БЛОГИ: А.Бабушкин: Локально-дисциплинарные фантазии ФСИН России.

БЛОГИ: А.Бабушкин: Локально-дисциплинарные фантазии ФСИН России.

1272

Председателю Совета при Президенте РФ 
по развитию гражданского общества и  правам человека 
Федотову М.А. 

Члену общественной наблюдательной комиссии
за осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, Мандат № 1958
Эксперту ООО « За права человека»
Приходкиной Валерии Юрьевне,
454007, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 17, кв. 33,
Тел. 8-951-440-30-72

Заключение на запрос 
члена ОНК Челябинской области В.Ю. Приходкиной.  

Ко мне, как к члену  СПЧ обратилась  член ОНК  Челябинской области,  которая в своем обращении отмечает,  что в каждом из проверяемых учреждений в ГУФСИН по Челябинской области ВСЕГДА в камерах ШИЗО содержатся наказанные за «нарушение локального участка», в связи с чем она просит дать разъяснения и сообщить о правовых основаниях для существования ограничений в виде заборов, запоров и прочих препятствий внутри жилых зон во всех колониях.
Автор запроса отмечает, что в статьей 74 ч. 2 УИК РФ заложена ВОМНОЖНОСТЬ создавать изолированные участки в колониях, а перечень таких участков утвержден Приказом Министерства Юстиции РФ  № 251 от 11 июля 2006 года «О переоборудовании, установлении вида режима и лимита наполнения исправительных и иных учреждений ФСИН, создании и ликвидации в исправительных колониях изолированных участков с различными видами режима»
При этом согласно данного Приказа № 251 ( приложение № 3)  НИ ОДНОГО ИЗОЛИРОВАННОГО УЧАСТКА на территории ГУФСИН России по Челябинской области НЕТ. Несмотря на это,  внутри каждой колонии, на отделенной забором с замком ЖИЛОЙ ЗОНЕ дополнительно существуют заборы с запираемыми замками – так называемые «локальные участки» для каждого отряда.
Автор обращения отмечает, что в связи с многочисленными заборами и ограждениями осужденные лишены возможности самостоятельного передвижения по территории жилой зоны в медсанчасть, библиотеку, столовую( особенно это сильно нарушает права больных сахарным диабетом, получающих дополнительное питание по дополнительному расписанию), магазин, к телефону, в дежурную часть, в спецчасть, к социальным работникам и т.д. По мнению автора обращения, что в результате неправомерно отгороженных и неоправданных запретов на самостоятельное передвижение в каждой колонии имеет место многочисленные нарушения локального участка», особенно среди лиц, которым необходимо посетить  дежурную часть.
Автор обращения отмечает, что указанные нарушения влияют на условия содержания, так как нарушителей помещают в камеры ШИЗО. Это влияет на должное оказание медицинской помощи: на общение с семьей; на оформление пенсий и пособий. Возникает дополнительные ограничения – « тюрьма в тюрьме», что  приводит к лишению возможности досрочного освобождения, а также к суицидам.
Автор запроса просит разъяснить на основании каких законов существуют дополнительные ограничения свободы передвижения внутри колоний в жилых зонах.
В соответствие с ч. 2 с. 43 УК РФ, уголовное наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Часть 1 ст. 110 УИК РФ  относит к основным методам осужденных нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Части 1 ст. 60-1, части 2, 8, 9 ст. 74, ч. 1 и 2  УИК РФ  содержат понятие изолированного участка,  как части  учреждения, в котором отбывает наказание  осужденный,  которому назначен иной вид режима или иной  вид исправительного учреждения,  нежели  основной вид или режим наказания  в учреждении.
Понятия локальных участков УИК  РФ  не содержит.
В соответствие с ч. 3 ст.  82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
При  этом  УИК РФ содержит  25 ссылок на  Правила внутреннего распорядка (ПВР) , в том числе на ПВР исправительных  учреждений. При этом  указанные правила  не распространяются на какие – либор участки, в которых отбывают наказание осужденные.
Положение части 3  статьи 82 УИК РФ о том, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации[RbD1] , не относит  к предмету регулирования  Правил вопрос об ограничении передвижения в пределах жилой зоны.
Как видно из  Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", Правила содержат понятие  изолированных  участков,   запрет на их самовольное оставление (п.п. 3, 15, 39, 49, 139 ПВР ИУ), но не содержат понятия  локальных участков и запрет на то, чтобы покидать данные участки.
Как видно из приказа Минюста России «Об утверждении Порядка создания, функционирования и ликвидации изолированных участков в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы» от 11 февраля 2015 г. № 33 по изолированными  участками понимаются участки с различными видами режима, а также  функционирующие как тюрьма в исправительных колониях, изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения в лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях. Таким образом,  никакие локальные участки данным приказом Минюста России не предусмотрены.
Вместе с тем,  упоминания о локальных участках содержится в приказе Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы".
Однако из указанного приказа не ясно, на чем основаны требования о создании локальных участков, правовые основания таких участков не ясны.
В связи  с этим прихожу к выводку о том, что создание локальных участков в жилой зоне действующим  законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного предлагаю:
1)                         Запросить ФСИН России о причинах ведения ограничений, связанных с институтом изолированных участков в исправительных учреждениях.
2)                         ФСИН России устранить нарушения, связанные с мнимыми нарушениями, в т. ч. так называемых локальных участков, не предусмотренных действующим законодательством.
О принятых решениях прошу сообщить.

А. В. Бабушкин

ИСТОЧНИК http://an-babushkin.livejournal.com/437685.html