Краткие итоги кампании «Гражданин и полиция» за 2014-2016 гг. — выступление председателя...

Краткие итоги кампании «Гражданин и полиция» за 2014-2016 гг. — выступление председателя МХГ Л.М.Алексеевой на заседании Общественного совета при МВД

1686

Кампания «Гражданин и полиция» успешно развивается в течение трех лет. Мы, при конструктивной помощи МВД, посещаем различные подразделения внутренних дел. В 2014 году кампания прошла в 20 субъектах России и был осуществлен мониторинг 568 объектов, в 2015 г. кампания проходила в 15 регионах и было охвачено 465 объектов. В текущем году кампания прошла в 33 субъектах и мониторингу было подвергнуто более 1300 объектов, включая 234 отдела полиции, 11 линейных отделов, 483 участковых уполномоченных полиции, 523 наряда дорожно-патрульной службы, 44 регистрационно-экзаменационных отдела, 12 стационарных постов ГИБДД. За этими цифрами стоит самоотверженная работа около 200 волонтеров, которым иногда надо было ехать за несколько сотен километров, причем за свой счет. Поскольку основным критерием работы полиции является общественное мнение, то нашими активистами было опрошено около 2000 граждан о работе полиции. О ходе кампании только в 2016 году было сделано около 300 сообщений в прессе, на телевидении и в социальных сетях.

За три года мы видим положительные изменения и укрепление конструктивных взаимоотношений между гражданами и полицией. Однако нам есть над чем работать, и мое сообщение будет посвящено тому, что и как мы предлагаем улучшить в ежедневной работе сотрудников внутренних дел, понимая как недостаточность финансирования, так и несовершенство законодательной базы.

Прежде всего, хочется отметить пятерку лидеров нашего положительного взаимодействия с подразделениями МВД - это: Красноярский и Краснодарские края, Москва, Ростовская и Свердловская области. Мы хотели бы качественного улучшения отношений с руководителями территориальных подразделений МВД в Башкирии, Дагестане и Санкт-Петербурге.

Особо отмечаю сложности, выявленные в работе участковых уполномоченных полиции: это одно из самых важных звеньев МВД, но, к сожалению, самое низко мотивированное. Участковые постоянно привлекаются на все мероприятия по охране общественного порядка в ущерб основной деятельности, материально – бытовые условия их работы оставляют желать лучшего, отсюда большое количество вакантных мест и постоянная ротация кадров. Многие опорные пункты участковых в регионах не оборудованы элементами доступной среды, оргтехникой и элементарными удобствами, отсутствуют единообразные стенды с информацией для граждан. Мы рекомендуем возродить институт помощников участковых уполномоченных для снижения нагрузки на представителей подразделения, разработать единые информационные стенды для всех опорных пунктов и уделить особое внимание условиям труда участковых полиции.

Хочу отметить, что наблюдается положительная динамика в работе дежурных частей отделов полиции. Отношение сотрудников к гражданам меняется в лучшую сторону.

К сожалению, не растет количество отделов полиции, которые оснащены пандусами. Предлагаем поощрять практику установки внизу каждой парадной лестницы, ведущей в отделение полиции, кнопку вызова дежурного, причем на высоте, доступной для инвалида-колясочника, а также табличку, разъясняющую назначение этой кнопки. Отмечаем распространение подобного решения проблемы отсутствия пандусов в регистрационно-экзаменационных отделах ГИБДД, где сотрудник полиции выходит и принимает документы у маломобильных граждан, которые находятся в машине.

В случаях, когда это технически позволяют размеры помещения подразделения полиции, желательно оптимизировать расположение стендов и информации на нем, чтобы текст был достаточно крупным, освещенным, проход к стенду не загораживали двери, мебель, а информация не должна быть размещена в части помещения с ограниченным доступом (например, за турникетом). Информация на стендах должна быть проверена на актуальность, сгруппирована по темам для облегчения поиска, а раздел по заявлениям лучше выделить отдельно. Рекомендуется следить за тем, чтобы на официальном сайте МВД/УМВД/отдела и на стенде в отделе полиции была одинаковая информация о графике приема и сотрудниках отдела.

Рекомендуем всем отделам полиции разместить таблички с указанием Ф.И.О. и должности сотрудника полиции, осуществляющего личный приём граждан. Для удобства граждан эти таблички рекомендуем достаточно заметно выделить и разместить в самом удобном для обозрения месте.

Необходимо, чтобы у любого гражданина была возможность пройти в отдел полиции на основании того, что он гражданин, а также иметь беспрепятственный доступ ко всей информации, представленной в части помещения, предназначенной для ожидания граждан. Важно, чтобы гражданину не препятствовали в фиксировании информации, которая представлена на стендах, включая фотосъемку стенда.

Необходимо в каждом отдельном случае решить вопрос с посещением гражданами туалетов в отделах полиции. В случае возможности посещения в сопровождении сотрудником полиции, такую информацию имеет смысл отметить на информационном стенде. Также рекомендуется обратить внимание на чистоту в туалетах (пол, сантехника, стены), исправное состояние всех частей сантехники, наличие мыла, туалетной бумаги, полотенец (или сушилки).

Также, гражданскими активистами было рекомендовано применять в дежурных частях отделов полиции легко моющиеся матрасы и комплекты блюд быстрого приготовления для лиц, которые содержаться в помещении для задержанных свыше 3-х часов и в ночное время (по примеру работы отделов полиции г. Москвы), а также ввести по примеру Ростовской области, на основании приказа начальника ГУ МВД РФ по Ростовской области, журналы фиксации выдачи задержанным гражданам (содержащимся свыше трёх часов и в ночное время в помещениях для задержанных) постельных принадлежностей и белья, получения горячего питания.

В Чеченской республике наши партнеры обратили внимание на то, что в наиболее популярных торговых точках и общественных местах устанавливают плакаты с фотографиями и контактными данными участковых уполномоченных полиции, чтобы люди в случае чрезвычайного происшествия знали, к кому и по какому мобильному телефону позвонить. Подобная практика заслуживает широкого распространения.

Хотелось бы отметить продуктивное взаимодействие с Уполномоченными по правам человека в Санкт-Петербурге и Свердловской области, а также с членами общественных советов при ГУ МВД по Красноярскому краю и Управлении на транспорте МВД России по ЦФО. Такие плодотворные отношения надо развивать и в других субъектах России. В этой связи рекомендуем обращать внимание на кандидатуры в члены соответствующих общественных советов, которые положительно зарекомендовали себя при участии в кампании «Гражданин и полиция». До настоящего времени подобная практика не использовалась, и участие членов общественных советов при территориальных подразделениях МВД в кампании мониторинга полиции в большинстве регионов России было очень низким.

Отдельно мы направим подробный анализ, который проведен нашим партнером - Федерацией автомобилистов России. В частности, отмечаем рост профессионализма сотрудников ГИБДД, уменьшение затруднений, которые испытывают граждане при обращении в регистрационно-экзаменационные отделы ГИБДД, а также рост дисциплины и уровня взаимодействия. Вместе с тем, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что у большинства строений стационарных постов, не вошедших в Дислокацию (Приказ №439), не демонтирован дорожный знак 7.12 «Пост дорожно-патрульной службы», что вводит в заблуждение водителей о статусе строений. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не только функционируют посты, не вошедшие в Дислокацию, но под вывеской КПП ДПС работает полицейско-ветеринарный пост с не демонтированным знаком 7.12.

Хочется обратить внимание на проблемы с устаревшим автопарком патрульных автомобилей в регионах. Многие автомашины устарели как технически, так и морально, поскольку интенсивно используются 10-15 лет. Нужно приложить дополнительные усилия по обновлению автопарка.

В 2016 г. мониторинг показал заметное улучшение качества оказания государственных услуг по регистрации транспортных средств. Проблемы сохранились в тех МРЭО, где помещения арендуются. Например, в Ивановской обл. не выполняются требования, предусмотренные программой «Доступная среда» (отсутствует даже кнопка вызова, предназначенная для вызова сотрудников МРЭО к маломобильным гражданам).

Не все подразделения оборудованы системой электронной очереди, что приводит к неудобству граждан, а также усугубляет злоупотребления коммерческими организациями и частными лицами, навязывающими дополнительные платные услуги, например, услугу заполнения заявлений.

Заслуживает, на наш взгляд, одобрения опыт МРЭО №7 в Санкт-Петербурге. При наличии системы электронной записи (и в «живую» очередь «на сегодня», и на следующие дни с выбором даты и времени) здесь отказались от заполнения документов самими гражданами: документы заполняет сотрудник МРЭО. Это существенно сокращает срок подготовки документов к регистрационным действиям и вместе с тем исключает возможность навязывания услуг коммерсантами.

Также стоит отметить положительный опыт организации деятельности МРЭО в Ростовской области. По результатам мониторинга, участники кампании повсеместно отметили, что необходимо продумать возможность механизма размещения в здании МРЭО терминалов для оплаты государственных пошлин, что позволит повысить удобство граждан при получении государственных услуг.

Мониторинг «телефонов доверия» МВД в 2016 году показал, что нарушения требований по размещению номеров «телефонов доверия», выявленные в 2015 году, устранены. Выявленные в 2016 году нарушения носили локальный, несистемный характер и, в основном, исправлялись в кратчайшие сроки после выявления.

Выражаем особое удовлетворение сложившейся практикой взаимодействия участников кампании «Гражданин и полиция» с руководителями ГИБДД Московской, Ростовской и Свердловской областей. Выполнение формальностей в этих регионах сведено к минимуму. Например, было согласовано, что участники мониторинга вправе известить командиров подразделений о начале проверок непосредственно перед их началом. Участники мониторинга ощущали заинтересованность упомянутыми руководителей ГИБДД в результатах акции «Гражданин и полиция», как средстве, способствующему росту уровня работы службы.

Как известно, на повестке дня стоит вопрос о профилактике насилия в семье, и в этой связи отмечаем появление информационных материалов о том, куда можно обратиться по данной проблеме в отделах полиции Екатеринбурга, Москвы и Сочи. В связи с этим предлагаем всем отделам полиции разместить в общедоступном месте:

1. Информационные стенды с указанием адресов, телефонов: ближайших кризисных центров для помощи пострадавшим от домашнего насилия; травмпунктов; общественных организаций в регионе, осуществляющих помощь; пунктов бесплатной юридической и психологической помощи - общероссийских телефонов доверия, и о приложении для мобильных телефонов Насилию.нет.

2. Информационные материалы для пострадавших: образцы заявлений, листовки о том, как обеспечить безопасность и получить помощь пострадавшим от домашнего насилия.

Со своей стороны, мы готовы предоставить как образцы информационных материалов, так и методические указания.

Также рекомендуем провести обучение личного состава по работе с обращающимися с заявлениями гражданами, пострадавшим от насилия в семье (повышение лояльности, разъяснение прав, быстрое реагирование на заявление и т.д.).

Чтобы получать регулярную информацию об удовлетворенности гражданами работой сотрудников внутренних дел, предлагаем предоставить гражданам оценить по пятибалльной системе работу полиции. Например, после обращения граждан на «телефоны доверия» МВД и службы 112 и завершения разговора включается автоответчик, который предлагает нажать на телефоне цифры от одного до пяти. Подобный сервис уже реализован во многих коммерческих организациях и позволяет оперативно реагировать на оценку граждан.

Мы бы хотели охватить кампанией гораздо больше регионов, поэтому предлагаю членам Общественного Совета поддержать мое предложение сделать кампанию «Гражданин и полиция» постоянно действующим механизмом, согласовывая в рабочем порядке сроки и порядок ее проведения в каждом субъекте России. Этот механизм мы можем в штатном режиме отработать с сотрудниками центрального аппарата МВД.

С уважением,

Алексеева Л.М.

26 сентября 2016 г.