

Совет Общественной палаты Российской Федерации устанавливает для каждого субъекта Российской Федерации минимальную численность, необходимую для осуществления общественного контроля общественной наблюдательной комиссии, в составе которой не может быть менее пяти и более сорока членов.

3. Дополнить ст. 61 Регламента ч. 4.1 в следующей редакции:

При установлении минимальной численности общественной наблюдательной комиссии в субъекте Российской Федерации Совет Общественной палаты исходит из сведений о его: территории, количестве и расположении мест принудительного содержания, численности находящихся в них лиц, населения, практике деятельности комиссии предшествующего состава и других обстоятельств осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания данного региона.

4. п. 5 ч. 5 ст. 61 Регламента изложить в следующей редакции:

Материалы и документы, подтверждающие соответствие кандидата в члены общественной наблюдательной комиссии требованиям статьи 12 ФЗ 76 (заявление и анкета кандидата в члены общественной наблюдательной комиссии, копия разворота первой страницы паспорта гражданина Российской Федерации, справка о наличии (отсутствии) судимости, выдаваемая в установленном законом порядке).

5. ч. 1 ст. 62 Регламента изложить в следующей редакции:

Секретарь Общественной палаты вносит на рассмотрение совета список кандидатур в члены общественной наблюдательной комиссии с указанием следующих сведений:

- фамилия, имя, отчество кандидата;

- наименование выдвинувшей кандидата общественной организации;

- место работы и должность, профессия (социальный статус);

- опыт участия в правозащитной деятельности и общественном контроле (виды деятельности, время работы);

- рекомендация Комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК к назначению или к отказу от назначения в члены ОНК (в случае рекомендации к отказу – обоснование данной рекомендации).

6. Дополнить Регламент статьей 64 следующего содержания:

1. Процедура формирования общественной наблюдательной комиссии отражается на сайте Общественной палаты, где указываются следующие сведения:

- минимальная численность общественной наблюдательной комиссии, установленная для данного субъекта Российской Федерации;

- краткие сведения о кандидатах в члены общественной наблюдательной комиссии и выдвинувших их общественных объединениях и иных организациях;

- сведения о полноте предоставленного пакета документов, перечисленных в части 4 статьи 10 ФЗ 76;

- результат голосования совета Общественной палаты по наделению полномочиями члена общественной наблюдательной комиссии каждого из кандидатов.

2. Указанные сведения вносятся по мере поступления в течение трех дней со дня их поступления.

Пояснительная записка к Рекомендациям

по внесению изменений и дополнений в главы 14, 15 Регламент ОП РФ

 

Регламент Общественной палаты содержит существенные пробелы и противоречия в процедуре формирования ОНК и назначения их членов. Отметим главные, разделив их на следующие группы:

1). Многие положения Регламента ОП РФ представляет собой дублирование норм ФЗ 76 без определения процедуры их реализации;

2). Регламент ОП РФ устанавливает нормы поведения, выходящие за пределы требований ФЗ 76;

3). Регламент ОП РФ не является самодостаточным в регулировании порядка назначения членов ОНК, наделяя полномочиями структурные подразделения ОП РФ и отдельных должностных лиц (Совет ОП РФ, Комиссия по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК, Секретарь ОП РФ), но не определяя процедуры их реализации;

 

На устранение указанных недостатков направлены предложения Аналитического центра по внесению изменений и дополнений в Регламент Общественной палаты РФ. Ниже дано обоснование вносимых предложений:

1. Ст. 60 «Общие положения» сужает источники правового регулирования до ФЗ 76, Федерального закона «Об Общественной палате РФ» и иных федеральных законов, не упоминая Конституцию РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и неправомерно включает сам Регламент ОП РФ.

 

2. Процедура решения важного вопроса об определении советом ОП РФ численного состава ОНК, от которого зависят иные правовые вопросы, не определена. Полномочиями в этом вопросе наделяется иное структурное подразделение ОП РФ - Комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК. При этом Регламент ОП РФ не содержится никаких правил в данной сфере для Комиссии, которая должна рекомендовать численный состав ОНК субъекта.

Толкование во взаимосвязи положений ФЗ 76 о значении определения численного состава ОНК для отдельных регионов приводит к выводам, что по замыслу законодателя ОНК в составе менее 5 человек не будет справляться со своими полномочиями в любом регионе, а более 40 членов – чрезмерно. Из этого следует, что максимальная численность ОНК для любого региона – 40 человек. А минимальную как раз и должен определять совет ОП РФ, исходя из особенностей региона, его площади, количества мест принудительного содержания, их отдаленности от регионального центра и друг от друга и т.п. с тем, чтобы ОНК по численному составу не оказалась нежизнеспособной. Об этом свидетельствует и норма ФЗ 76 о правомочности сформированной ОНК – не менее 2/3 от установленной численности (ч. 9 ст. 10 ФЗ 76), но в любом случае не менее 5 (ст. 7 ФЗ 76).

Из этого следует, что совет ОП РФ:

а) должен установить такой состав, менее 2/3 от которого делают ОНК нежизнеспособной;

б) такой численный состав должен быть определен для каждого субъекта, исходя из факторов, влияющих на жизнеспособность ОНК (территория, численность лиц, находящихся в местах принудительного содержания (далее – МПС), количество МПС, их отдаленность друг от друга и регионального административного центра и т.п.), практики деятельности ОНК прежнего созыва и т.п. и меняться только при изменении указанных факторов;

в) должен устанавливаться, исходя из объективных критериев, указанных выше, независимо от количества претендентов на полномочия членов ОНК данного субъекта.

Фактически же данный принципиальный вопрос решается произвольно, в том числе путем искусственного ограничения как обоснование отказа в утверждении отдельных кандидатов (напр., ОНК Красноярского кр.).

Ни один из этих подходов не отвечает целевому назначению данной нормы и делает «мертвой» норму ч. 9 ст. 10 ФЗ 76 (о минимальной численности ОНК для определения ее правомочности).

На основании вышесказанного предложена изложенная в Рекомендациях редакция ст.7 ФЗ-76 и

Предлагается редакция ч.ч. 4 и 4.1 ст. 61 Регламента ОП РФ:

 

3. В п. 5 ч. 5 ст. 61 Регламента ОП РФ содержатся перечень сведений, указываемых кандидатом в члены ОНК. Такая конкретизация явно выходит за пределы требований ФЗ 76 и не соответствует требованиям к кандидату в члены ОНК, установленными ст. 12 ФЗ 76.

 

4. Согласно ч. 1 ст. 62 Регламента ОП РФ «Секретарь Общественной палаты вносит на рассмотрение совета Общественной палаты список кандидатур, рекомендуемый Комиссией… для назначения членами общественных наблюдательных комиссий соответствующих субъектов Российской Федерации либо отклонения предложенных кандидатур».

Данная норма, во-первых, противоречит ч. 6 ст. 10 ФЗ 76, согласно которой совет ОП РФ рассматривает не рекомендованные кем бы то ни было списки кандидатов, а заявления кандидатов и иные материалы (в полном объеме), во-вторых, находится в противоречии с ч. 5 ст. 61 Регламента самой ОП РФ, устанавливающей аналогичную норму о том, что совет ОП РФ рассматривает не списки, а все материалы.

На основании изложенного предлагается привести ч. 1 ст. 62 Регламента ОП РФ в соответствие с ФЗ 76 и ч. 5 ст. 61 Регламента и изложить ее в следующей редакции:

 

6. Предлагается дополнить Регламент статьей об информационном сопровождении процедуры формирования ОНК на сайте ОП РФ, где указывать следующие сведения (ст. 64).