Рабочая встреча представителей ГУ ФСИН РФ по РО, Прокуратуры, ГУ МВД РФ...

Рабочая встреча представителей ГУ ФСИН РФ по РО, Прокуратуры, ГУ МВД РФ по РО и ОНК РО

1731

25 мая 2016 года в г. Ростов-на-Дону состоялась рабочая встреча представителей ГУ ФСИН РФ по РО, Прокуратуры, ГУ МВД РФ по РО и ОНК РО на тему: «Организация взаимодействия ГУ ФСИН РФ по РО с институтами гражданского общества, совершенствование механизмов обеспечения прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы».

 

В мероприятии приняли участие:

Заместитель начальника ГУ ФСИН России по Ростовской области подполковник внутренней службы Белаков А.А.;

Заместитель начальника ГУ ФСИН России по Ростовской области полковник внутренней службы Ральников С.Г.;

Заместитель прокурора Ростовской области старший советник юстиции Паволин С.В.;

Начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Ростовской области старший советник юстиции Косенко А.А.

Заместитель начальника полиции по оперативной работе полковник полиции Азаров А.В.;

Заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области Задерако В.Г.

Председатель комиссии по общественной безопасности и общественному контролю Общественной палаты Ростовской области Лазуренко В.Н.;

Руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области Некрасов В.А.;

Руководитель секретариата Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области Княжева Т.И.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Дереза О.В.;

Заместитель начальника отдела анализа и координации деятельности территориальных органов, подведомственных федеральных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области Касьянов С.Н.

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области Петрашис Л.В.;

Заместитель председателя ОНК РО Блохин Ю.И.

Заместитель председателя ОНК РО Поликарпов О.Н.

Члены Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области: Адаменко Д.В., Егурнев А.В., Мнацаганов А.Ж., Хоботова А.П., Селезень А.А.

Член ОС при ГУ ФСИН РФ по РО Тарасова Т.А.

Начальники отделов и служб аппарата ГУ ФСИН России по Ростовской области.

Белаков А.А. в своей вступительной речи рассказал о задачах и регламенте мероприятия, при этом отметил, что решение о проведении рабочей встречи-совещания было принято на комиссии по безопасности. Зам. начальника ГУ ФСИН РФ по РО проинформировал о работе УИС РО, в состав которой входят: 12 исправительных учреждений (5 исправительных учреждений строгого режима; 4 исправительных учреждения общего режима, в том числе для осужденных женщин (на базе женской ИК расположен Дом ребенка); 1 лечебно-профилактическое учреждение; 1 лечебно- исправительное учреждение; 1 колония-поселение; 5 следственных изоляторов; управление по конвоированию; отдел специального назначения; 61 филиал уголовно-исполнительных инспекций; центральная база материально-технического и военного снабжения; 8 профессиональных училищ с двумя филиалами. При семи учреждениях созданы участки колоний-поселений. Рассказал, чтона сегодняшний день в исправительных учреждениях, включая ЛИУ и МОТБ, содержится 18220 человек, из них 920 женщин, 37 несовершеннолетних. В СИЗО области содержится 4154 человека, при лимите наполнения 3607:

СИЗО-1 - содержится 869, при лимите – 729;

СИЗО-2 - содержится 563, при лимите – 442;

СИЗО-3 - содержится 1646, при лимите – 1655;

СИЗО-4 - содержится 393, при лимите – 389;

СИЗО-5 - содержится 538, при лимите - 392.

Переполнение следственных изоляторов связано с множеством факторов, которые зависят не только от деятельности ГУ ФСИН РФ по РО, но и других правоохранительных и судебных органов, задействованных в уголовном процессе. Отметил, что руководством Главка ежемесячно направляется в прокуратуру Ростовской области и в следственные органы информация о лицах, содержащихся в следственных изоляторах области свыше 6 месяцев, а также в следственные органы и органы дознания сведения о лицах, содержащихся в следственных изоляторах области, в отношении которых более двух месяцев не осуществляются судебные и следственные действия, освободившихся из СИЗО по постановлению следователя или судебного органа, а также о лицах, в отношении которых более месяца не поступают справки о вступлении приговора в законную силу. Также, с целью разгрузки СИЗО, на территории ИК-2 ведется строительство режимного корпуса СИЗО-5 на 360 мест, ввод в эксплуатацию которого запланирован в конце 2016 года. С целью контроля за выполнением требований законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях, работниками прокуратуры на постоянной основе проводятся проверки учреждений. За первый квартал 2016 года в учреждения ГУ ФСИН РФ по РО поступило 88 актов прокурорского реагирования (АППГ- 55), из них представлений 43 (АППГ-47). Все поступившие акты прокурорского реагирования рассматриваются на совещаниях в присутствии представителя прокуратуры. Белаков А.А. пояснил, что по всем нарушениям, указанным в представлениях, проведены служебные проверки. По итогам проверок в первом квартале 2016 года к дисциплинарной ответственности привлечены 64 сотрудника. Недостатки, устранение которых не требует значительных материальных затрат, в настоящее время устранены. Запланированы мероприятия с указанием сроков устранения остальных нарушений, а также комплекс мер по устранению факторов, способствующих возникновению данных нарушений в дальнейшем.

Белаков А.А. обратил внимание на то, что с целью поддержания здоровья осужденных и профилактики заболеваемости, организован комплекс медико-профилактических мероприятий, включающих первичное медицинское обследование спецконтингента при поступлении в следственные изоляторы, проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров и диспансеризации. В 1 квартале 2016 года в учреждениях области умерло 40 человек (АППГ-21), в том числе от туберкулеза -2 (АППГ-10). Основными причинами этого факта является поступление в СИЗО ГУ ФСИН РФ по РО большого количества контингента с соматической патологией, в большинстве случаев, не выявленной до заключения под стражу.

Белаков А.А. проинформировал, что в структуру ГУ ФСИН РФ по РО входят 10 учреждений, которые имеют собственное производство; в 10 центрах трудовой адаптации осужденных трудоустроены 2561 человек. Основными направлениями производственной деятельности являются:

Металлообработка, деревообработка, швейное производство, производство продуктов питания (мясо говядины, мясо птицы, огурцы и томаты соленые, капуста квашенная, кисель сухой витаминизированный, молоко, масло растительное, масло сливочное), производство строительных материалов (металлопластиковые окна, металлопрофиль, фибропенобетон, шлакоблок, пеноблок, арбалитовые блоки и т. д), производство иных товаров народного потребления (сортировка угля, производство бытовой химии, производство гигиенических пакетов, производство светодиодных светильников и иные товары народного потребления). Отметил, что с целью создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства спецконтингента организованы новые производственные участки: участок порошковой окраски; участок по пакетированию молока; участок по производству консервированной продукции; участок по изготовлению колючей проволоки.

Зам. начальника ГУ ФСИН РФ по РО, говоря о взаимодействии с ОНК, отметил, что одной из форм взаимодействия являются совместные посещения учреждений области и совместная работа по рассмотрению жалоб и заявлений осужденных и оперативное реагирование на все заявления и обращения. За 2016 год членами ОНК осуществлено 68 посещений учреждений. По результатам каждого посещения учреждений членами ОНК готовятся заключения, в которых указываются выявленные недостатки в работе учреждений, вносятся рекомендации по их устранению. Очень многие вопросы разрешаются на месте во время совместных проверок. Руководством Главка ежеквартально проводится анализ по посещениям ОНК, в части выявляемых нарушений и замечаний, для организации и проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений.

По всем обращениям членов ОНК проводятся проверки. По выявленным в ходе проверок недостаткам и нарушениям, принимаются меры по их устранению.
Положительные результаты достигаются при проведении совместных с ОНК рабочих совещаний. Проведение данных встреч проходит как на плановой, так и внеплановой основе. Члены ОНК принимают участие в заседании дисциплинарных комиссий, на которых рассматриваются нарушители установленного порядка отбывания наказания, административных комиссиях, на которых рассматриваются вопросы по переводу осужденных из обычных условий отбывания наказания в облегченные, принимают участие в рассмотрении осужденных по переводу в колонию-поселение, в проведении обысковых мероприятий.

Белаков А.А. отметил, что достигнуты положительные результаты по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Ростовской области Харьковским А.И., Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области Черкасовой И.А., налажено взаимодействие в части совместных выездов в учреждения области. В 2016 году учреждения области посещались 12 раз, в ходе которых проводится приём по личным вопросам осуждённых, обвиняемых, подозреваемых. Также, зам. начальника ГУ ФСИН РФ по РО выразил надежду на продолжение конструктивного взаимодействия с ОНК РО и институтами гражданского общества.

Петрашис Л.В. рассказал о работе ОНК РО, ее целях и задачах, пояснил, что общественные комиссии действуют на постоянной основе и в порядке, установленном Федеральным законом №76, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Председатель ОНК РО обратил внимание участников мероприятия на то, что цель деятельности ОНК - это не целенаправленный поиск и озвучивание недостатков в работе, а их оперативное разрешение совместно с руководством территориальных органов ФСИН и МВД, ведь именно сотрудникам правоохранительных органов по долгу своей службы приходится устранять выявленные в ходе общественного контроля проблемные вопросы и недостатки.

Петрашис Л.В. отметил проблему перелимита в следственных изоляторах области и рассказал, что в различных регионах страны уже есть положительный опыт решения данных проблем. Петрашис Л.В. поднял вопрос о целесообразности почти стопроцентного применения такой меры пресечения, как помещение в СИЗО ряда подозреваемых и обвиняемых, в следствие чего и возникает перелимит в данных учреждениях. Отметил, что в дежурных частях и ИВС ОВД такие случаи давно отсутствуют, а также предложил провести совместную рабочую встречу членов ОНК РО, сотрудников ГУ ФСИН, ГУ МВД, СК и прокуратуры области, для обсуждения данной проблемы и поиска эффективных путей ее разрешения.

Председатель ОНК РО представил свое видение основных проблемных вопросов в работе учреждений УИС РО:

  1. Человеческий фактор, влияющий на деятельность сотрудников;
  2. Низкое качество оказания медпомощи в МПС;
  3. Проблемы с применением постановлений №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» и №54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», так как многие обвиняемые и осужденные не доживают до судебного решения на основании данных постановлений.
  4. Проблемы с освобождением работающих и положительно характеризующихся администрацией учреждения заключенных по УДО/ИТР и замены части наказания более мягким.

Петрашис Л.В. отметил, что, по его мнению, руководству ГУ ФСИН РФ по РО и прокуратуры необходимо более тщательно подходить к реализации постановлений №3 и №54, а также выбору судом альтернативных форм меры пресечения по ходатайству следственных органов с целью снижения перелимита в СИЗО области. Подчеркнул, что у ОНК и сотрудников правоохранительных органов во многом схожие задачи – сделать жизнь в обществе более комфортной и, главное, безопасной.Отметил, что одна из основных целей деятельности УИС – это исправление, потому что рано или поздно практически все, содержащиеся под стражей, выйдут на свободу, и от того, в каких условиях они отбывали наказание, будет зависеть уровень преступности и безопасность нашей жизни в обществе. Рассказал, что для эффективной ресоциализации, спецконтингент должен быть трудоустроен, а по данным статистики, в УИС РО обеспечены работой только 15% осужденных и пояснил, что правительство и бизнес сообщество региона должны более активно участвовать в создании рабочих мест в МПС для повышения эффективности процесса исправления лиц, отбывающих наказание. Рассказал, что члены ОНК РО во втором полугодии проведут системный мониторинг трудозанятости и качества питания спецконтингента. Председатель ОНК РО проинформировал, что в 2016 году произойдет переформирование состава комиссии и предложил участникам мероприятия принять участие в подборе кандидатов.

 

Блохин Ю.И. отметил, что согласно статистике, перелимит в СИЗО РО достигает трети от общего количества лиц, содержащихся в данных учреждениях. Пояснил, что данная проблема актуальна для многих регионов РФ, так как в 1995 году была принята программа реформирования УИС, включающая в себя строительство новых СИЗО, но которая так и не была завершена.

Зам. председателя ОНК РО рассказал, что судьи почти в 90% удовлетворяют ходатайства следователей о взятии под стражу подозреваемых в совершении преступления, что и приводит к перелимиту в СИЗО. Проинформировал о проекте поправок в ФЗ-103 «О содержании под стражей подозреваемых–обвиняемых граждан», отметил важность применения других мер пресечения (пример – домашний арест). Отметил, что перелимит в учреждениях УИС приводит к повышенной нагрузке на сотрудников учреждения, в т.ч. на мед. персонал, что значительно снижает качество оказываемой медицинской помощи спецконтингенту и порождает большое количество жалоб на действия сотрудников медчастей.

Петрашис Л.В. отметил, что содержание подозреваемых в СИЗО обходится государству значительно дороже, чем их поиск в случае возможных побегов и иных противоправных действий. Пояснил, что освобождение спецконтингента по состоянию здоровья, согласно постановлений Правительства №3 и 54, не может способствовать росту постпенитенциарного рецидива, так как зачастую, эти люди после решения суда, ввиду тяжелого заболевания, просто доживают свою жизнь на воле.

 

Некрасов В.А. отметил важность проведения рабочих встреч–совещаний с приглашением сотрудников правоохранительных органов и представителей гражданского общества, рассказал, что в аппарат УПЧ РО приходит большое количество жалоб и обращений, касающихся вопросов перелимита в СИЗО, низкого качества оказания мед. помощи. Пояснил, что строительство нового корпуса следственного изолятора данную проблему решит лишь частично – необходимо налаживать межведомственное взаимодействие и обсуждать данную проблему с судами и следственными органами.

Паволин С.В. рассказал, что Прокуратура Ростовской области проблемой перелимита занимается с 2015 года. Отметил, что в целях принятия дополнительных мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО, проведено совместное совещание с представителями судов, следственных органов и органов прокуратуры, на котором рассматривался вопрос об изменении практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. Рассказал, что ежемесячно прокуратурой Ростовской области собирается информация о лицах, содержащихся в следственных изоляторах области свыше 6 месяцев, а также о лицах, содержащихся в следственных изоляторах области, с которыми более двух месяцев не осуществляются судебные и следственные действия, а также о лицах, в отношении которых более месяца не поступают справки о вступлении приговора в законную силу. Отметил снижение количества содержащихся лиц по статьям небольшой и средней тяжести, и пояснил, что перелимит в СИЗО является следствием того, что на 15% увеличилось количество арестованных в Ростовской области. Паволин С.В. обратил внимание на то, что проблемные вопросы перелимита не могут быть сняты строительством дополнительного корпуса, но необходимо применять иные меры пресечения с использованием средств технического контроля, но это пока не удается реализовать из-за инертности со стороны следственных органов. Рассказал, что содержание спецконтингента в переполненых СИЗО является нарушением прав.

Петрашис Л.В. озвучил проблемные вопросы ресоциализации лиц, отбывших наказание, и пояснил, что многие осужденные на свободе оказываются в сложной жизненной ситуации - без жилья, работы, родственных связей и, зачастую, снова нарушают закон и оказываются в МПС. Отметил, что данную проблему необходимо решать комплексно, с привлечением представителей Правительства РО, учитывая положительный опыт социально-ориентированных НКО.

Член ОНК РО Мнацаганов А.Ж. рассказал о работе своей общественной организации «Спас», которая занимается ресоциализацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы и предложил членам ОНК РО принять участие в данной работе.

Паволин С.В. рассказал о сложностях применения УДО, так как осужденные, подавшие ходатайство на УДО, должны доказать исправление через труд, но в учреждениях ГУ ФСИН РФ по РО к оплачиваемому труду привлечено лишь 15% осужденных из-за отсутствия рабочих мест, в связи с чем причиненный преступлением ущерб ими не погашается, что влечет за собой нарушение прав потерпевших и интересов государства на возмещение материального ущерба.

Косенко А.А. отметил значимость совместных рабочих встреч, на которых вырабатываются пути решения проблемных вопросов, выразил мнение о том, что такие встречи должны проводиться чаще, так как различные мнения присутствующих помогают выработать комплекс эффективных мер по решению проблемных вопросов в работе УИС РО. Рассказал, что у всех участников мероприятия существует одна задача - информировать общество о проблемных вопросах, которые стоят перед государством. Отметил, что силовые структуры занимаются решением этих проблем, а задача общественности - выходить с проектами и предложениями. Обратил внимание участников на необходимость реализации Постановления Правительства РФ № 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" на этапе нахождения спецоконтингента в ИВС МВД РФ, так как имеющиеся заболевания должны учитываться при вынесении судами решений об избрании меры пресечения. Рассказал, что в соответствии с пунктом 2 Правил освидетельствования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования, необходимо переадресовывать лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Пояснил, что исполнение данного пункта необходимо проводить до избрания судом меры пресечения в виде содержания под стражей. Косенко А.А. также рассказал, что строительство нового корпуса СИЗО не решит проблему с перелимитом, так как эта проблема является системной, поэтому необходимо избирать иные меры пресечения для подозреваемы и обвиняемых, не связанные с лишением свободы. Также, отметил, что подобные совещания представителей Прокуратуры, ГУ ФСИН РФ по РО, ГУ МВД РФ по РО и членов ОНК РО должны проводиться регулярно для обсуждения актуальных вопросов работы МПС.

Дереза О.В. рассказал о своем опыте общественной защиты в суде по резонансным делам, в которых фигурируют представители бизнес сообщества области и привел ряд примеров, когда подсудимые, ввиду тяжелой болезни не доживали до вступления приговора в силу. Также, отметил возможность избрания меры пресечения для подозреваемых и обвиняемых по «экономическим преступлениям», не связанной с заключением под стражу.

Косенко А.А. высказал мнение о том, что проблемы с перелимитом в учреждениях УИС РО и субъектов также связаны с тем, что в процессе реформы пенитенциарной системы часть учреждений были закрыты, а законодательная база осталась прежней.

Петрашис Л.В. обратил внимание на проблему сокращения штатной численности сотрудников ФСИН и МВД, закрытия части ИВС, которая отчасти является причиной перелимита в СИЗО. Также, подчеркнул, что государство вправе применять такую меру пресечения, как помещение в СИЗО, но, зачастую, следственные органы применяют ее только потому, что им так удобнее, поэтому важно, чтобы право представителей власти не становилось основанием для нарушения прав и свобод человека.

В ходе дискуссий участники мероприятия обсудили актуальные вопросы работы учреждений УИС РО, осуществления общественного контроля членами ОНК в МПС, взаимодействия ГУ ФСИН РФ по РО с СК и судами.

Белаков А.А. подвёл итоги рабочей встречи, поблагодарил присутствующих за участие в мероприятии и проявленное внимание к деятельности уголовно-исполнительной системы.