А.Бабушкин: Берлинский совет по вопросам исполнения наказания — орган по улучшению пенитенциарной...

А.Бабушкин: Берлинский совет по вопросам исполнения наказания — орган по улучшению пенитенциарной системы

994

Я уже писал о том, что в нояьбре прошлого года вместе с коллегми из Германии мы проводили конференцию по правам заключенных в Орле.
Немецкие коллегии обезали выслать нам материалы по общественному контролю за германскими тюрьмами.
Публикую на блоге поступивший от них материал.

Общество должно иметь возможность судить о том, как оно обходится с заключенными.
Берлинский совет по вопросам исполнения наказания ставит своей целью наблюдение за исполнением наказания и его улучшение.

Структура
Учреждения совета предусмотрены в cсоответствующих законах об исполнении наказания (федеральных и тех земельных, где они уже приняты). Они соответственно ответственны за какое-то одно тюремное учреждение. Берлинский совет по вопросам исполнения наказания отличается тем, что его деятельность охватывает интересы всех исправительных учреждений Берлина.
Берлинский исполнительный совет состоит из  представителей всех _Советов исполнительных учреждений  и членов различных институтов, чья деятельность связана с исполнением наказания (к примеру, из университетов, прессы и свободных организаций)

Цели и задачи:
Берлинский исполнительный совет располагает широким набором целей и задач. В первую очередь это улучшение ситуации с исполнением наказания в Берлине, в тех случаях, когда это необходимо и возможно. Берлинский исполнительный совет это своеобразный мост между исполнением наказания и общественностью.
Он пытается донести до тех, кто живет обычной жизнью, как выглядит мир в стенах тюремных учреждений. От чего зависит исполнение наказания,от чего зависит ресоциализация заключенного. БСИН работает как с заключенными, так и со служащими. Персоналу берлинский совет уделяет особое внимание, так как  что исполнение наказания зависит от хорошо мотивированных и неравнодушных сотрудников.
Другие темы, которыми занимается БСИН это: приведение в исполнение и избежание замены лишения свободы. (По этому вопросу мы составляли в 2011 году петицию в Бундестаг), значение и развитие открытого исполнения наказания, решение вопросов реполненности в местах лишения свободы (до 2010).
Кроме того, с 1999 года BVB совместно с объединением по делам заключенных Freiabos, а также уполномоченными по делам мигрантов проводит круглый стол для обсуждения вопросов, касающихся иностранных заключенных и заключенных-иммигрантов.
По теме досрочное увольнение BVB провела коллоквиум с участием судей, защитников и сотрудниками исправительных учреждений.

Берлинский исполнительный совет и Управление Сената по вопросам юстиции.
BVB работает и имеет доверительные отношения с Сенатом по вопросам юстиции. Это означает, что обе стороны принимают и ценят компетенции друг друга. Однако это не означает, что BVB никогда не подвергает критике то, что представляет Сенат. БСИН понимает, что его задача идти против течения, если это может помочь делу.

Правовая основа
Актуальные действующие правовые основы (на 2014 г.)
Берлинский совет по вопросам исполнения наказания является независимым органом, который занимается проблемами исполнения наказания.
Он состоит из 17-20 почетных членов, в числе которых председатель учредительного совета, а также представителей социальных институтов – профсоюзов и союзов работодателей, врачей, адвокатов, прессы, представителей благотворительных организаций и др., назначаемых Сенатом по вопросам юстиции.
Его задача - улучшение условий в пенитенциарных учреждениях Берлина и информирование общественности о ситуации в этих учреждениях. Совместно с учредительными советами, которые  должны быть доступны в качестве контактного лица для заключенных и персонала в соответствующих учреждения, BVB выступает своего рода Омбудсменом в пенитенциарной системе.
В настоящее время правовые основы опираются на параграфы 162-165 Федерального закона об исполнении наказания наряду с предписаниями (руководство, инструкции) земли Берлин, а также на правовые основы Советов учреждений и Берлинского совета по вопросам исполнения наказания. Тут возможны изменения, так как в 2015 году должен быть принят Закон об исполнении наказания земли Берлин. Он будет содержать предположительно аналогичные предписания для Советов и будет иметь инструкции.

Формирование Совета
(1)При исправительных учреждениях действуют специальные Советы
(2) Служащие исправительных учреждений не могут быть членами Советов
(3)Локальные  вопросы решаются в федеральных землях

Задача Советов
Члены Совета содействуют при выполнении исполнения наказания и при оказании  помощи заключенным. Они поддерживают руководителя исправительного учреждения, стимулируя и давая полезные замечания и помогают при реабилитации заключенных после освобождения.

Полномочия
(1) Члены совета могут в том числе выслушать пожелания, предложения и жалобы. Они могут проинструктировать о распределении (размещении), занятости, профессиональном образовании, медицинском уходе и лечении, а также осматривать учреждение и его организацию.
(2) Члены Совета могут также навещать заключенных  в их камерах. За разговорами и переписками не осуществляется надзор.

Обязательства по сохранению тайны
Члены БСИН обязуются не раскрывать вне своей службы любую информацию, касающихся заключенных. В случае нарушения этого правила они могут быть уволены.

Деятельность Берлинского Совета по вопросам исполнения наказания (БСИН)
Выборочно из мероприятий  после 1990
Заседания:
Ежемесячные заседания отчасти с представителями из учреждений, Управления Сената по вопросам юстиции, некоммерческих и профессиональных общественных организаций, представителями из числа заключенных по актуальным и постоянным темам, которые касаются исполнения наказания в Берлине (к примеру,  дефицит рабочих мест, предупреждение случаев суицида, преступники-секс, открытое исполнение наказания, как
Заседания, открытые для прессы с представителями партий ( 2002)
Регулярные встречи представительства BVB с руководителем отдела по уголовному исполнению наказания при Управлении Сената по вопросам юстиции.

Дополнительные мероприятия были и есть следующие:
·         Участие в конференциях по обновлению и реструктуризации исправительных учреждений Берлина в том числе и в рамках объединения Германии (1989-1990)
·         Инициатива по особо охраняемым тюремным камерам и СИЗО в берлинских тюрьмах (1991 и 1993/1994)
·         Отчеты Европейскому комитету по предотвращению пыток и ассоциации по предотвращению пыток (1991; 1993; 1994; 1996; [по вопросам содержания под стражей в ожидании депортации])
·         Комментарий на законопроект Федерального министерства юстиции о подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых (1997; 1999; 2004/05)
·         Комментарий на Закон Федерального министерства юстиции о подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых (2009)
·         Комментарий на законопроект Федерального министерства юстиции об исполнении наказания для несовершеннолетних (2004)
·         Общая служба в исправительных учреждениях (2009)
·         Социальная служба в исправительных учреждениях (2009)
·         Высказывание мнения по поводу чернового варианта законопроекта земельного Закона об исполнении наказания (2013)
·         Высказывание мнения по поводу законопроекта о защите данных заключенных Берлина (2010)
·         Предложение и петиция по теме замены лишения свободы другим видом наказания (май 2011)

Общественные мероприятия в URANIA и других местах по темам:
·         «Уголовное право и политика» с профессором доктором Петер-Алексисом Альбрехтом (Октябрь 1996)
·         Тюрьма как шанс – дискуссия в телецентре SFB (Февраль 2000)
·         Cколько штрафов может вынести правовое государство? Дискуссия с министром юстиции земли Саксония-Ангальт, госпожой К. Шуберт, сенатором юстиции В. Виланд (Октябрь 2001)
·         Преступники, жертвы, предотвращение - насколько целесообразны длительные тюремные заключения? – с сенатором юстиции Шуберт, членом Бундестага С. Каудер, судьей Федерального суда (в отставке) Д. Хорсткотте (Ноябрь 2003)

Открытое высказывание мнений и выступления для прессы:
·         Замена и обмен шприцев в мужских исправительных учреждениях (с 1994)
·         Мероприятие по теме необходимости Совета по вопросам заключения под стражу (1994-96)
·         Мероприятие по теме необходимости Совета по исполнению принудительного лечения (2012)
·         Мероприятия по открытому исполнению наказания ( общественная акция на Виттенбергплатц 1998)
·         Амбулаторное отделение для преступников, совершивших половое преступление (2004; 2005)
·         Устранение проблемы переполненности; приостановление исполнения наказания согласно (с 1999)

Позиция Берлинской палаты депутатов/юридического комитета по вопросу об электронных браслетах на ногах и по Закону об исполнении наказания в Берлине

Визиты и переговоры
·         Посещение нидерландских исправительных учреждений и встреча в Министерстве юстиции Нидерландов (2000 г.)
·         Круглый стол по проблеме иностранных заключенных- в сотрудничестве с объединением по заключенным «Freiabos» и уполномоченными по делам иностранцев в Берлине- заседания проходят каждые два месяца  с представителями всяческих организаций, чья деятельность связана с  исполнением уголовного наказания: институтами, объединениями, органами, посольствами (с 1999 г.)
·         Участие в экуменистическом церковном дне (2003)
·         Коллоквиум с членами Палаты общин Британии(2004), китайской делегации по исполнению наказания (2006) и соответствующей делегацией из Казахстана (2010)

Позиция Берлинского Совета по вопросам исполнения наказания.
БСИН также участвовал в разработке проекта земельного Закона об исполнении наказания. Этот закон- плод совместной работы нескольких земель. Он закладывает основу для берлинского Закона об исполнении наказания.

Открытое и закрытое исполнение наказания
Если подойти критически к проекту закона, то важно отметить, что в будущем открытое и закрытое исполнение наказания должно стать равноправными.  Вместо этого к нормированию гарантированного исполнения, Берлину следует подчеркнуть свой позитивный опыт с открытым исполнением наказания и иметь смелость вписать это в закон. Такая модель, когда каждому осужденному предоставляется шанс на получение места работы или учебы и, следовательно, безопасность его средств к существованию, квартиры должна стать примером для всей страны.   Открытое исполнение наказания осуществляет главную цель пенитенциарной системы – ресоциализацию, гораздо лучше, чем закрытое исполнение наказания. Поэтому было бы целесообразно и желательно внести уточнение, в котором бы нормировалось бы право заключенного на проверку того, пригоден ли он для открытого исполнения наказания.

Коммуникации: правила посещения, телекоммуникации, долгосрочный выход
Есть и другие предусмотренные правила, которые, как нам кажется, нуждается в улучшении. (Общая) минимальная продолжительность посещения должна составить два часа в месяц. Это в два раза больше, чем предусмотрено в нынешнем законе. (У детей в возрасте до 14 лет срок увеличивается еще на два часа). Однако, давайте вдумаемся, насколько это в самом деле мало, 2 часа в месяц, это при том, что сохранять социальные связи это очень важно для человека, и стоит учесть также и то, в каких условиях происходит визит в исправительном учреждении. Таким образом, минимальная продолжительность должна быть увеличена. Отрадно, что впервые долгосрочные визиты регулируется законом и больше не остаются в  «правовой тени».
Начальник тюрьмы может разрешить (после утверждения органом регулирования), другие формы связи. Следует иметь возможность использовать в настоящее время еще не распространенные формы общения. В их число должны входить использование электронной почты, электронное обучение, Интернет и Интранет. Эти формы общения являются открытыми. Эти формы общения являются такими же, как и телефонные звонки.
Долгосрочный выход (=отпуск) для осужденных на пожизненный срок может быть гарантирован по истечении пяти лет. Это было бы значительное улучшение ныне действующего законодательства, согласно которому минимальный срок отбывания для того, чтобы выйти в отпуск составляет десять лет. Однако стоит опасаться того, что Берлин не одобрит 5 лет. Опасения о том, что таким образом общество подвергается опасности не имеет под собой оснований. Каких-либо послабление является предоставление петлях положительное исполнение и передовые разработки процесса предварительно Задержанных. Его рассмотрение в отдельном случае всегда выполняется. Чем раньше будет иметь место внешняя ориентация, тем скорее депривация и изоляция в лишении свободы противодействует. Для опасений о безопасности населения нет оснований: вероятность нарушений при ослаблении наказания чрезвычайно низка.
Доктор Аннете Линкхорст

Общая исполнительная служба в пенитенциарной системе 
В эссе для журнала "Форум по исполнению наказания" я выразил свою точку зрения на тему "Общая служба исполнения наказания в пенитенциарной системе - историческое развитие, текущая ситуация и обсуждение реформ". Вывод моей работы заключался в том, что повышение удовлетворенности работой службы исполнения наказания является ключом к улучшению всей УФСИН. Здесь требуется работа политики и общества, СМИ, управления юстиции, руководства учреждений и других профессиональных групп, чья работа связана с пенитенциарной системой.

Социальная служба в исправительных учреждениях.
Другое эссе для того же журнала (форум исправительных учреждений 2009 г.) я посвятил теме "Социальное служение в пенитенциарных учреждениях - развитие, задачи, проблемы и дискуссии о реформах". В нем я дал оценку профессионализации данной профессии в течение последних десятилетий. Одновременно я уделил внимание значимости целенаправленного развития сферы социальной работы в тюрьмах. Этому могли бы поспособствовать правовые формы социальных служб в земельных законах о пенитенциарных учреждениях, адекватное оснащение, а также современные условия труда.
Д-р Флориан Кнауер, 2009

Лица, для которых лишение свободы было заменено на иной вид наказания.

Касательно петиции БСИН в Немецкий Бундестаг.
Берлинский совет по вопросам исполнения наказания с 2009 по 2011 год занимался проблемами 400-500 лиц, для которых лишение свободы было заменено другими видами наказания. Проблематичным в юридическом и исполнительном отношении является в частности следующее:
- они приговорены к денежному штрафу и тем не менее все равно отбывают лишение свободы;
- в любом случае из-за регулярных кратких периодов задержания никакое ресоциализационное лечение не может проводиться;
-лица, для которых лишение свободы было заменено на другой вид наказания всегда более обременительны для исправительных учреждений, чем рядовые заключенные, потому что часто (почти 80%) имеют физические и психические заболевания, а также, потому что из-за слишком короткого срока они не могут быть привлечены к исправительным работам и нуждаются во врачебном уходе и уходе социальных работников
- в основном содержание лиц, для которых лишение свободы заменяется другим видом наказания, является крайне дорогим. Около 8-14% заключенных (в мужской тюрьме) содержатся в камерах,  требующих больших затрат
- Замена лишения свободы другим видом наказания производится сравнительно очень как наказание за правонарушения против гражданско-правовых интересов, которые могли бы быть заменены гражданским, правовым, эффективным, а главное более дешевым способом.
В июле 2011 года после многочисленных обсуждений и дискуссий БСИН инициировал петицию в Комитет по петициям немецкого Бундестага, куда она прошла, как «Pet 4-17-07-450-036654. Однако безуспешно. Думается, что еще не пришло нужное время для понимания этой проблемы на политическом уровне. Если те или иные европейские страны, как, к примеру, Швеция имеют (рациональные), разумные инструменты регулирования вопросов, связанных с проблемами денежных штрафов и лишения свободы и иные цивилизованные пути приведения в исполнение замены лишения свободы, то это означает, что это функционирует, а значит должно быть также применено и в Германии.
Д-р Олаф Хайнсель, председатель БСИН, июнь 2014

Источник: an-babushkin.livejournal.com