Отчет о деятельности общественной наблюдательной комиссии Ростовской области за 2016 год

Отчет о деятельности общественной наблюдательной комиссии Ростовской области за 2016 год

178
1

Уполномоченному по правам человека в РФ

Т.Н. Москальковой

Отчет о деятельности общественной наблюдательной комиссии Ростовской области за 2016 год

Общественная наблюдательная комиссия Ростовской области (ОНК РО) осуществляет свою деятельность на постоянной основе в порядке, установленном Федеральным законом №76 от 10.06.2008г. в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

В составе ОНК Ростовской области в 2016 году (на сентябрь месяц) — 23 человека:

1       Петрашис Леонид Вальдемарович

Председатель ОНК

2       Блохин Юрий Иванович

Зам. председателя ОНК

3       Поликарпов Олег Николаевич

Зам. председателя ОНК

4       Адаменко Дарья Викторовна

5       Арсенов Владимир Алексеевич

6       Бобышев Михаил Викторович

7       Вилис Алексей Анатольевич

8       Гончаров Игорь Владимирович

9       Егурнев Александр Владимирович

10     Иванова Евгения Александровна

11     Катасонов Владимир Николаевич

12     Клименко Алексей Георгиевич

13     Мнацаганов Андрей Жоржович

14     Мостовая Ирина Ивановна

15     Никитин Егор Валерьевич

16     Пономарев Александр Владимирович

17     Попова Надежда Андреевна

18     Пупков Артем Валерьевич

19     Селезень Алексей Аликович

20     Смыкова Мария Игоревна

21     Сокуренко Олег Владимирович

22     Череватенко Валентина Ивановна

23     Чехов Сергей Владимирович

В состав Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области 3 созыва в 2016г. входило: 8 юристов (Блохин Ю.И. — к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин), 4 священнослужителя (2 православных и 2 протестантских), 2 психолога, 2 журналиста, 3 тренера-эксперта по осуществлению общественного контроля в МПС.

Председатель ОНК РО Петрашис Л.В. являлся членом экспертного совета и руководителем рабочей группы по ОНК при УПЧ РФ, является экспертом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, экспертом совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы «Российские ОНК — новое поколение».

Зам. председателя ОНК РО 3 созыва Блохин Ю.И. к.ю.н. является доцентом кафедры уголовно-правовых дисциплин, экспертом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, координатором по правовым вопросам совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы «Российские ОНК — новое поколение».

Член ОНК РО Селезень А.А. — членом Общественного совета при ГУ ФСИН РФ по РО.

Член ОНК РО 3 созыва Арсенов В.А. — членом Общественного совета при МО МВД России «Каменский».

Член ОНК РО Мнацаганов А.Ж. — членом Общественного совета при ГУ ФСИН РФ по РО.

Член ОНК РО 3 созыва Пупков А.В. — экспертом совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы «Российские ОНК — новое поколение» и администратором сайта проекта antipytki.ru, членом Общественного Совета при МУ МВД РФ «Волгодонское».

Работа ОНК РО 4 созыва с ноября 2016г.

В октябре 2016 г. была образована комиссия 4 созыва численностью 16 человек:

1       Петрашис Леонид Вальдемарович (Председатель)

2       Поликарпов Олег Николаевич (Зам.председателя)

3        Егурнев Александр Владимирович

4       Золотилова Елена Анатольевна

5       Клименко Алексей Георгиевич

6       Князев Дмитрий Анатольевич

7       Котов Захар Сергеевич

8       Мнацаганов Андрей Жоржович

9       Надтока Сергей Викторович

10     Вилис Алексей Анатольевич

11     Попова Надежда Андреевна

12     Селезень Алексей Аликович

13     Старых Кирилл Геннадьевич

14     Ходыкин Игорь Васильевич

15     Шелудько Андрей Юрьевич

16     Шорохов Юрий Александрович

В состав комиссии вошли представители Русской православной церкви (5 человек), юристы (6 человека в т.ч. С.В.Надтока – к.ю.н.), 2 психолога и др. Председателем ОНК РО был избран Л.В. Петрашис, заместителем председателя – О.Н. Поликарпов, ответственным секретарем комиссии – Ю.И. Блохин (протокол заседания комиссии №1 от 02.11.2016).

 

 Деятельность ОНК РО в 2016г.

В 2016г. члены ОНК РО 3 и 4 созыва 312 раз посетили места принудительного содержания РО (ГУ ФСИН РФ по РО, ГУ МВД РФ по РО, ФСБ по РО, Министерства образования) для осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека. По результатам посещений, членами комиссии в адрес руководства территориальных органов были предоставлены мотивированные отчеты — заключения, содержащие конкретные выводы и рекомендации.

На большинство заключений были получены ответы ведомств с указанием конкретных мер реагирования на указанные недостатки.

Наименование МПС МВД МПС ФСИН РФ по РО МПС ФСБ РО МПС Министерства образования РО
1 Кол-во посещений МПС 148 162 1 1
2 Количество мест принудительного содержания в субъекте Российской Федерации по ведомствам 132 19 1 1
3 ИЗ них подвергнуто проверке по вопросам соблюдения прав человека в отчетном периоде 102 19 1 1

В 2016 году членами ОНК РО было обработано 608 жалоб от осужденных/подозреваемых и их родственников.

В ходе работы двух общественных приемных в г. Ростове-на-Дону и г. Волгодонске членами ОНК РО было оказано 307 бесплатных правовых консультаций по вопросам уголовного законодательства, УДО и замене неотбытой части наказания более мягким видом, амнистии и др. Членами ОНК РО был проведен личный прием 253 лиц, находящихся в МПС РО.

В рамках акции «Гражданин и полиция» и нового этапа мониторинга «Повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам ЮФО через общественный контроль, просвещение, гласность, а также профилактику преступности», в 2016 гг. было проведено более 260 мероприятий по мониторингу работы сотрудников правоохранительных органов (ДПС, УУП, Дежурных частей отделов полиции, отделов МРЭО, 02, Отделов по вопросам миграции), проведен опрос населения о качестве работы полиции, а полученные результаты обобщены для дальнейшего их обсуждения с руководством Донского главка.

В 2016 году, членами ОНК РО был проведен мониторинг трудовых прав осужденных в 4 учреждениях УИС Ростовской области, в ходе которого было опрошено 40 осужденных по вопросам соблюдения их трудовых прав, а также обобщена вся полученная информация.

Членами ОНК РО в 2016 году было создано и тиражировано среди членов комиссий ЮФО\СКФО, правозащитников, сотрудников правоохранительных органов и исполнительных органов власти 6 методических пособий по осуществлению эффективного общественного контроля в МПС.

В 2016 гг. члены ОНК РО провели и приняли участие в 43 рабочих встречах-совещаниях, «круглых столах», общих собраниях комиссии с представителями правоохранительных органов, органов исполнительной власти, представителями Правительства и аппарата УПЧ РО, правозащитниками из регионов РФ.

Члены ОНК РО в 2016г. приняли участие в 18 семинарах-тренингах для сотрудников правоохранительных органов и правозащитников в регионах РФ, а также организовали и провели 10 обучающих мероприятий для сотрудников правоохранительных органов, правозащитников из ЮФО и СКФО, представителей аппарата УПЧ, Общественных палат и Общественных советов при территориальных органах для освещения актуальных вопросов в сфере соблюдения прав человека, минимизации конфликтных ситуаций при исполнении своих должностных обязанностей, повышения их правовой грамотности в сфере международного и национального законодательства, ознакомления с решениями ЕСПЧ, минимизации конфликтов.

Для всестороннего информирования общества об осуществлении общественного контроля в МПС РО, члены ОНК РО регулярно размещают материалы о своей деятельности в СМИ и сети Интернет.

С 01.01.2016 г. членами ОНК РО было размещено более 367 информационных и аналитических материалов о работе комиссии, заключений о посещениях МПС, рабочих встречах-совещаниях, актуальных интервью на сайте Российского проекта ОНК antipytki.ru, сайте Гражданское достоинство http://www.civildignity.ru/ru/, информационном портале vdnews.org и др. СМИ.

8 видеосюжетов о деятельности членов ОНК РО вышли в эфир ТРК «Волгодонский Вестник», телеканала Lifenews. Также, работа ОНК РО освещалось в ряде областных и федеральных СМИ.

Члены ОНК РО при поддержке руководства территориальных органов ГУ ФСИН РФ по РО и ГУ МВД РФ по РО сняли 6 методических фильмов по обучению общественному контролю за деятельностью сотрудников правоохранительных органов и формированию ОНК.

Проблемные вопросы в местах принудительного содержания региона, с которыми сталкиваются члены комиссии в процессе своей деятельности:

ГУ ФСИН России по Ростовской области:

— Проблемы, связанные с отношением некоторых сотрудников – «человеческий фактор».

— Случаи оказания медицинской помощи не надлежащего качества в ряде ИК и СИЗО.

— Случаи перелимита в некоторых учреждениях.

— Случаи необоснованных отказов в освобождении по Постановлениям Правительства Российской Федерации №3 и №54.

— Случаи необоснованных отказов судами в удовлетворении ходатайств об УДО и замене наказания более мягким его видом.

— Отсутствие необходимого количества рабочих мест в исправительных учреждениях.

— Сложности, иногда возникающие при этапирования (конвоирования) заключенных в учреждения федерального и муниципального здравоохранения для оказания необходимой мед.помощи.

— Имеющиеся материально – бытовые проблемы в некоторых учреждениях (помещения, требующие капитального ремонта, отсутствие вентиляции, надлежащего освещения и др.).

— Случаи предоставления питания спецконтингенту ненадлежащего качества в некоторых учреждениях.

— Проблемные вопросы в работе магазинов в некоторых учреждениях, связанных с централизацией поставок из ФГУП «Калужский».

— Сложности, в некоторых случаях возникающие при паспортизации и подтверждения гражданства спецконтингента.

ГУ МВД России по Ростовской области:

— Проблемы, связанные с отношением некоторых сотрудников – «человеческий фактор».

— Не соответствие действующему законодательству условий содержания в некоторых ИВС.

— Отсутствие фельдшеров в некоторых ИВС.

— Отсутствие ПДЗ и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции.

— Не соответствие требованиям действующего законодательства ПДЗ и помещений для работы с доставленными в ряде дежурных частей отделов полиции.

— Случаи не предоставления горячего питания и постельных принадлежностей лицам, содержащимся в дежурных частях отделов полиции свыше трех часов и в ночное время.

— Сложности, связанные с не всегда корректным ведением служебной документации.

— Отсутствие пандусов \ кнопок вызова дежурных сотрудников на входах в некоторых отделах полиции.

Проблемные вопросы в работе ОНК РО и предложения по их решению:

  1. Формирование ОНК

Процесс формирование комиссий Общественной палатой РФ, по мнению членов ОНК РО, является закрытым, излишне формализованным, не имеет  понятных критериев отбора, что, в конечном итоге, приводит к формированию нежизнеспособных и неэффективных комиссий.

Выборы в ОНК 43 субъектов в 2016 показали, что ряд наиболее активных и грамотных кандидатов, без объяснения причины со стороны Совета ОП РФ, не смогли попасть в составы комиссий (имея необходимый комплект документов), а общая численность членов ОНК сократилось практически в два раза.

К примеру, в Ростовской области действуют Главное управление ФСИН (19 учреждений), МВД (108 учреждений), есть места принудительного содержания Министерства обороны, ФСБ, Министерства образования, регион имеет большую протяженность, большое количество спецконтингента, приграничную территории, МПС располагаются на значительном удалении от городов. Для Ростовской области 16 членов комиссии это очень мало для осуществления эффективного общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС.

Членами ОНК РО подготовлено обращение к секретарю Общественной палаты РФ о необходимости увеличения состава комиссии в регионе до 33 человек в ходе планируемого в 2017 года дополнительного набора в ОНК.

Для изменения сложившейся ситуации целесообразно:

— Провести в кратчайшие сроки донабор в состав региональных комиссий (по соответствующему решению членов комиссий, учитывая рекомендации региональных ОП и УПЧ).

— Рассмотреть вопрос передачи полномочий по формированию региональных ОНК на совместно созданную комиссию, состоящую из представителей ОП РФ, УПЧ РФ и СПЧ РФ (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК из состава экспертного совета при УПЧ РФ).

— Рассмотреть вопрос об организации обязательного обучении кандидатов в региональные комиссии (совместные с действующими членами ОНК посещения МПС, обучающие семинары) для повышения их правовой грамотности и навыков осуществления общественного контроля.

— Оценивать эффективность действующих членов ОНК при формировании новых составов комиссии (кол-во посещений МПС, кол-во написанных заключений).

— В ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий, руководству общественной организации представлять по каждому рекомендованному кандидату досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека.

— Определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения Советом ОП РФ, предварительно согласовав с членами  комиссий.

— В случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, рекомендовать Совету ОП РФ направлять мотивированное письмо в адрес НКО (выдвинувшего кандидата в комиссию) о причинах отказа.

— Рассмотреть возможность создания совместной комиссии ОП РФ — УПЧ РФ — СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК.

— В рамках Совместного проекта Совета Европы и Уполномоченного по правам человека в РФ «Российские ОНК: новое поколение» предусмотреть систематическое участие представителей аппарата УПЧ РФ в работе команды проекта: планирование и  организация учебных мероприятий, обучение правозащитников и новых членов ОНК в регионах РФ с участием экспертов.

— Рассмотреть вопрос по созданию экспертного совета региональных ОНК, в который могли бы войти опытные члены комиссий. Формирование экспертного совета ОНК возложить лично на Уполномоченного по правам человека в РФ, секретаря ОП РФ при участии председателя и членов СПЧ РФ.

— Проводить регулярный мониторинг деятельности региональных ОНК с освещением реальной работы комиссии.

— Предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.

— Предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК от городских НКО.

— Исключить норму в законодательстве, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз подряд, и продлить срок полномочий членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

  1. Финансирование и материально-бытовое обеспечение деятельности комиссии

Общественные наблюдательные комиссии не являются юр.лицами, организациями, а члены ОНК в соответствие с п.3 ст.17 ФЗ-76 не имеют права получать вознаграждения за свою деятельность. По мнению членов ОНК РО, для обеспечения эффективной работы ОНК необходимы значительные финансовые затраты: аренда офиса, зарплата секретаря, интернет и связь, оплата проезда, обучающие мероприятия, издание методических материалов и др. Источником финансирования деятельности ОНК могут являться федеральные и региональные гранты (получаемые НКО, выдвинувших членов комиссий), добровольные пожертвования и личные средства членов комиссий.

Только целевое выделение средств на обеспечение деятельности эффективно работающих комиссий будет способствовать сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, и как следствие, повышению эффективности всей государственной политики в сфере исполнения наказания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной.
Отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий приведет к прекращению их эффективной работы, а, самое главное, выходу из комиссий наиболее активных членов ОНК.

Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно:

— Рекомендовать исполнительным органам власти в регионах оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – «круглых столов», семинаров, тренингов).

— Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получения финансовой поддержки в виде грантов от НКО, выдвинувших членов ОНК.

— Рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности региональных УПЧ эффективность их взаимодействия и помощи региональным ОНК.

— Рассмотреть возможность включения в конкурсную комиссию нового формируемого единого грантоператора представителей УПЧ РФ, СПЧ РФ, ОП РФ и правозащитных НКО (выдвинувших наиболее эффективных членов ОНК) для поддержки проектов, направленных на осуществления общественного контроля в МПС. Дополнительно рассмотреть возможность предоставления организациям, подающим заявки на получение грантов рекомендательных писем от эффективно работающих правозащитных НКО для поддержки проектов.

— При рассмотрении заявки оценивать эффективность работы региональных ОНК (в которые выдвинуты представители НКО – соискателя грантовой поддержки).

  1. Проблемные вопросы взаимодействия ОНК с органами исполнительной власти

По мнению членов ОНК РО, взаимодействие членов комиссии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами необходимо для эффективного осуществления общественного контроля в МПС.

В большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Конструктивное взаимодействие комиссий с представителями органов исполнительной власти очень важно, так как 90% заключенных после отбытия наказания остаются проживать в данном регионе, и от того, насколько эффективно был произведен процесс их исправления и последующая ресоциализация, зависит безопасность жизни в обществе.

Более тесное взаимодействие исполнительной власти и членов комиссии позволило бы повысить открытость и уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан к реализуемой государством политики в целом.

Для изменения сложившейся ситуации, целесообразно:

— Рекомендовать органам исполнительной власти включать членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов.

— Рекомендовать органам исполнительной власти выделять помещения для офиса ОНК из муниципального фонда на безвозмездной основе.

— Рекомендовать органам исполнительной власти выделять бюджетных средств на освещение деятельности ОНК в СМИ.

— Рекомендовать органам исполнительной власти включить в критерии оценки деятельности правоохранительных органов (Прокуратура, ФСИН, МВД, ФСБ, Минобразования, Минобороны) и администраций муниципальных образований – эффективность их взаимодействия с региональными ОНК и оказание им поддержки.

Для разрешения озвученных сложностей, возникающих в работе комиссии, а также при взаимодействии членов ОНК с представителями правоохранительных органов и органов исполнительной власти, предлагаем:

— Рассмотреть вопрос о создании отдела в аппарате УПЧ РФ по взаимодействию с ОНК, который будет заниматься координацией взаимодействия комиссий с сотрудниками правоохранительных органов и органов исполнительной власти для повышения эффективности общественного контроля в целях содействия реализуемой государственной политике в области обеспечения прав человека в МПС (согласно 76-ФЗ).

— Рассмотреть возможность включения в экспертный совет при УПЧ РФ активно и эффективно работающих членов региональных ОНК, а также создание в рамках экспертного совета постоянной комиссии по содействию государственной политике в сфере обеспечения прав человека в МПС и осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания.

 

С уважением,

Председатель ОНК РО                                                        Л.В.Петрашис

1 КОММЕНТАРИЙ