Трутнев Сергей, эксперт проекта
Целью системы наказания является исправление граждан, вставших на путь нарушения закона.
Федеральной службе исполнения наказания часто пеняют, что она не занимается воспитанием лиц, преступивших закон. Поэтому де исправительная система становиться академией преступного мира. Представители ФСИН в ответ рассказывают о социальных лифтов, специальных отрядах и даже о самодеятельности
1. сделать труд осужденных максимально соответствующим нормам и принципам права. Все, что ставит под сомнение законность в организации труда должно быть искоренено.
2. нужно чтобы труд осужденного порождал опыт и навыки не только трудовой деятельности и социализации через труд. Для этого регулирование труда должно быть максимально соответствовать регулированию труда на свободе, организация труда осужденных должна включать механизмы самозащиты трудовых прав и интересов.
Невозможно ожидать положительного эффекта от трудовой деятельности в воспитательном процессе без построения механизма мотивации к труду. Раньше было достаточно того, чтобы участие в трудовой деятельности прямо влияло на возможность условно-досрочно
Необходимость перестройки принципов регулирования труда вытекает не только из интересов, осужденных, потерпевших от преступлений и общества в целом. Исправительные учреждения, которые вынуждены в условиях рынка находиться увеличивать эффективность производства, кровно заинтересованы в повышении эффективности труда работников. О том, что необходимо предпринимать меры к повышению заработной платы осужденных, занятых на производстве, говорят в частных беседах многие руководители производственных участков. В условиях невозможности свободно регулировать системы труда, в учреждениях часто изобретаются иные средства поощрения за достижение высокой производительнос
А все дополнительное — кафе, «санатории», дополнительные бани и души, должно служить средством реализации заработанных средств, источником дополнительных рабочих мест, и, главное, средством социального выделения и повышения статуса добросовестно работающих осужденных. Сама возможность купить вечер в кафе, меню, уединение, свободно и легально распорядиться дополнительными средствами стоит в колонии дороже, чем просто стоимость пакета приобретаемых продуктов.
Труд в колонии должен порождать «свободу». Деньги, отпуск и все остальное — ее выражение. Чем этого больше — тем будет больше воспитательный эффект. Но все пойдет прахом, если мы сохраним труд в сегодняшнем виде — в виде современной форме рабства. Такая оценка связана отнюдь не с самим принципом принудительности труда. Она связана с принципиальными и серьезными различиями в регулировании труда относительно «свободных» работников, с отсутствием эффективной защиты прав и интересов в сфере труда, с системными подправовыми схемами и недорегулированн
Система существует давно, она устойчива, к ней привыкли мы, привыкли сотрудники ФСИН, привыкли правоохранители и правоприменители
О необходимости совершенствовани
Определение труда осужденных как часть установленного приговором суда наказания, должно порождать применение правовых принципов регулирования наказания к отношениям в сфере труда осужденных. Однако применение принципов наказания к отношениям, возникающим в связи с привлечением к труду осужденных, не всегда соотносится и с практиками и с установленными правовыми нормами. Положения ст. 103 УИК РФ, предоставляющей право колонии трудоустраивать осужденных при наличии рабочих мест, входит в противоречие с принципами правового регулирования труда как наказания. Такая нормативная конструкция фактически означает, что часть наказания, назначается не приговором суда, а решением руководителя колонии.
Установленное приговором суда наказание автоматически изменяется в части труда по отношению к осужденным по признаку возраста: осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, несовершеннолетн
Ст. 17 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» предусматривает возможность предоставлять осужденных для работ в организациях иных организационно правовых форм. При этом возникает вопросов, относительно правового регулирования возникающих отношений, столько, что возникает ощущение, что отношения заемного труда во ФСИН существуют только благородя очень благожелательном
Недостаточная правовая проработка отношений приводят к тому, что исправительные учреждения используют пробелы и дефекты права, выстраивают такое локальное регулирование, которое приводит к системным нарушениям трудовых прав осужденных.
Как отмечалось выше, ст. 103 УИК РФ выделяет особую категорию осужденных, которые привлекаются к труду по трудовому законодательству
Остаются нерешенными ряд вопросов учета рабочего времени и начисления заработной платы. Правовая неопределенность в этих вопросах порождает системное, повсеместное нарушение права на справедливое вознаграждение за труд.
Осужденные, привлекаемые к труду в рамках повременной оплаты труда, получают заработную плату в размере МРОТ. В соответствии с ст. 316 ТК РФ за работу в особых климатических условия заработная плата увеличивается на специальный районный коэффициент. Начисление районных коэффициентов,остается спорным вопросом. Длительное время судебная практика не давала однозначного ответа на вопрос: должен ли начисляться районный коэффициент на заработную плату осужденного и как он должен начисляться? Обзором Верховного суда РФ практик рассмотрения судами, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного суда 26.02.14 (4), дано специальное разъяснение по вопросам начисления заработной платы осужденным. По мнению Верховного суда, правильной является практика тех судов, которые приходили к выводу о том, что у осужденных к лишению свободы отсутствует право на получение процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, поскольку труд осужденных к лишению свободы осуществляется не в рамках трудового договора и трудовые отношения, в том понимании, которое закреплено в ст. 20 ТК РФ, не возникают. Коллегия ВС РФ указала, что согласно ч.1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствие с законодательство
Но особенно плохо обстоят дела с правами осужденных на производственных участках колоний, где введен сдельный режим оплаты труда. Недорегулированн
Система сдельной оплаты труда заведомо создает условия для занижения заработной платы. При расчете заработной платы устанавливаются расценки за единицу нормы выработки исходя не из МРОТ, а исходя из оклада, установленного приказом ФСИН. Соответственно, колония изначально не предполагает возможность выплаты заработной платы в пределах МРОТ осужденным занятым на производственных участках.
В основании производимого занижения оплаты труда лежит Указание Минсоцзащиты РФ от 02.11.1992 N 1-94-У "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» (5). На основании п. 1.3 указанного нормативного акта, общий трудовой стаж включается фактически проработанное время при выполнении трудовых заданий и добросовестном отношении к труду. При систематическом уклонении и отказе (два и более раз в течение месяца) осужденного от выполнения трудовых заданий и/либо его отсутствии на рабочем месте в течение 3 часов подряд в смену соответствующий период времени (месяц или день) не включается в общий трудовой стаж. Данное положение толкуется руководством ФСИН, а часто и судами, как основание к оплате только того, времени, которое осужденный тратит на фактическое исполнение производственног
Однако, такое толкование является необоснованным и дискриминационны
Распорядок дня устанавливает время ввода и вывода отряда осужденных на работу. Это время фиксируется в табеле учета рабочего времени. Оплата только части этого времени, только на том основании, что время время фактического исполнения производственног
На производственных участках ИУ, определение процента выработки установленных норм, как правило, происходит путем деления нормированнного времени за все периоды работы за отчетный период на время, норму часов рабочего времени, что не соответствует правилам подсчета процента выработки. Нормативы по труду — регламентированн
При замене фактически затраченного времени в формуле подсчета процента выработки на норму часов рабочего времени, необходимо уменьшать нормативное время на периоды, когда осужденный не привлекается к труду по уважительной причине, например, на время простоев по вине работодателя, на время болезни осужденного. Вопрос об уменьшении нормы часов рабочего времени на время свиданий, на время не привлечения к работам в связи оперативно-режим
Проблема определения нормы часов времени усугубляется правовой неопределенность
В контексте проблем правового регулирования следует также упомянуть о серьезном ограничении возможности защиты осужденными прав и интересов в сфере труда, и даже о фактическом отсутствии средств эффективной правовой защиты у работающих осужденных.
В соответствии с УИК РФ осуждены серьезно ограничены в возможностях самостоятельной и коллективной защиты прав и интересов. У них нет права на отказ от работы, нет право на коллективные формы защиты. Государственный надзор вызывает серьезную критику. В случаях спорного правотолкования, государственный надзор, как правило, за редким исключением, занимает сторону ФСИН. Анализ судебной практики показывает, что суды также не обеспечивают возможности эффективной защиты трудовых прав. Судебные решения постановленные в пользу осужденного единичны в огромной массе рассмотренных дел, и, как правило, связаны с безусловными нарушениями. Осужденные не попадают под систему бесплатной юридической помощи, а уровень заработка заведомо не позволяет получить помощь адвоката за вознаграждение.
В упомянутом докладе коллегии Пермского краевого суда (1), указано: «Поскольку разрешение вопросов хозяйственной деятельности, нормирования и установления расценок не находится в компетенции суда, при рассмотрении требований о взыскании не начисленной заработной платы, дается оценка того, были ли выполнены осужденным (бригадой в состав которой он входит при бригадной форме работы) нормы времени, нормы выработки в зависимости от использованной системы оплаты труда. Таким образом, при разрешении конкретных дел, вопросы нормирования, экономического обоснования расценок и соответственно эквивалентности выполняемой работы ее оплате суд анализировать и учитывать возможности не имеет».
Не обязательность труда и не маленькая заработная плата, а фактический отказ государственных правозащитных институтов в обеспечении правопорядка и правосудия в сфере труда осужденных, на фоне свободы злоупотреблений в условиях правовой неопределенности
Решение этих и многих других правовых коллизий в сфере правового регулирования труда осужденных, существенно бы снизил напряжение в исправительной системе. К сожалению, на перечисленные вопросы не даются ответы. Нежелание видеть проблему — это самый простой и самый дешевый способ ее решения, однако от этого проблема не рассасывается сама собой.
Ссылки:
1. http://files.sud
2. http://www.garan