ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам посещения ДЧ отдела МВД России по Аксайскому району ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам посещения ДЧ отдела МВД России по Аксайскому району 24 августа 2016г.

1368

Начальнику

Главного управления Министерства

внутренних дел Российской Федерации

по Ростовской области

генерал-лейтенанту полиции

А.П. Ларионову
Прокурору Ростовской области

Государственному советнику юстиции 2 класса

Ю.А. Баранову

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам посещения ДЧ отдела МВД России по Аксайскому району

24 августа 2016г.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об  общественном контроле  за  обеспечением  прав  человека  в  местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»         24 августа 2016 года члены Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области Блохин Ю.И. и Смыкова М.И. в 01 час 00 минут прибыли для осуществления общественного контроля за обеспечением прав лиц, содержащихся в отделе МВД РФ по Аксайскому району.

Поводом для посещения стало поступившее обращение о доставлении в 19.40 23 августа 2016 года и содержании в отделе одновременно тринадцати задержанных, что с большой вероятностью могло повлечь нарушение условий их содержания.

Уведомление о посещение было подано Блохиным Ю.И. в 00 часов 28 минут в соответствии с п. 3.2 Приказа МВД РФ от 06.03.2009 №196 «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий» (Далее – Приказ МВД РФ №196) оперативному дежурному ГУ МВД РФ по РО по телефону 249-33-44. Оперативный дежурный сообщил, что в отдел членов ОНК не пустят, так как в час ночи отдел полиции закрыт для посещений посторонними в соответствии с регламентом работы отделов полиции. Аргументы в виде сообщений, что члены ОНК не являются посторонними, а осуществляют контроль за обеспечением отделом прав содержащихся лиц; что в ночное время в отделе также могут содержаться (и содержатся) граждане, чьи права отдел полиции должен обеспечивать; что среди прав задержанных есть такие, которые должны быть реализованы именно в ночное время (на сон, на постельные принадлежности и т.п.) и соответственно их обеспечение не может оставаться неконтролируемым в ночное время; что в законодательстве и Приказе МВД РФ №196 не регламентировано, в какое время суток нельзя осуществлять общественный контроль – не убедили оперативного дежурного. После этого ему было предложено просто принять уведомление и действовать в соответствии с Приказом МВД РФ №196, так как оперативный дежурный обязан незамедлительно передать информацию о посещении в посещаемый отдел (п. 3.2), а выяснение обстоятельств, препятствующих осуществлению контроля, отнесено к компетенции начальника отдела полиции (п.5). Некоторые последовавшие вопросы оперативного дежурного показали незнание полномочий членов ОНК и порядка посещения (год рождения Блохина, будет ли он один при посещении, год рождения второго члена ОНК).

При прибытии по адресу расположения отдела полиции члены рабочей группы остановились у запертых сплошных ворот с калиткой. На вызов по домофону никто не ответил, а стоящему за воротами постовому было сообщено о прибытии членов ОНК РО с просьбой сообщить оперативному дежурному.

Еще около 15 минут члены рабочей группы находились перед воротами в неведении, все это время на вызовы по домофону никто не отвечал. При очередном открытии калитки для прохода сотрудников, Блохин Ю.И., придерживая автоматически закрывающуюся калитку, без попыток войти во двор, спросил постового, сообщил ли он дежурному о прибытии членов ОНК РО и почему члены ОНК не могут пройти в дежурную часть. Вместо ответа на вопросы, постовой пытался закрыть калитку. Неоднократную просьбу Блохина Ю.И. назвать фамилию игнорировал, ознакомлению с нагрудным знаком препятствовал, закрывая его рукой. После того, как постовой наконец показал нагрудный знак и закрыл калитку, члены ОНК РО услышали, как он обратился к своему коллеге с предложением «оформить за неповиновение» Блохина Ю.И.

Только через 18 минут ожидания, после настойчивых звонков по домофону, членам ОНК РО было сообщено, что в связи с террористической угрозой в ночное время проход в отдел разрешен исключительно заявителям. На просьбу Блохина Ю.И. принять от него заявление о правонарушении собеседник отключил связь. После этого на звонки по домофону для получения письменного отказа в посещении никто не отвечал.

Для содействия в попытках восстановления связи с отделом полиции члены ОНК в 01 час 32 минуты были вынуждены обратиться в службу «02». Сотрудник службы «02» сообщил, что непредоставление письменного отказа в посещении отдела полиции правомерно по причине отсутствия такой обязанности в ведомственных приказах. После доведения членами ОНК РО до сотрудника содержания ч.ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ, он пообещал оказать содействие.

Спустя некоторое время к членам ОНК РО вышел оперативный дежурный отдела полиции Астапов С.А., который сообщил, что получил от дежурного ГУ МВД РФ по РО указание не пропускать без согласования с ГУ МВД РФ по РО, при получении которого он пропустит членов ОНК РО. Астапов С.А. отметил, что он не несет ответственности за недопуск членов ОНК, он лишь выполняет устное указание дежурного ГУ МВД РФ по РО. Блохин Ю.И. попросил оформить отказ в посещении письменно и выдать его членам ОНК РО.

В ходе общения Астаповым С.А. также было проявлено незнание регламентированного Приказом МВД РФ №196 порядка посещения членами ОНК отделов полиции.

Относительно доставленных в отдел полиции 13 человек Астапов С.А. пояснил, что они не содержатся в камерах, а находятся в служебных кабинетах и с ними ведется работа по составлению протокола об административном правонарушении. При этом Астапов С.А. соглашался, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в срок не более трех часов и одновременно осознавал, что данные граждане содержатся в отделении уже более трех часов. Впоследствии относительно их правового статуса (являются ли они задержанными, составлен ли протокол об административном задержании, составлен ли протокол об административном правонарушении) давал противоречивую информацию. После того, как члены ОНК РО обратили внимание Астапова С.А. на несоблюдение административной процедуры, влекущее нарушение прав граждан (на питание, на сон и т.д.), он со словами «Хорошо, я сейчас…» удалился (видеозапись общения с Астаповым С.А. прилагается).

Прождав еще полчаса, в 02 часа 15 минут члены ОНК РО связались с оперативным дежурным ГУ МВД РФ по РО Соловьевым с просьбой разрешить Астапову С.А. пропустить членов ОНК РО для осуществления общественного контроля. Соловьев ответил, что Астапов С.А. не пустил членов ОНК РО не потому, что нет разрешения от ГУ МВД РФ по РО, а в силу действующего регламента пропускного режима, согласно которому посещение в ночное время отделов полиции разрешено исключительно заявителям и сотрудникам по специализированному паролю. И это якобы членам ОНК РО объяснил сам Астапов С.А. В то же время Соловьев настаивал на том, что членам ОНК можно посещать отделы полиции исключительно «в обычное время» и отказ в ночном посещении считает абсолютно правомерным. В то же время считает, что при обжаловании данного недопуска обжаловать следует действия Астапова С.А. и/или начальника отдела полиции.

Зафиксировав однозначный ответ Соловьева о невозможности посещения отдела полиции до 6 утра, члены ОНК РО попросили принять сообщение о должностном правонарушении, а именно в необеспечении тринадцати содержащимся лицам условий содержания, предусмотренных действующим законодательством для задержанных, так как на протяжении шести часов в отношении них еще не оформлены протоколы об административном задержания и протоколы об административном правонарушении (со ссылкой на слова оперативного дежурного Аксайского ОП), и они не обеспечены до сих пор спальным местом и питанием, нарушается их право на сон в ночное время.

Вместо того, чтобы просто зафиксировать сообщение, Соловьев начал длительную юридическую дискуссию, в которой пытался убедить членов ОНК РО в том, что в составлении материалов в течение шести часов нет никакого нарушения, так как нигде в законодательстве не регламентировано время, в течение которого должен быть составлен данный материал. В своих рассуждениях оперативный дежурный дошел до того, что все права задержанного (на питание, обеспечение спальным местом, предоставление телефонного разговора и т.п.) и обязанности по их обеспечению возникают у полиции в течение трех часов с момента доставления именно в дежурную часть. А поскольку тринадцать доставленных препровождены по служебным кабинетам сотрудников и не помещались в дежурную часть, то и нет никаких нарушений в непредоставлении им питания, сна и т.п., так как таких обязанностей в соответствии с нормативными актами, по убеждению оперативного дежурного Соловьева, у должностных лиц полиции не установлено (аудиозапись телефонного разговора с оперативным дежурным Соловьевым прилагается).

Общее время нахождения перед отделом полиции составило полтора часа.

Утром 24.08.2016 членами ОНК РО была получена информация от одного из тринадцати лиц, содержавшихся в отделе полиции Аксайского района – Н (тел. 891………), который сообщил, что доставлены были все тринадцать человек в отдел полиции Аксайского района вечером. До раннего утра (около 4х) он в числе других семерых доставленных с ним находился в служебном кабинете, где с каждым из доставленных общался офицер, оформляя документы. Кроме оформления документов Н. и другие были подвергнуты дактилоскопированию. Со слов Н он сообщил опрашивающему его офицеру, что страдает сахарным диабетом и что ему в связи с этим требуется регулярное питание. Офицер только посочувствовал и «успокоил» его тем, что они и сами голодные.

Н. также сообщил, что всех доставленных иногда просили выйти в коридор. В очередной раз, пока он был в коридоре, он зашел в кабинет с табличкой «Начальник», где находился офицер в звании подполковника полиции. Н. сообщил ему, что он страдает сахарным диабетом и просил его освободить. Подполковник полиции пообещал ему поговорить с присутствующим в отделе полиции сотрудником прокуратуры, после чего куда-то ушел. По возвращении подполковник полиции сообщил Н., что прокурор не согласен.

В дежурную часть Н. попал около 4х часов. Там ему стало плохо, ему была вызвана бригада скорой помощи, уровень сахара по замерам составил 13,8, Н. был доставлен в медицинское учреждение, где ему была оказано помощь.

По словам Н. питание ему не предоставлялось вплоть до отправки в суд.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч1 ст.15 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ, члены ОНК РО рекомендуют:

ГУ МВД РФ по РО:

  1. Обеспечить изучение и исполнение всеми оперативными дежурными, а также начальниками отделов полиции Приказа МВД РФ от 06.03.2009 №196 «О порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий»;
  2. Для исключения конфликтных ситуаций и неконструктивного взаимоотношения обеспечить изучение сотрудниками всех подразделений ГУ МВД РФ по РО ст. 15 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ (полномочия членов ОНК);
  3. Довести до сведения соответствующих сотрудников, что принятие решения о наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению контроля членами ОНК, относится к компетенции начальника места принудительного содержания территориального органа МВД РФ. Исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ. В соответствии с ч. 2 этой же статьи решение о недопуске членов ОНК оформляется приказом или распоряжением начальника места принудительного содержания. Копия такого приказа или распоряжения передается члену ОНК по его просьбе или направляется в ОНК в течение двух рабочих дней;
  4. Провести служебную проверку по факту воспрепятствования осуществлению общественного контроля членами ОНК РО, в ходе которой установить:

- кем и по какому основанию принято решение об отказе в допуске членов ОНК РО в места принудительного содержания отдела МВД РФ по Аксайскому району для осуществлении общественного контроля;

- издавался ли приказ (распоряжение) начальником отдела МВД РФ по Аксайскому району об отказе в допуске членов ОНК РО. Если издавался – почему не предоставлена его копия по просьбе члена ОНК;

- при установлении нарушения действующего законодательства РФ – привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

  1. О результатах проверки сообщить в адрес ОНК РО.

Прокуратуре Ростовской области провести проверку (в том числе путем опроса Н. (контактный телефон указан), М. и П. отбывающих административный арест по решению Аксайского районного суда), в ходе которой установить:

  1. С какого времени Н. М. П. и другие 10 граждан находились в отделе МВД РФ по Аксайскому району;
  2. Обстоятельства, при которых Н. М. П. и другие 10 граждан оказались в отделе МВД РФ по Аксайскому району (явились ли они самостоятельно, были ли доставлены и т.п.)
  3. Являлось ли появление и нахождение Н. М. П. и других 10 граждан в отделе полиции добровольным;
  4. С какого времени Н. М. П. и другие 10 граждан зарегистрированы в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть отдела МВД РФ по Аксайскому району;
  5. В какое время на Н. М. П. и других 10 граждан составлен протокол об административном задержании;
  6. Обеспечивались ли Н. М. П. и другие 10 граждан питанием;
  7. В какое время Н. М. П. и другие 10 граждан получили возможность спать и в каких условиях;
  8. Присутствовал ли в отделе МВД РФ по Аксайскому району в ночь с 23 на 24 августа сотрудник прокуратуры Аксайского района, стало ли ему известно и когда о сахарном диабете у Н.;
  9. Заявлял ли Н. сотрудникам полиции о наличии у него сахарного диабета. Если да, то что предпринято сотрудниками для проверки степени заболевания для решения вопроса о возможности его содержания в специальном помещении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц». Что сделано сотрудниками полиции для исключения ухудшения его состояния вследствие нерегулярного приема пищи;
  10. В случае обнаружения в ходе прокурорской проверки нарушений действующего законодательства РФ – принять меры прокурорского реагирования в отношении виновных.

О результатах проверки прошу сообщить в адрес ОНК РО

Приложение: флеш-карта с видеозаписью разговора с Астаповым и аудиозаписью телефонного разговора с Соловьевым.

 

С уважением,

Заместитель председателя                                                           Ю.И. Блохин