СПЧ на Северном Кавказе: наброски рекомендаций

СПЧ на Северном Кавказе: наброски рекомендаций

1391

Публикую наброски к рекомендациям СПЧ по Северному Кавказу. Они составлены по результатам  12 дней, которые мы в начале лета, провели  в 6  регионах Северного Кавказа.
Работы над ними предстоит еще немало.
Жду Ваших дополнений, замечаний, исправлений.
А. Бабушкин
  

Работа полиции.

В качестве в основном благополучных следует отметить  территориальные  органы МВД  в Ставропольском крае,  Карачаевско-Черкесской Республике. В данных регионах соблюдаются права задержанных на получение телефонного разговора, качественного горячего питания, спального места, доступа адвокатской помощи. Менее благополучно обстоит дело  в подразделениях территориальных органов Кабардино-Балкарской Республики и Ингушетии, еще менее благополучно  - в  подразделениях территориальных органов Республики Дагестан.
Массовые жалобы  поступили  на деятельность  Центров противодействия экстремизму, работающих на территории Кабардино-Балкарской Республики, ИВС временной оперативной группы (ВОГ) МВД России на территории Северной- Осетии –Алании,  территориальные  органы МВД Республики Ингушетия.
Несмотря на политику открытости органов внутренних дел,  проводимую  главой Республики Ингушетия Ю.Б. Евкуровым, руководство  МВД Ингушетии  стремится  выйти из под общественного и государственного контроля,  проводить собственный  правоохранительный  курс. Это ярко проявилось, когда  заместитель министра МВД Ингушетии  Султыгов вначале  пытался не допустить членов СПЧ  в ИВС  г. Малгобека, куда накануне был вывезен задержанный  с телесными повреждениями,  а затем это лицо было переведено из МВС Малгобека в здание ОМВД, где было спрятано  в одном из следственным кабинетов.
В г. Владикавказе на территории комплекса  зданий МСВД РСО- Алания был выявлен ИВС, который  находился в подчинении ВОГ МВД РФ, подозреваемые и обвиняемые в котором  содержались до 5 мес.  При  этом  именно на данный ИВС  многократно  указывали лица, заявившие о применении к ним пыток,  как о месте  применения к ним пыток.
В МВД Республики Дагестан сложилась опасная практика безосновательной постановки на профилактический  учет лиц, далеких от террористической, экстремисткой и иной противоправной деятельности.   Только в Дагестане и КБР членам СПЧ пришлось услышать  многочисленные рассказы о том, как  подозреваемым и обвиняемым  на голову надевали пакеты. Только в Дагестане были выявлены случаи не допуска членов НК в ИВС по надуманным основаниям.
Вместе с тем  органами полиции СКФОЛ накоплен ми положительный опыт по защите прав человека. Так, в г. Черкесске для повышения эффективности  правоохранительной деятельности  установлена программа видеонаблюдения «Безопасный город». Положительную оценку членов СПЧ получили  ИВС г.г. Черкесска и  Нальчика.
Рекомендуется:
1)                 Для защиты  прав лиц, потерпевших от правонарушений и снижения уровня  преступности  активно использовать программы видеонаблюдения «Безопасный город».
2)                 Передать ИВС ВОГ МВД России (г. Владикавказ) в ведение МВД РСО –Алания,  провести тщательную проверку соблюдения  прав граждан, находившихся в данном ИВС В 2010- 2016 годах,  в том числе путем  возбуждения уголовных дел; направить  в адрес  Совета список всех лиц, прошедших через данный ИВС с указанием мест их нахождения в  настоящее время.
3)                 Изменить конструкцию  навесов прогулочных дворов  ИВСов таким образом,  чтобы эти навесы  закрывали не более трети двориков.
4)                 Прекратить  в 2016  году функционирование   всех камер ИВС, не имеющих окон; обеспечить, чтобы  подозреваемые и обвиняемые  при нахождении в камерах ИВС имели возможность  открыть окна изнутри.
5)                 МВД Дагестана, Ингушетии и  Кабардино-Балкарии  прекратить порочную практику сокрытия задержанных от родственников, адвокатов, членов ОНК, в случае выявления  подобной  практике, проводить служебные проверки и привлекать виновных должностных лиц к строгой ответственности; наказать лиц, виновных  в случаях сокрытия задержанных, вывяленных членами Совета.
6)                 Вести практику совместного посещения  зданий и посещений  Центров противодействия экстремизму  членами ОНК,  Уполномоченными по правам человека и прокурорами.
7)                 Не допускать  практики  перевода граждан из одного ИВСа в другой, если в течение текущего или календарного  месяца  подозреваемый или обвиняемый  проводит в ИВС более  10 суток.
8)                 При  фиксации мед работником или дежурным по ИВС обнаруженных телесных повреждений  в обязательном порядке фиксировать их вид локализацию, размер, форму, цвет, количество,  иные внешние признаки.
9)                 Ужесточить критерии постановки на профилактический учет, усилить ведомственный и прокурорский  надзор за обоснованностью и  законностью постановки  указанных лиц на проф.  учет;  МВД России предусмотреть, как  право лица, поставленного на проф. учет, узнать  об этом, так и механизмы постановки  на проф. учет и продления нахождения на нем.
10)              Рационально и обоснованно расходовать средства  на строительство органов внутренних дел. Например,  в Джейрахском районе  Ингушетии с населением  менее 3 тыс. человек (количество отдыхающих и лечащихся – до 5 тыс. человек  одномоментно) срезана часть склона горы  и на  образовавшейся  площадке  возведен форт, внутри которого находится отдел полиции на 80 рабочих мест  и ИВС на 40 посадочных мест. С учетом практики  сокрытия подозреваемых и обвиняемых и труднодоступности Джейрахского района, имеется опасность того,  что в данный ИВС будут  доставляться лица,   права которых были нарушены или планируется нарушить.

Работа учреждений ФСИН России.

В Ингушетии на основании  письма ФСИН России сложилась практика, когда лица, привлекаемые к ответственности по ст. 208 УК РФ,  могут быть направлены в ФКУ СИЗО № 2 УФСИН по Ставропольскому краю, что провоцирует судебно-следственные органы на переброску подозреваемых  и обвиняемых.
Рекомендуется:
1)                 Открыть исправительные колонии  с участками  общего, строгого и  особого режима, а также  колонии – поселения  на территории Республики Ингушетия и Республики Карачаево-Черкессия.
2)                 Открыть исправительную колонию  с участками  особого режима на территории Чеченской Республики.
3)                 Разрешить  прием лиц, привлеченных к ответственности по ст. 208 УК РФ,  для содержания под стражей в СИЗО № 1 Ингушетии (г. Карабулак) и СИЗО № 6 ФСИН России (г. Владикавказ).
4)                 Обратить внимание на недопустимо высокую степень износа мебели в СИЗО г. Ставрополя и  Пятигорска. Привести  конструкцию камерной  мебели в СИЗО в соответствие  с требованиями удобства и рационального  использования;  взять  за образец  камерную мебель, установленную в СИЗО № 1 г. Махачкалы.
5)                 Обратить внимание на недопустимо  высокий  износ подушек и матрасов в большинстве СИЗО.
6)                 Пересмотреть  положение Правил внутреннего распорядка СИЗО, принятое  в 2015 году, в соответствие с которым  сигареты могут приобретаться только через торговую сеть СИЗО,  но не могут направляться в посылках и передачах.
7)                 Обратить  внимание  на плохую работу ФГУП «Калужский» в ведении которого находятся все магазины  учреждений ФСИН России на территории СКФО. Так, в  СИЗО № 1 КЧР, кроме сигарет,  в продаже имелось лишь  27 товарных позиций.
8)                 Обеспечить наличие  в мед частях учреждений ФСИН дефибрилляторов;  обучить  мед работников и санитаров из числа  осужденных  их  применению.
9)                 Шире практиковать предусмотренные действующим законодательством  дополнительные передачи для больных, в т.ч. хроническими заболеваниями.

Работа органов  прокуратуры.
1)                 Отметить  добросовестную работу  прокурора г. Дербента,  помощника  прокурора Ингушетии по надзору за соблюдении  прав человека в СИЗО.
2)                 Обратить внимание на явную недостаточность  прокурорского надзора  за деятельностью ИВС ВОГ МВД  в г. Владикавка
зе

Борьба с коррупцией.
На территории Дагестана, РСО-Алании, Кабардино-Балкарской Республики и Ставропольского к членам  Совета обратились жители этих республик,  родные или близкие которых жили  или проживают на территории Чеченской Республики.   Как  сообщили заявители,  в Чеченской Республики сложилась  практика, когда каждый месяц  при выплате заработной платы  с работников бюджетных организаций  взимается от 3 до 10 тысяч рублей  в некий  фонд, который, как  утверждают лица,  производящие удержания  из заработка, находится  в ведении  главы Республики Р.А. Кадырова.
Рекомендуется:
- провести проверку жалоб на осуществление систематических поборов на территории Чеченской Республики.  екомендуется

Проведение контр-террористических операций (КТО).
При  проведении КТО  по прежнему  имеет место гибель случайных граждан, а также лиц, смерть которых можно было бы избежать. Среди погибших есть и подростки 17 лет.
В недостаточной  степени  используются такие нелетальные  спецсредства,  как слезоточивый и нервно-паралитический газ, светошумовые устройства и водометы,   собаки, что позволило бы  сохранить жизнь задерживаемым, защитить тех из ни, кто  оказались  на объекте КТО случайно,  обеспечить привлечение к уголовной ответственности  участников НВФ, допросить указанных лиц, получив от ни ценную  оперативную информацию, в перспективе добиться их исправления.
Имеют место случаи фальсификации причастности лиц, погибших во время проведения КТО,  к  совершению противоправных действий.  Так, во дворе школы ночью военнослужащими был смертельно ранен депутат, кандидат в главы администрации  Табасаранского района  Рамиса Мирзаханова. Когда тот был еще жив  военнослужащие, причиняя потерпевшему особые страдания, перетащили тяжело раненного человека из одного места в другое,  и вместо оказания  ему помои и доставки в больницу,  стали заниматься  фальсификацией «доказательств» его нападения на участников КТО.  На основании сфальсифицированных материалов в отношении  Мирзаханова было возбуждено  уголовное дело по  ст. 317 УК РФ, которое затем было прекращено. Несмотря на это,  за убийство депутата к ответственности  привлечен лишь один военнослужащий,  который  под стражу не взят, лица,  не оказавшие  мед помощь пострадавшему, истязавшие  его перед смерть и сфальсифицировавшие  доказательства, ни к какой   ответственности не привлечены. Более того, за активное  участие в расследовании гибели брата, в отделе МВД Табасаранского  района по инициативе начальника  отдела был избит старший брат погибшего депутата Руслана Мирзаханова. Виновные в  его избиении лица до сих пор к уголовной  ответственности не привлечены.
Рекомендуется:
1)                 При проведении КТО использовать нелетальные  виды орудия и спецсредства если это не ставит под угрозу жизнь  сотрудников,  проводящих КТО,   и мирных граждан.
2)                 Обеспечивать присутствие на месте  проведения КТО независимых наблюдателей,  а также публикацию их отчетов о КТО.
3)                 По делу об убийстве Р. Мирзаханова  и избиении е6го брата Р. Мирзаханова обеспечить привлечение  к уголовной  ответственности с избранием  обоснованных мер пресечения всех виновных лиц.

Адаптация бывших боевиков.

Совет убедился, что в том, что в КБР, наконец-то, заработала комиссия по адаптации членов экстремистских организаций, начата борьба с  религиозным экстремизмом.  Однако успехи в этой работе перечеркнуты нарушениями прав человека со стороны спецслужб. Были выявлены  случаи 2 молодых людей, которые помогли МВД и ФСБ, им было сказано, что к ним нет претензий, правозащитники ставили ситуацию с этими людьми в пример в своей работе с приверженцами экстремизма, однако через 2 года эти люди были арестованы, и жители сел, где эти люди живут, пришли к правозащитникам и сказали, что те их обманули.
Отмечено, что в состав Комиссии по адаптации не входят представители ОНК и Уполномоченного по правам человека.
Рекомендуется:
1)             Комиссиям по адаптации  ввести Реестры безопасности лиц, прошедших через эти Комиссии, и отслеживать их судьбу.
2)             Включить в состав Комиссий по адаптации членов ОНК и  представителей Уполномоченного по правам человека региона.

ИСТОЧНИК http://an-babushkin.livejournal.com/467687.html