Основные положения доклада Европейского комитета по предотвращению пыток о визите в Косово...

Основные положения доклада Европейского комитета по предотвращению пыток о визите в Косово с 15 по 22 апреля 2015 года

1814
https://efus.eu/en/policies/europe/council-of-europe/public/1694/

8 сентября 2016 года ЕКПП опубликовал доклад по своему последнему визиту в Косово.

Резюме

В ходе визита 2015 года, осуществленного на основании соглашения, подписанного в 2004 году между Советом Европы и Миссией ООН по делам временной администрации в Косово, делегация ЕКПП проверила меры, предпринятые соответствующими органами, по рекомендациям данным Комитетом после его визитов (в 2007 и 2010 годах). В этой связи особое внимание было уделено обращению и условиям содержания в полицейских участках и тюрьмах, а также больных, находящихся на принудительном психиатрическом лечении в Приштине.

На протяжении всего визита все стороны охотно сотрудничали с делегацией. Членов делегации быстро пропускали во все учреждения (включая и те, о посещении которых заранее не уведомляли), также им предоставили всю необходимую информацию и позволили разговаривать с заключенными наедине.

Полицейские участки

У членов делегации сложилось впечатление, что, по сравнению с 2010 годом, общая ситуация несколько улучшилась с точки зрения количества и серьезности заявлений о жестоком обращении в полиции. Тем не менее, делегация получила значительное количество заявлений от задержанных лиц о жестоком обращении со стороны сотрудников полиции. Большинство заявлений касается пощечин, ударов руками и ногами во время полицейского допроса, с целью получения признания, или в момент задержания. Комитет подчёркивает необходимость принять дополнительные решительные меры, в том числе и в рамках повышения квалификации, против жестокого обращения со стороны сотрудников полиции и рекомендует вновь напомнить, что все формы жестокого обращения являются неприемлемыми и станут предметом суровых санкций.

Что касается осуществления на практике основных гарантий защиты от жестокого обращения (право на уведомление родственника или другого третьего лица о факте задержания и право на доступ к адвокату и врачу), представляется, что ситуация улучшилась с последнего визита. Тем не менее, ряд задержанных лиц утверждали, что они были лишены возможности проконсультироваться с адвокатом, или первый раз встретились с адвокатом только после допроса в полиции.

Во многих полицейских участках, которые посетила делегация, были отмечены дальнейшие улучшения условий содержания. В частности, в Грачанице, Лепосавиче, южной части Митровици и Обиличе, камеры в полицейских участках были недавно построены или отремонтированы, и большинство недостатков, наблюдаемых во время предыдущих визитов в другие полицейские участки были устранены. Тем не менее, в полицейском участке в Пеже искусственное освещение в следственном изоляторе осталось крайне тусклым, а также в нескольких полицейских участках камеры не оборудованы системой вызова.

Тюрьмы

По сравнению с результатами визита 2010 года, представляется, что ситуация значительно улучшилась в большинстве учреждений в том, что касается обращения сотрудников с заключенными.

В частности, в тюрьме Дубравы, делегация не получила ни одного заявления о недавнем физическом насилии или чрезмерном применении силы сотрудниками учреждения. Кроме того, никаких жалоб не поступило в исправительном центре в Липляне и в местах лишения свободы в Митровице, Пеже и Приштине. Тем не менее, заявления о физическом насилии, а также об угрозе побоев со стороны сотрудников тюрем были получены в МПС в Гилане и в тюрьме строгого режима.

По сравнению с ситуацией 2010 года, представляется, что жестокое обращение не является серьезной проблемой в тюрьме в Дубраве, как и в других посещенных учреждениях. Тем не менее, Комитет выражает тревогу по поводу явного отсутствия прогресса в решении проблем коррупции и фаворитизма в тюрьме в Дубраве, несмотря на специальные рекомендации, сделанные Комитетом после его предыдущих двух визитов. На самом деле ситуация в этом учреждение далека от улучшения, представляется, что она наоборот ухудшилась, а делегация получила множество жалоб на коррупцию, которая затрагивает не только тюремный, но и медицинский персонал. Представляется, что за определенную сумму денег, заключенные могут получить контрабанду (например, мобильный телефон или наркотики) или преференциальный режим в отношении возможностей работы и семейных посещений, временный отпуск за пределами учреждения, медицинское лечение, усиленную охрану и т.д.

Кроме того, поступили заявления, что некоторые заключенные получают преференции благодаря личным или политическим связям. Вызывает обеспокоенность также повторные жалобы на коррупцию в центрах содержания под стражей в Пеже и в Приштине.

Материальные условия содержания очень сильно разнятся в разных учреждениях. В коррекционном центре в Липляне условия содержания заключенных остались в целом адекватными, улучшения наблюдаются в тюрьме в Дубраве и в центре содержания под стражей в Митровице.  ЕКПП приветствует существующие планы закрыть центры содержания под стражей в Гилани, Пеже и Приштине, где материальные условия оставляют желать лучшего.  Условия в тюрьме строго режима в общем и целом хорошие, само здание совершенно новое. Однако, в здании тюрьмы заложен структурный недостаток, который серьезно влияет на общие условия содержания. Большинство дворов для упражнений построены из белого бетона. Делегация получила множество жалоб о том, что ослепляющее отражение солнца от бетонных стен делает невозможным упражняться на открытом воздухе в летние месяцы даже в солнечных очках, а также жесткая поверхность двориков делает все виды физической активности, кроме ходьбы, травматичными.

Как и во время предыдущих визитов, у делегации сложилось в целом положительное впечатление об условиях содержания женщин и несовершеннолетних заключенных в коррекционном центре в Липляне. В тюрьме в Дубраве заключенные могут без ограничений передвигаться в пределах территории в течении дня, им также предоставляется 2-3 часа на физические упражнения на открытом воздухе. Около 350 заключенных имеют работу или вовлечены в другие виды деятельности. Кроме того, были созданы хорошо оборудованные мастерские, которые, однако, доступны лишь ограниченному числу заключенных.

Что касается центров содержания под стражей, ЕКПП рад отметить, что в Митровице количество заключенных, вовлеченных в работу увеличилась с последнего визита, а также были открыты две новых мастерских. Комитет также отмечает усилия руководства центров содержания под стражей в Гилане и Пеже по предоставлению заключенным возможности заниматься спортом, несмотря на инфраструктурные и другие сложности.

Что касается колонии строгого режима, то положительным моментом является то, что большинство заключенных могут проводить от шести до девяти часов в день вне камеры. Тем не менее, серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что подавляющее большинство заключенных не вовлечены ни в какую целенаправленную деятельность (такую, как работа, образование, профессиональное обучение или спорт).

Кроме того, в тюрьме в Дубраве, в колонии строгого режима, а также и в других учреждениях условия содержания подследственных в целом довольно плохие. Как и в 2010 году, кроме 2-3 часовой прогулки, большинство задержанных находятся в камере почти весь день, где практически ничего не могут делать, кроме просмотра телевизора, чтения и настольных игр.

ЕКПП отмечает, что тюремная медицинская помощь была передана из ведения Министерства юстиции в Министерство здравоохранения в июле 2013 г. В целом, делегация отметила ряд усовершенствований, касающихся медицинской помощи, оказываемой заключенным после визита 2010 года. Кроме того, бюджет на тюремное здравоохранение был значительно увеличен в последние годы.

Однако, в тюрьме в Дубраве и в Пеже, судя по всему, часто случаются перебои с поставками лекарств, включая препараты первой необходимости, такие как инсулин, так что заключенным приходилось самостоятельно приобретать их. Кроме того, ЕКПП серьёзно озабочен неадекватной психиатрической помощью, предоставляемой заключенным с психическими расстройствами в тюремной больнице в Дубраве. Признавая, что во всех посещенных учреждениях вновь прибывших заключенных, как правило, осматривали врач или медсестра в течении 24 часов после их поступления, Комитет выражает сожаление по поводу почти полного отсутствия реализации конкретных рекомендаций, данных по результатам предыдущих двух визитов.

В частности, за исключением тюрьмы в Дубраве и колонии строгого режима, во всех посещенных учреждениях до сих пор нет систематического медицинского осмотра по прибытии заключенного. Кроме того, медицинские осмотры и консультации часто проводятся в присутствии сотрудников пенитенциарных учреждений.

Кроме того, Комитет формулирует ряд конкретных рекомендаций в отношении других вопросов, относящемся к условиям содержания, таких как контакты заключенных с внешним миром, дисциплина и безопасность.

Судебно-психиатрическое учреждение при больнице в Приштине.

Делегация не получила никаких заявлений и не нашла каких-либо других признаков жестокого обращения со стороны персонала. Напротив, общая атмосфера в учреждение спокойная, и отношения между персоналом и пациентами хорошие.

Материальные условия в учреждение, которое было открыто в августе 2014 года, отличные во всех отношениях, а уровень персонала соответствует, занимаемым должностям.

Учреждение предоставляет как медикаментозное, так и психосоциальное лечение. Что касается согласия на лечение, Комитет подчеркивает, что помещение лица в психиатрическую больницу на недобровольной основе, не препятствует попыткам получения осознанного согласия на лечение. Каждый пациент должен быть проинформирован о назначаемом лечении, а также должен получить возможность отказаться или отозвать его / ее согласие на лечение или любого другого медицинского вмешательства. Любые отступления от этого фундаментального принципа должны быть основаны на законе и допустимы лишь в строго определенных исключительных обстоятельствах.

Средства ограничения свободы движения (изоляция и средства механического удерживания) применяются крайне редко. Однако, существуют только самые базовые руководящие принципы об изоляции, и вообще нет рекомендаций по использованию других ограничительных мер, кроме того не существует комплексной регистрации их использования. ЕКПП рекомендует разработать подробные рекомендации на основе критериев, изложенных в докладе.

Кроме того, Комитет выражает свои опасения по поводу того, что медицинский персонал в отделении В регулярно выполняет задачи, связанные с безопасностью, такие как обыски пациентов и камер, а также медицинские сотрудники, просят о помощи в обращении с пациентами охранников, хотя те не имеют соответствующей подготовки для этого.

Психиатрическая клиника при больнице в Приштине.

Делегация нанесла краткий визит в приемное отделение психиатрической клиники с тем, чтобы проверить правовые гарантии недобровольного помещения гражданских лиц в психиатрическую клинику. В этой связи, ЕКПП отмечает, что закон о несудебных процедурах содержит ряд важных гарантий. Однако, в ходе визита было выявлено, что данные правовые положения никогда не применялись на практике в клинике. Например, суды никогда не информировались о недобровольном помещении лица в учреждение. Другими словами, со времен первого визита ЕКПП в 2007 году, действующее законодательство так и остается пустым звуком. Комитет призывает соответствующие власти немедленно положить конец этому неприемлемому положению дел.

Источник: http://www.cpt.coe.int/documents/kosovo/2016-23-inf-eng.pdf