Кампания «Гражданин и полиция» успешно развивается в течение трех лет. Мы, при конструктивной помощи МВД, посещаем различные подразделения внутренних дел. В 2014 году кампания прошла в 20 субъектах России и был осуществлен мониторинг 568 объектов, в 2015 г. кампания проходила в 15 регионах и было охвачено 465 объектов. В текущем году кампания прошла в 33 субъектах и мониторингу было подвергнуто более 1300 объектов, включая 234 отдела полиции, 11 линейных отделов, 483 участковых уполномоченных полиции, 523 наряда дорожно-патрульн
За три года мы видим положительные изменения и укрепление конструктивных взаимоотношений между гражданами и полицией. Однако нам есть над чем работать, и мое сообщение будет посвящено тому, что и как мы предлагаем улучшить в ежедневной работе сотрудников внутренних дел, понимая как недостаточность финансирования, так и несовершенство законодательной базы.
Прежде всего, хочется отметить пятерку лидеров нашего положительного взаимодействия с подразделениями МВД - это: Красноярский и Краснодарские края, Москва, Ростовская и Свердловская области. Мы хотели бы качественного улучшения отношений с руководителями территориальных подразделений МВД в Башкирии, Дагестане и Санкт-Петербурге
Особо отмечаю сложности, выявленные в работе участковых уполномоченных полиции: это одно из самых важных звеньев МВД, но, к сожалению, самое низко мотивированное. Участковые постоянно привлекаются на все мероприятия по охране общественного порядка в ущерб основной деятельности, материально – бытовые условия их работы оставляют желать лучшего, отсюда большое количество вакантных мест и постоянная ротация кадров. Многие опорные пункты участковых в регионах не оборудованы элементами доступной среды, оргтехникой и элементарными удобствами, отсутствуют единообразные стенды с информацией для граждан. Мы рекомендуем возродить институт помощников участковых уполномоченных для снижения нагрузки на представителей подразделения, разработать единые информационные стенды для всех опорных пунктов и уделить особое внимание условиям труда участковых полиции.
Хочу отметить, что наблюдается положительная динамика в работе дежурных частей отделов полиции. Отношение сотрудников к гражданам меняется в лучшую сторону.
К сожалению, не растет количество отделов полиции, которые оснащены пандусами. Предлагаем поощрять практику установки внизу каждой парадной лестницы, ведущей в отделение полиции, кнопку вызова дежурного, причем на высоте, доступной для инвалида-колясоч
В случаях, когда это технически позволяют размеры помещения подразделения полиции, желательно оптимизировать расположение стендов и информации на нем, чтобы текст был достаточно крупным, освещенным, проход к стенду не загораживали двери, мебель, а информация не должна быть размещена в части помещения с ограниченным доступом (например, за турникетом). Информация на стендах должна быть проверена на актуальность, сгруппирована по темам для облегчения поиска, а раздел по заявлениям лучше выделить отдельно. Рекомендуется следить за тем, чтобы на официальном сайте МВД/УМВД/отдела и на стенде в отделе полиции была одинаковая информация о графике приема и сотрудниках отдела.
Рекомендуем всем отделам полиции разместить таблички с указанием Ф.И.О. и должности сотрудника полиции, осуществляющего личный приём граждан. Для удобства граждан эти таблички рекомендуем достаточно заметно выделить и разместить в самом удобном для обозрения месте.
Необходимо, чтобы у любого гражданина была возможность пройти в отдел полиции на основании того, что он гражданин, а также иметь беспрепятственны
Необходимо в каждом отдельном случае решить вопрос с посещением гражданами туалетов в отделах полиции. В случае возможности посещения в сопровождении сотрудником полиции, такую информацию имеет смысл отметить на информационном стенде. Также рекомендуется обратить внимание на чистоту в туалетах (пол, сантехника, стены), исправное состояние всех частей сантехники, наличие мыла, туалетной бумаги, полотенец (или сушилки).
Также, гражданскими активистами было рекомендовано применять в дежурных частях отделов полиции легко моющиеся матрасы и комплекты блюд быстрого приготовления для лиц, которые содержаться в помещении для задержанных свыше 3-х часов и в ночное время (по примеру работы отделов полиции г. Москвы), а также ввести по примеру Ростовской области, на основании приказа начальника ГУ МВД РФ по Ростовской области, журналы фиксации выдачи задержанным гражданам (содержащимся свыше трёх часов и в ночное время в помещениях для задержанных) постельных принадлежностей и белья, получения горячего питания.
В Чеченской республике наши партнеры обратили внимание на то, что в наиболее популярных торговых точках и общественных местах устанавливают плакаты с фотографиями и контактными данными участковых уполномоченных полиции, чтобы люди в случае чрезвычайного происшествия знали, к кому и по какому мобильному телефону позвонить. Подобная практика заслуживает широкого распространения.
Хотелось бы отметить продуктивное взаимодействие с Уполномоченными по правам человека в Санкт-Петербурге и Свердловской области, а также с членами общественных советов при ГУ МВД по Красноярскому краю и Управлении на транспорте МВД России по ЦФО. Такие плодотворные отношения надо развивать и в других субъектах России. В этой связи рекомендуем обращать внимание на кандидатуры в члены соответствующих общественных советов, которые положительно зарекомендовали себя при участии в кампании «Гражданин и полиция». До настоящего времени подобная практика не использовалась, и участие членов общественных советов при территориальных подразделениях МВД в кампании мониторинга полиции в большинстве регионов России было очень низким.
Отдельно мы направим подробный анализ, который проведен нашим партнером - Федерацией автомобилистов России. В частности, отмечаем рост профессионализма сотрудников ГИБДД, уменьшение затруднений, которые испытывают граждане при обращении в регистрационно-э
Хочется обратить внимание на проблемы с устаревшим автопарком патрульных автомобилей в регионах. Многие автомашины устарели как технически, так и морально, поскольку интенсивно используются 10-15 лет. Нужно приложить дополнительные усилия по обновлению автопарка.
В 2016 г. мониторинг показал заметное улучшение качества оказания государственных услуг по регистрации транспортных средств. Проблемы сохранились в тех МРЭО, где помещения арендуются. Например, в Ивановской обл. не выполняются требования, предусмотренные программой «Доступная среда» (отсутствует даже кнопка вызова, предназначенная для вызова сотрудников МРЭО к маломобильным гражданам).
Не все подразделения оборудованы системой электронной очереди, что приводит к неудобству граждан, а также усугубляет злоупотребления коммерческими организациями и частными лицами, навязывающими дополнительные платные услуги, например, услугу заполнения заявлений.
Заслуживает, на наш взгляд, одобрения опыт МРЭО №7 в Санкт-Петербурге
Также стоит отметить положительный опыт организации деятельности МРЭО в Ростовской области. По результатам мониторинга, участники кампании повсеместно отметили, что необходимо продумать возможность механизма размещения в здании МРЭО терминалов для оплаты государственных пошлин, что позволит повысить удобство граждан при получении государственных услуг.
Мониторинг «телефонов доверия» МВД в 2016 году показал, что нарушения требований по размещению номеров «телефонов доверия», выявленные в 2015 году, устранены. Выявленные в 2016 году нарушения носили локальный, несистемный характер и, в основном, исправлялись в кратчайшие сроки после выявления.
Выражаем особое удовлетворение сложившейся практикой взаимодействия участников кампании «Гражданин и полиция» с руководителями ГИБДД Московской, Ростовской и Свердловской областей. Выполнение формальностей в этих регионах сведено к минимуму. Например, было согласовано, что участники мониторинга вправе известить командиров подразделений о начале проверок непосредственно перед их началом. Участники мониторинга ощущали заинтересованнос
Как известно, на повестке дня стоит вопрос о профилактике насилия в семье, и в этой связи отмечаем появление информационных материалов о том, куда можно обратиться по данной проблеме в отделах полиции Екатеринбурга, Москвы и Сочи. В связи с этим предлагаем всем отделам полиции разместить в общедоступном месте:
1. Информационные стенды с указанием адресов, телефонов: ближайших кризисных центров для помощи пострадавшим от домашнего насилия; травмпунктов; общественных организаций в регионе, осуществляющих помощь; пунктов бесплатной юридической и психологической помощи - общероссийских телефонов доверия, и о приложении для мобильных телефонов Насилию.нет.
2. Информационные материалы для пострадавших: образцы заявлений, листовки о том, как обеспечить безопасность и получить помощь пострадавшим от домашнего насилия.
Со своей стороны, мы готовы предоставить как образцы информационных материалов, так и методические указания.
Также рекомендуем провести обучение личного состава по работе с обращающимися с заявлениями гражданами, пострадавшим от насилия в семье (повышение лояльности, разъяснение прав, быстрое реагирование на заявление и т.д.).
Чтобы получать регулярную информацию об удовлетворенност
Мы бы хотели охватить кампанией гораздо больше регионов, поэтому предлагаю членам Общественного Совета поддержать мое предложение сделать кампанию «Гражданин и полиция» постоянно действующим механизмом, согласовывая в рабочем порядке сроки и порядок ее проведения в каждом субъекте России. Этот механизм мы можем в штатном режиме отработать с сотрудниками центрального аппарата МВД.
С уважением,
Алексеева Л.М.
26 сентября 2016 г.