Общественные наблюдательные комиссии действуют на основе Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Согласно ст.15 ФЗ-76, основными формами деятельности общественных наблюдательных комиссии являются:
1) посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;
2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
3) подготовка решений по результатам проведения общественного контроля. Решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер;
4) направление материалов по итогам осуществления общественного контроля Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации, общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации, общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в члены общественной наблюдательной комиссии, средства массовой информации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам;
5) взаимодействие по вопросам, относящимся к ее деятельности, с органами государственной власти Российской Федерации, государственными органами, не являющимися органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, средствами массовой информации, общественными наблюдательными комиссиями, образованными в других субъектах Российской Федерации, и иными субъектами
Членами ОНК РО третьего созыва за период 2013-2016 гг. более 1000 раз были посещены места принудительного содержания региона с целью осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека, по итогам всех посещений написаны и направлены в ведомства мотивированные заключения с рекомендациями по улучшению сложившейся ситуации. Обработано более 800 жалоб от заключенных и их родственников. Проведено более 120 рабочих встреч – совещаний с представителями правоохранительных органов и органов исполнительной власти и 19 обучающих семинаров - тренингов для кандидатов и членов ОНК.
В ходе общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС РО, члены ОНК РО выявили ряд проблемных моментов: качество оказания медицинской помощи, отсутствие достаточного количества рабочих мест, сложности связанные с паспортизацией, качество питания, перелимит в СИЗО и ИК, не всегда корректное отношение сотрудников учреждений к заключённым (человеческий фактор). Многие проблемные вопросы оперативно решаются руководством и сотрудниками УИС РО, но есть проблемы, которые не зависят от ГУ ФСИН РФ по РО.
Так одними из наиболее актуальных и требующих особого внимание являются проблемы, связанные с освобождением осужденных по УДО и замены не отбытой части наказания более мягким, освобождение из-под стражи тяжелобольных в соответствие с Постановлением Правительства №3 и №54.
Статистика по Ростовской области:
Освобождено по УДО, ИТР:
2011 - 1348 человек ИТР - 105;
2014 - 804 человека ИТР - 137;
2016 - 561 человека ИТР - 263.
Количество осужденных обратившихся с ходатайством об освобождении по УДО в суд:
2011 - 4942 человека ИТР - 730;
2014 - 2110 человек ИТР - 801;
2016 - 1995 человек ИТР - 690.
Из них количество осужденных освобожденных с положительной характеристикой:
2011 - 1898 человек;
2014 - 744 человека;
2016 - 497 человек.
Количество осужденных освобожденных с отрицательной характеристикой:
2011 - 138 человек;
2014 - 60 человек;
2016 - 67 человек.
Отказано в УДО:
2011 - 2668 человек;
2014 - 1306 человек;
2016 - 1055 человек. Основная причина отказов судами в УДО это, нестабильное поведение, за весь срок отбывания наказания; не погашенные взыскания; социальная справедливость не восстановлена, не возмещен материальный ущерб.
Количество спецконтингента пенсионного возраста, впервые оказавшиеся в местах лишения свободы: 2011 - 91 человек; 2014 - 84 человека; 2016 - 123 человека.
Количество спецконтингента пенсионного возраста впервые осужденных, обратившихся о переводе на УКП: 2011 - 0 человек; 2014 - 0 человек; 2016 - 1 человек (переведен на УКП).
Подано ходатайств на медицинское освидетельствование:
по постановлению №3: 2011 - 44 ходатайства; 2014 - 104 ходатайства; 2016 - 116 ходатайства,
по постановлению № 54: 2011 - 26 ходатайства; 2014 - 74 ходатайства; 2016 - 76 ходатайства.
Освобождено спецконтингента по постановлению Правительства РФ №3:
2011 - 2 человека; 2014 -7 человек; 2016 - 7 человек.
Освобождено спецконтингента по постановлению Правительства РФ № 54:
2011 - 66 человека; 2014 - 12 человек; 2016 - 12 человек.
Основные причины отказа: Отсутствие заболеваний, входящих в перечень тяжелых заболеваний, согласно постановлениям Правительства №3 и №54. Отсутствие или предоставление не в полном объеме медицинской документации о проведенных стационарных обследованиях и лечении.
Из данных статистики следует, что большая часть ходатайств по УДО и замене не отбытой части наказания более мягким, отклоняются судами (2016 – УДО 1055 отказов, ИТР - 427). Сокращается количество ходатайств по освобождению по УДО и замене не отбытой части наказания более мягким видом, т.к. многие заключенные, из-за постоянных судебных отказов не видят целесообразности в подаче ходатайств.
Освобождение по УДО и замена не отбытой части наказания более мягким видом, являются одними из самых коррупционных направлений и участие в качестве наблюдателей членов ОНК в заседаниях судов, проходящих в учреждениях ФСИН, позволит сделать этот процесс более публичным и значительно снизить количество необоснованных отказов. Судьям иногда проще отказать в удовлетворении ходатайства заключённого, чем удовлетворить его и быть обвинённым в коррупционных связях (в Ростовской области уже имеется положительный опыт участия членов ОНК РО в качестве наблюдателей в заседаниях суда по УДО и замене части не отбытого наказания более мягким видом наказания). Кроме того, существует очень тесная корреляция между уровнем рецидива и условно-досрочным освобождением. Чем меньше людей освобождается по УДО и замене не отбытой части наказания более мягким видом, тем выше рецидив. Люди ломаются психологически, теряя надежду на освобождение, теряют социальные связи с близкими, отучаются жить в обществе, теряют возможность работать. Для многих освободившихся из заключения, места в обществе просто не остается, и они возвращаются туда, где им все уже знакомо – в тюрьму. При этом преступления, которые они совершают, с каждым разом становятся все более тяжкими. Во многих регионах в СИЗО и ИК существует проблема с превышением установленного лимита содержания, что является грубым нарушением прав человека. Тратятся значительные бюджетные средства на этапирование спецконтингента в соседние регионы и, в то же, время судебные органы выбирают для обвиняемых и подозреваемых меру пресечения, связанную с нахождением под стражей, отказывают значительной части положительно, характеризующийся заключенным в УДО и замене части не отбытого наказания более мягким видом без наличия веских на то оснований.
Значительно сокращается количество заключенных, освобожденных в связи с наличием тяжелого заболевания по Постановлениям Правительства №3 и №54. Так, в 2016 по постановлению №3 было подано 116 ходатайств (удовлетворено 7), по №54 было подано 76 ходатайств (удовлетворено 12). С каждым годом количество заключенных с наличием тяжелых заболеваний, препятствующих отбытию наказания, растет, однако суды все реже удовлетворяют их ходатайства (даже при наличии необходимых медицинских заключений). Многие заключенные умирают, находясь в местах лишения свободы. И тем самым, на их содержание и оказание им медицинской помощи, тратятся значительные бюджетные средства.
Практически не реализуется право, заключенных на перевод их в колонию-поселение. В 2016 году, в Ростовской области только 1 заключенный, пенсионного возраста обратился и был переведен в колонию поселение.
В настоящее время, бюджетные расходы в расчете на 1 заключенного составляют почти полмиллиона рублей в год (в сутки примерно 1300-1500 рублей), а основная цель деятельности УИС - «исправление» - фактически не достигается, так как рецидив совершения преступлений доходит до 70%.
Членам региональных ОНК, необходимо уделять, данным проблемам повышенное внимание, так как от этого напрямую зависит не только ситуация в самих учреждениях ФСИН, но и дальнейшая ресоциализация заключенных, а значит уровень преступности и, как следствие, безопасность жизни в обществе в целом.
Для решения сложившихся проблем, необходимо системное и конструктивное взаимодействие членов ОНК с руководством правоохранительных органов, исполнительной власти, государственных правозащитных институтов и в соответствие со ст. 15 ФЗ-76, роль Уполномоченного по правам человека в этом очень важна!
На основании вышеизложенного просим Вас:
- Рассмотреть, вопрос о создании в аппарате УПЧ РФ отдела по работе с ОНК, который будет взаимодействовать с наблюдательными комиссиями, сотрудниками правоохранительных органов и органов исполнительной власти для повышения эффективности общественного контроля в целях содействия, реализуемой государственной политики в области обеспечения прав человека в МПС (согласно 76-ФЗ), а также направлять региональным ОНК жалобы и обращения заключённых и их родственников, поступившие в адрес УПЧ РФ, для посещения членами комиссий данных МПС и дальнейшей проверки доводов изложенных в жалобах.
- В рамках заседания экспертного совета при УПЧ РФ, провести рабочую встречу - совещание с представителями ОНК регионов (с участием представителей Генпрокуратуры, Следственного комитета, Верховного суда, ФСИН, МВД, Министерства здравоохранения) для обсуждения актуальных вопросов, связанных с освобождением заключенных по УДО и замене не отбытой части наказания более мягким видом, освобождением тяжелобольных заключенных по Постановлениям Правительства №3 и №54.
- По результатам рабочей встречи, обратится в региональные ОНК о необходимости проведения членами комиссий системного мониторинга (в учреждениях ФСИН) судебных заседаний и анализа судебных решений, по вышеперечисленным вопросам с ежеквартальными (ежегодными) докладами, по итогам мониторинга в аппарат УПЧ РФ.
Председатель ОНК РО Л.В. Петрашис