Семинар-тренинг на тему: «Соблюдение прав человека — как способ минимизации нарушений закона...

Семинар-тренинг на тему: «Соблюдение прав человека — как способ минимизации нарушений закона в местах лишения свободы»

1650

27-28 июля 2016 года в г. Грозный состоялся семинар-тренинг, организованный АНО "Общественный контроль" «Соблюдение прав человека - как способ минимизации нарушений закона в местах лишения свободы», в рамках проекта «Эффективная система общественного контроля в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах, этап 3:"Мониторинг, обучение, повышение правовой грамотности», посвященный актуальным вопросам осуществления общественного контроля в МПС ЮФО и СКФО, формированию комиссий IV созыва, построению конструктивного взаимодействия между членами ОНК регионов и сотрудниками правоохранительных органов и органов исполнительной власти.

В мероприятии приняли участие:

Руководитель АНО «Общественный контроль», председатель ОНК РО Петрашис Л.В.

Председатель ОНК Республики Дагестан Айгунов Г.Б

Председатель ОНК Чеченской республики Мальсагова А.А.

Сотрудник аппарата УПЧ РФ Богдан В.М.

Заместитель начальника отдела по работе с ОНК Аппарата Общественной палаты РФ Золотов П.И.

Руководитель Аппарата Общественной палаты Чеченской Республики, член Общественной палаты Российской Федерации Хаджимурадов М.М.

Главный специалист-эксперт Управления Министерства национальной политики Чеченской Республики Вазоралиев В.И.

Заместитель начальника УФСИН РФ по Чеченской республике Макаев Т.А.

Старший инспектор ОПДН (Врио начальника) Грозненского ЛО МВД РФ на транспорте Тайсумов Т.С.

И.О. начальника отдела по делам НКО Управления Министерства Юстиции по Чеченской Республике Магомаев И.И.

Заместитель председателя ОП Чеченской республики Хаджимурадов М.И.

Председатель комиссии по вопросам м.п. Общественной палаты Чеченской Республики Дунаев М.С.

Председатель ЧРОО «Институт гражданского общества» Джабраилов С-Э.У.

Помощник руководителя АНО «Общественный контроль», член ОНК РО Пупков А.В.

Юрист АНО «Общественный контроль», член ОНК РО Адаменко Д.В.

Общественный защитник Бакаева Л.М.

Члены и кандидаты в ОНК ЮФО и СКФО.

В первый день семинара-тренинга состоялся «круглый стол» по актуальным вопросам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ФСИН, МВД, ФСБ,  Минобороны и Минобразования), формирования нового состава комиссии, с обсуждением системных проблем при реализации ФЗ-76 в регионах и поиском эффективных путей их разрешения с участием членов ОНК ЮФО и СКФО и приглашенных представителей правоохранительных органов, органов исполнительной власти, Общественной палаты и УПЧ региона.

 

Руководитель АНО «Общественный контроль» Петрашис Л.В. обратил внимание на важность осуществления общественного контроля в МПС для минимизации случаев нарушения прав человека. Отметил, что наблюдательные комиссии созданы для содействия государственной политике в сфере обеспечения прав человека в МПС и, поэтому, имеют во многом схожие задачи с сотрудниками правоохранительных органов. Проинформировал о полномочиях членов ОНК и местах принудительного содержания, которые согласно ФЗ-76 они могут посещать. Подчеркнул, что члены комиссии, согласно ФЗ-76 занимаются общественным контролем, а содействием лицам, содержащимся в местах принудительного содержания, занимаются социально-ориентированные НКО.

Петрашис Л.В. отметил, что в конце 2016 года в 43 субъектах РФ будут сформированы новые составы комиссии и, поэтому, особенно актуально стоит вопрос отбора грамотных, подготовленных к работе кандидатов в состав ОНК.

Председатель ОНК РО обратил внимание на необходимость построения конструктивного взаимодействия новых членов ОНК с сотрудниками правоохранительных органов для повышения эффективности общественного контроля в МПС. Пояснил, что нет людей, более заинтересованных в соблюдении закона и прав человека в МПС, чем руководство территориальных органов ФСИН и МВД, тем более, что именно сотрудникам правоохранительных органов придется менять сложившуюся ситуацию к лучшему (на основе рекомендаций ОНК). Петрашис Л.В. отметил конструктивное взаимодействие членов ОНК ЧР и представителей органов исполнительной власти.

Хаджимурадов М.И. поприветствовал участников «круглого стола» от имени председателя ОП ЧР, отметил важность и большую пользу для членов и кандидатов в ОНК ЧР от данного мероприятия, а также добавил, что полученная информация будет способствовать повышению уровня конструктивного взаимодействия наблюдательной комиссии с правоохранительными органами и органами исполнительной власти, что в итоге позволит улучшить ситуацию с обеспечением прав человека в МПС республики.

Мальсагова А.А. рассказала о работе ОНК ЧР, посещениях МПС, проводимых мероприятиях и взаимодействии с представителями правоохранительных органов и органов исполнительной власти. Проинформировала, что в 2016 году произойдет переформирование состава ОНК ЧР и отметила важность обучения кандидатов в состав комиссии. Мальсагова А.А. рассказала о сложностях в работе ОНК ЧР, так как большая часть заключенных (уроженцев Чеченской республики), отбывают наказания в других регионах РФ. Подчеркнула, что отсутствие представителей республиканского МВД на мероприятии демонстрирует недостаточное понимания со стороны их руководства значимости общественных наблюдательных комиссий и их деятельности по минимизации нарушений закона и прав человека в МПС. Также, отметила положительный опыт взаимодействия членов ОНК ЧР с руководством и сотрудниками УТ МВД РФ по СКФО.

Петрашис Л.В. рассказал, что работа ОНК не должна быть направлена на целенаправленный поиск недостатков в работе учреждений, отметил, что проблемные вопросы, выявленные в ходе общественного контроля следует обсуждать с руководством территориального органа для их оперативного разрешения.

Богдан В.М. рассказал о работе управления защиты прав в уголовном судопроизводстве аппарата УПЧ РФ, его целях и задачах, отметил важность работы ОНК и ее особую специфику. Обратил внимание участников на необходимость соблюдения прав и свобод человека и пояснил, что места принудительного содержания не являются исключением для исполнения данных ценностей и гарантируются государством. Пояснил, что от того, как с человеком обращались в МПС, нарушались ли его права, зависит то, каким он выйдет на свободу, что напрямую влияет на безопасность жизни в нашем обществе. Подробно рассказал о взаимодействии управления защиты прав в уголовном судопроизводстве с членами региональных ОНК и особо подчеркнул важность работы наблюдательных комиссий.

Петрашис Л.В. рассказал о сложностях в работе УИС РФ, пояснил, что большинство мест лишения свободы справляются только с задачей по изоляции заключенных, но не исправляют их.

Мальсагова А.А. затронула вопрос статистического подхода в оценке работы правоохранительных органов РФ, рассказала, что членам ОНК ЧР часто приходится выполнять роль общественных защитников в силу особенностей региона.

Эльмурзаев Х.Х. поприветствовал участников «круглого стола» от имени Уполномоченного по правам человека ЧР, рассказал о работе аппарата УПЧ ЧР и его особенностях. Отметил сложившиеся конструктивное взаимодействие представителей аппарата с членами ОНК ЧР в сфере осуществления общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС. Проинформировал о проводимых совместных проверках УПЧ ЧР – ОНК ЧР и пояснил, что по их результатам ряд ИВС, не соответствовавших нормам действующего законодательства, были закрыты.

Петрашис Л.В. проинформировал о новом этапе акции «Гражданин и полиция 2016», который проходит в большинстве регионов РФ с 1.06.2016 по 31.08.2016, цель которого – повышение открытости и уровня доверия населения к работе правоохранительных органов. Рассказал об основных направлениях проверок: ДПС (в т.ч. стационарные посты), МРЭО, УУП, ДЧ ОП, телефоны доверия и подробно остановился на особенностях проверок данных подразделений ОВД. Пояснил, что основная задача мониторинга, это выявление реального положения дел в МВД и поиска путей улучшения сложившейся ситуации, так как от того, в каких условиях приходится нести службу сотрудникам полиции, напрямую зависит эффективность их работы.

Председатель ОНК РО проинформировал об опыте взаимодействия членов комиссии с руководством и сотрудниками ГУ ФСИН РФ по РО и ГУ МВД РФ по РО, регулярных рабочих встречах-совещаниях по результатам проведенного общественного контроля.

Золотов П.И. рассказал о процессе формирования ОНК в 43 субъектах в 2016 году. Отметил, что правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение. Проинформировал об основных требованиях к кандидатам в ОНК:

- гражданство Российской Федерации;

- возрастной ценз – 25 лет;

- опыт работы в области защиты прав граждан;

- отсутствие судимости, либо признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лицо не является адвокатом, сотрудником органов прокуратуры;

- лицо не замещает государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также не замещает выборные должности в органах местного самоуправления.

Золотов П.И. подробно рассказал о процедуре формирования нового состава ОНК:

- Не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий ОНК, в "Российской газете" и периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, помещается уведомление о начале процедуры выдвижения кандидатур в состав ОНК нового состава;

- Не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления общественное объединение направляет секретарю Общественной палаты заявление и иные предусмотренные Федеральным законом 76-ФЗ документы о выдвижении кандидатуры в состав ОНК;

- Не позднее 60 дней со дня опубликования уведомления, и в срок, не превышающий 80 дней со дня опубликования уведомления, Совет Общественной палаты принимает решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры;

- В течение 10 дней со дня принятия советом Общественной палаты решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии в порядке, определяемом советом Общественной палаты, члену общественной наблюдательной комиссии выдается мандат члена общественной наблюдательной комиссии.

- О результате рассмотрения заявления о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии сообщается общественному объединению, выдвинувшему кандидатуру.

Золотов П.И. подробно рассказал об анкетах и пакете документов, которые необходимо подготовить кандидату в ОНК, отметил важность предоставления рекомендаций от региональных ОП и УПЧ.

Айгунов Г.Б. рассказал о работе ОНК республики Дагестан, особенностях региона, мероприятиях по подготовке новых членов в комиссию и опыте взаимодействия с представителями власти. Отметил, что общественный контроль для членов ОНК не должен быть самоцелью, а должен быть способом повысить доверие общества к работе правоохранительных органов.

Джабраилов С-Э. У. отметил важность ресоциализации бывших осужденных, так как многие из них возвращаются в МПС из-за ряда сложностей, связанных с отсутствием жилья, трудоустройства, социальных связей.

Махаев Т.А. рассказал о положительном опыте взаимодействия УФСИН РФ по Чеченской республике. Поделился своим видением качеств, которыми должен обладать член общественной наблюдательной комиссии.

Петрашис Л.В. поднял вопрос финансирования деятельности ОНК. Отметил, что согласно ФЗ-76, член комиссии не вправе получать вознаграждение за свою работу. Так как ОНК созданы для содействия государственной политики, то комиссиям необходима поддержка со стороны государства. Отметил, что поитогам конкурса ООД «Гражданское достоинство» 2016-1 только 39 (из которых только 3 имеют опосредованное отношение к ОНК) некоммерческих организаций получили государственную поддержку. Большинство НКО, получивших гранты, занимаются защитой прав инвалидов, трудящихся, молодежи и др., а для данных категорий НКО в РФ действуют еще 8 грантоператоров. Подчеркнул, что отсутствие государственной поддержки деятельности комиссий приведет к прекращению эффективного, системного общественного контроля в МПС, обучения новых членов ОНК, работы общественных приемных по оказанию бесплатной юридической помощи и, как следствие, расторжению договоров аренды офисов с юридическими адресами и номерами телефонов ОНК, автотранспорта, и, что самое страшное, выходу из НКО наиболее эффективно работающих членов наблюдателей комиссии. Также, Петрашис Л.В. обратил внимание на необходимость поощрения наиболее эффективно работающих членов комиссий грамотами, дипломами и благодарственными письмами от ОП РФ и региональных палат.

Вазаралиев В.И. рассказал о проводимых представителями министерства мероприятиях в учреждениях УИС ЧР, взаимодействии с членами ОНК ЧР. Отметил, что представители министерства оказывают информационную поддержку деятельности комиссии.

Эльмурзаев Х.Х. рассказал о практике поощрения ОНК ЧР, пояснил, что все члены комиссии были награждены благодарственными грамотами от УПЧ ЧР.

Магомаев И.И. рассказал о взаимодействии минюста с ОНК ЧР и отметил, что управление готово оказать содействие при формировании IV созыва комиссии.

Мальсагова А.А, выступила с предложением рассмотреть возможность министерствам финансов РФ и регионов предусмотреть отдельную статью расходов в бюджете Аппаратов региональных ОП, для обеспечения деятельности ОНК, а также проведения рабочих встреч-совещаний представителей власти с членами ОНК ЧР для обсуждения актуальных вопросов осуществления общественного контроля в МПС ЧР.

В ходе дискуссий участники «круглого стола» обсудили актуальные вопросы формирования нового состава комиссии, обучения кандидатов, необходимость поддержки со стороны органов исполнительной власти, финансирования работы комиссий, а также получили ответы на все интересующие их вопросы.

По окончании проведения «круглого стола» в рамках семинара-тренинга, прошли учебные занятия для членов ОНК ЮФО и СКФО по актуальным вопросам формирования нового состава комиссий, применения норм международного и национального законодательства, применении ФЗ-76, а также эффективным методикам осуществления общественного контроля в МПС.

Петрашис Л.В. рассказал о работе пенитенциарных систем и правоохранительных органов европейских стран, о положительном опыте осуществления общественного контроля ОНК регионов, привел примеры конструктивного взаимодействия членов ОНК с сотрудниками и руководством правоохранительных органов и органов исполнительной власти, отметил важность открытого диалога между правозащитниками и представителями различных ведомств для еще большей эффективности осуществления общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС.

Пупков А.В. проинформировал об алгоритме посещения членами ОНК мест принудительного содержания, основных особенностях и проблемных вопросах, которые могут возникнуть в процессе осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС. Он отметил, что весь процесс можно разделить на 3 основных этапа: подготовка к посещению, проверка учреждения и написание заключения. Пупков А.В. подробно рассказал о каждом из составляющих посещения, отметил важность написания итогового отчета-заключения, как результата общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС.

В завершение первого дня семинара-тренинга, участники обсудили проблемные вопросы в работе ОНК регионов, рассмотрели перспективы развития общественного контроля, а также высказали свое мнение по вопросам формирования и организации деятельности комиссий.

В ходе второго дня семинара-тренинга состоялась рабочая встреча представителей АНО «Общественный контроль», членов ОНК ЮФО и СКФО с начальником УФСИН РФ по ЧР.

В мероприятии приняли участие:

- председатель ОНК РО, руководитель АНО «Общественный контроль» Петрашис Л.В.;

- представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ – Богдан В.М.;

- заместитель начальника отдела по работке с ОНК Аппарата Общественной палаты РФ – Золотов П.И.;

- председатель ОНК Чеченской Республики – Асет Мальсагова и др.

В начале встречи Анзор Ирисханов отметил конструктивное взаимодействие, сложившееся между УФСИН России по Чеченской Республике и членами ОНК и выразил надежду, что подобное плодотворное взаимодействие сохранится и в дальнейшем.

Асет Мальсагова рассказала об имеющихся сложностях по применению УДО и постановлений правительства №3 и №54 судами в ЧР.

В ходе общения были обсуждены такие вопросы взаимодействия, как порядок проведения плановых и внеплановых проверок представителями ОНК учреждений УИС республики, порядок осуществления членами ОНК аудио- и видеосъемки на территории исправительной колонии и следственных изоляторов и т.д.

В свою очередь председатель ОНК Чеченской Республики Асет Мальсагова отметила, что по большинству возникающих проблем с руководством УФСИН есть согласие и понимание.

Подводя итоги встречи, начальник управления сказал, что взаимодействие с ОНК необходимо осуществлять прежде всего в форме диалога, обсуждения насущных вопросов и поиска совместных решений.

Представители АНО «Общественный контроль» и члены ОНК ЮФО и СКФО приняли участие в «круглом столе» с участием представителей правительства ЧР, министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации и социально-ориентированных НКО республики.

В ходе мероприятия участники обсудили актуальные вопросы взаимодействия некоммерческих организаций с представителями органов власти, формирования нового состава ОНК ЧР и участие в выдвижении кандидатов НКО регионов. По итогам «круглого стола» участники выработали рекомендации для улучшения взаимодействия ОНК, НКО региона с представителями власти.

Представители АНО «Общественный контроль» передали участникам семинара учебно-методическую литературу, разработанную в рамках Президентского гранта по эффективному осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС и мониторинга работы полиции.

В завершение семинара-тренинга участники обсудили проблемные вопросы в работе ОНК регионов, рассмотрели перспективы развития общественного контроля, а также высказали свое мнение по вопросам формирования и организации деятельности комиссий.