Материнство за решеткой

Материнство за решеткой

1798

29.01.2017 члены ОНК Красноярского края Котова Е.В., Слепуха В.А. посетили КП-48 п.Курдояки Нижнеингашского района Красноярского края.

Цель посещения КП-48 – беседа с осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей, по вопросу их дальнейшего нахождения в КП-48, проверка условий содержания в связи с вынесенными Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой края предписаниями о необоснованном содержании в КП-48 малолетних детей.

Осмотрены общежития отрядов №№ 1, 2, в которых проживают беременные женщины и женщины с детьми. Бытовые условия – хорошие. Жалоб на условия содержания не поступало.

Беседовали со всеми женщинами, имеющими детей и с беременными женщинами. По словам некоторых, после прокурорской проверки учреждения сотрудники различных органов и организаций (прокуратура, органы опеки, сотрудники ГУФСИН края) склоняют их к добровольной передаче детей родственникам, в случае отказа или невозможности устроить детей к родственникам – угрожают забрать детей в детские дома с помощью органов опеки.

Информация о том, что практически ко всем женщинам, имеющим детей, неправомерно применяются меры взыскания, с целью оказания давления, не подтвердилась. Женщины отрицают это, кроме того, это не подтверждается и предоставленной информацией администрацией КП-48 на каждую из осужденных. Из документов следует, что после сентября 2016г. из 26 осужденных женщин с детьми меры взыскания за нарушение порядка отбывания наказания применялись к пятерым. Из них к четверым налагалось водворение в штрафной изолятор, однако в силу ч. 7 ст. 117 УИК они в ШИЗО не переводились.

У беременных женщин за весь период содержания в КП-48 взысканий нет.

У некоторых осужденных сложилась ситуация, когда они имеют большой срок лишения свободы, срок УДО подойдет не ранее чем через 10 месяцев и больше, а родственников, которым можно было бы передать ребенка, нет.

После январского посещения КП-48 члены ОНК обсудили с ВРИО заместителя начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю А.Н. Луханиным потенциально возможные индивидуальные решения по каждой женщине и ребенку. Так, в 2017 году 16 % женщин с детьми будут освобождены по концу срока, около 50 % - могут быть освобождены условно-досрочно при поддержке администрации, примерно 13 % могут быть освобождены по ст.ст. 82 и 80 УК РФ при поддержке администрации, 14 % женщин могут быть переведены в ИК-22 (колония для содержания женщин, ранее отбывавших лишение свободы, в которой имеется Дом ребенка) либо передадут детей родственникам, 7 % детей переданы в детский дом.

Отмечаем, что при предыдущих посещениях КП-48, члены ОНК также не получали жалоб от женщин на плохие условия содержания. В отряде их проживания администрацией КП-48 создана (насколько возможно) домашняя обстановка, несколько лет назад женщинам заменили железные кровати на кровати ДСП, у каждого ребенка имеется детская кроватка, в своих комнатах женщины обустраивают быт по своему усмотрению. Дети обеспечиваются продуктами питания за счет средств ГУФСИН и КП-48.

Локальная территория отряда, в котором содержаться женщины с детьми, отгорожена от соседних отрядов сеткой-рабицей, согласно ПВР осужденным не разрешается находиться без разрешения администрации ИУ в общежитиях, в которых они не проживают (то есть отсутствует доступ осужденных мужчин в отряд к женщинам с детьми) . В связи с этим считаем, что краевая прокуратура необоснованно делает вывод о нарушении прав детей на безопасность и нормальное физическое и психическое развитие. По мнению членов Красноярской ОНК нормальным является проживание ребенка с матерью, а не в детском доме.

Кроме того, администрацией КП-48 на основании ст. 129 УИК разрешается осужденным проживать со своими семьями за пределами КП-48 в п. Курдояки, в частности летом 2016г. таких осужденных было двое, одна из которых женщина с ребенком.

По мнению членов ОНК, в Красноярском крае необходима колония-поселения для содержания женщин с малолетними детьми, как минимум потому, что имеются две женские колонии общего режима (ИК-50 и ИК-22). Содержащиеся в них женщины с детьми (беременные женщины) должны иметь равные права с другими женщинами по возможности перевода в колонию-поселения за хорошее поведение и положительное отношение к труду.

Кроме того, считаем, что неукоснительное исполнение прокурорского представления, без учета иных нормативных актов РФ, может повлечь нарушение прав осужденных женщин, поскольку оснований для отбирания у них детей, предусмотренных Семейным кодексом РФ, не имеется.

В целях устранения нарушений закона, выявленных Генеральной прокуратурой и прокуратурой Красноярского края, и реализации права ребенка на нахождение с матерью до 3-х летнего возраста, ОНК Красноярского края рекомендует:

1. освобождение данной категории женщин при поддержке администрации КП-48 по ст.80, 82 УК РФ или УДО;

2. передачу детей родственникам осужденных женщин только с их согласия (ч.2 ст. 100 УИК РФ) и в соответствии с Семейным кодексом РФ;

3. рассмотрение возможности перевода данной категории женщин в иные колонии-поселения ФСИН России;

4. рекомендуем ГУФСИН России по Красноярскому краю рассмотреть возможность обжалования представления прокуратуры в связи с тем, что ст. 100 УИК РФ не предусматривает обязательной организации дома матери и ребенка в исправительных учреждениях на примере апелляционного определения Свердловского областного суда от 22.006.2016г. по делу № 33А-10899/2016 (http://sudact.ru/regular/doc/gKdZMelNtBmn/).

5. в случае невозможности обжалования прокурорского представления, просим ГУФСИН России по Красноярскому краю рассмотреть возможность организации содержания осужденных женщин с детьми в иной колонии-поселения, расположенной ближе к крупным населенным пунктам, в частности на участке колонии-поселения в ИК-50 (п. Нижний Ингаш) или в КП-51 (п. Бельняки), так как там ранее располагалось отделение «Матери и ребенка».