Работа четвертого состава ОНК Коми началась со скандала

Работа четвертого состава ОНК Коми началась со скандала

1684

Члены Общественной наблюдательной комиссии Коми третьего созыва не смогли 28 октября попасть в СИЗО Сыктывкара, хотя их полномочия заканчиваются 1 ноября 2016 года. Это произошло из-за того, что четвертый состав ОНК республики провел сегодня первое собрание. По закону, это означает, что полномочия предыдущего состава автоматически были прекращены. Но этот пункт противоречит другой норме о том, что срок полномочий составляет три года — до 1 ноября 2016 года.

 

Хронология событий

1 ноября 2013 года формально началась работа третьего состава ОНК Коми

20 ноября 2013 года членам ОНК выдали мандаты

2 декабря 2013 года региональная ОНК собралась на первое собрание, председателем был выбран Николай Збаражский

21 октября 2016 года был сформирован четвертый состав ОНК

28 октября 2016-го четвертый состав ОНК провел первое собрание, председателем был избран журналист Эдуард Бушуев

28 октября 2016-го сотрудники УФСИН (после собрания нового состава) не пустили членов ОНК третьего созыва в сыктывкарский СИЗО

 

28 октября в сыктывкарский СИЗО поехали трое членов ОНК Коми третьего созыва Игорь Сажин, Эрнест Мезак и Николай Дидюк.

— Мы приехали в СИЗО, позвонили в дверь, — рассказал Игорь Сажин. — Нам сказали, чтобы мы подождали сопровождающего. Я обрадовался, что нас впустят. К нам подошел странный мужчина, которому мы сказали, чтобы он проходил. А он отказался, встал сзади. Был в гражданской одежде. Потом вышли четыре работника СИЗО. Один из них спрашивал, что мы хотим. Эрнест сказал, что мы хотим пройти. Мы спросили мужчину, кто он. Он стал доставать удостоверение. Эрнест стал снимать видео на телефон, но мужчина попытался помешать съемке. Тогда Эрнест дернулся, и у мужчины выпало удостоверение. Этот человек сказал, что мы не можем войти, так как нас нет в списке ОНК. А Николай Дидюк показал удостоверение, которое действует до 1 ноября. Я сказал Николаю Дидюку написать акт о том, что нас не пустили. И напоследок сотрудник СИЗО сказал Эрнесту: «Если это видео появится у вас в блоге, то я напишу заявление...». В конечном итоге Дидюк составил акт, от них подписал помощник дежурного, который написал, что он не согласен.

 

 

По словам Игоря Сажина, у него были планы до 1 ноября посетить несколько учреждений УФСИН, но теперь он от них отказался.

 

 

Как рассказал юрист правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Александр Передрук, в федеральном законе «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» есть правовая коллизия, но она разрешима:

— Законом императивно установлен срок полномочий ОНК: он составляет три года (часть 11 статьи 10). И каждый член ОНК должен пользоваться своими полномочиями на протяжении всего срока — день в день. При этом частью 13 этой же статьи установлено, что полномочия ОНК прекращаются со дня первого заседания Общественной наблюдательной комиссии нового состава, а полномочия членов ОНК прекращаются в связи прекращением деятельности состава Общественной наблюдательной комиссии (часть 11 статьи 14). Вместе с тем норма части 12 статьи 10, регламентирующая порядок проведения и существо первого заседания нового состава ОНК, обязывает провести такое собрание не позднее 30 дней со дня, когда она была образована в правомочном составе, то есть в случае ОНК четвертого созыва — до 21 ноября. Учитывая, что срок полномочий предыдущей комиссии заканчивается 1 ноября, было бы не только логичным, но и абсолютно правовым решением провести заседание новой комиссии 1 ноября 2016 года.

Для аналогии можно взять избирательное законодательство и позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанную им в постановлении от 1 июля 2015 году N 18-П. Суд четко указал, что даже конституционно оправданное изменение даты очередных выборов, ведущее к сокращению фактического срока полномочий текущего созыва, может иметь место лишь в качестве исключительной, экстраординарной меры, не превращаясь в организационно-правовое обыкновение. Таким образом, нормы, позволяющие заранее прекращать полномочия членов ОНК предыдущего созыва, направлены на то, чтобы обеспечить баланс между интересами комиссий двух граничащих составов, например, когда день прекращения полномочий предыдущей ОНК совпадает с выходным или праздничным днем. Иное толкование закона, на мой взгляд, противоречит конституционно-правовому смыслу закона и нарушает права действующих членов ОНК, — отметил Александр Передрук.

В Общественной палате Коми «7x7» рассказали, что собрание нового состава прошло на их площадке 28 октября. Председателем четвертого состава ОНК Коми на собрании был выбран журналист телеканала «Юрган» Эдуард Бушуев, а его заместителями — Елена Щербина, Александр Россохин и Алевтина Патрушева. Следующее заседание запланировано на середину ноября.

В интервью агентству «БНК» в 2013 году Эдуард Бушуев признавался, что за несколько лет работы в программе «КРИК» (криминал и комментарии) успел завести обширные связи с силовиками. «7x7» публикует три первых вопроса и ответа.

Эдуард, наверняка за столько лет у «КРИКа» сложились самые тесные связи с правоохранительными органами. Конечно, это помогает в работе, но, вероятно, накладывает определенные обязательства?

— Правовая, точнее, криминальная тематика очень специфична. Сведения мы черпаем в основном из источников в силовых структурах и судах. И действительно обязаны быть предельно точными. С другой стороны, приходится ломать голову, чтобы перевести сухой процессуальный язык права на «человеческий», понятный всем зрителям. Кроме того, получая обширную информацию, не всегда можно изложить ее в полном объеме. И дело тут не в формате телевизионного сюжета, где за 2–3 минуты нужно раскрыть основную суть события или проблемы. Несвоевременная публикация рискует серьезно навредить следствию. Я и мои коллеги понимаем это и дозируем сведения, которые в конечном итоге попадают в эфир. Мы не делаем исключения даже ради сенсации. Такой взвешенный подход позволяет наладить с силовыми структурами нормальное, проверенное годами взаимодействие. Именно поэтому правоохранители предоставляют «КРИКу» эксклюзивную информацию и видеоматериалы.

Скажите, сотрудники «КРИКа» пользуются в своей частной жизни дружбой с силовиками?

— На самом деле, я лично не пользуюсь обширными связями в личных интересах. Если я буду просить помочь «по дружбе», то чем буду отличаться от «махровых коррупционеров», которых мы показываем в нашей программе? Да ничем! Вспомню, пожалуй, только один случай. Несколько лет назад мы опаздывали на съемки, водитель превысил скорость. Машину остановил сотрудник автоинспекции. Чтобы нас побыстрее оформили и отпустили, я объяснил милиционеру, что мы — из программы «КРИК» и очень торопимся. Я лично был удивлен, когда водителю сделали устное предупреждение и съемочная группа поехала дальше.

А вы никогда не хотели сменить профессию журналиста на профессию следователя, например?

— Безусловно, интересно проводить допросы, очные ставки, анализировать... В общем, «распутывать по ниточке» самые сложные уголовные дела и доказывать вину подозреваемого. Но я в этой профессии себя лично не вижу. К слову, есть жанр журналистского расследования, — когда есть возможность покопаться поглубже. В этом жанре труд репортера немного схож с работой следователя.

 

Максим Поляков, «7x7»

ИСТОЧНИК http://7x7-journal.ru/item/88493