ФСИН рапортует о победе гуманизации. Отчету об успехах ведомства в 2016 году...

ФСИН рапортует о победе гуманизации. Отчету об успехах ведомства в 2016 году правозащитники поверить отказались

937

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) подвели итоги работы за 2016 год. Сообщается о сократившемся количестве жалоб от осужденных и их родственников, улучшении бытовых условий в камерах. Новые правила внутреннего распорядка расширили гарантии прав осужденных. Правозащитники такому резкому колебанию в сторону гуманизации пенитенциарной системы удивились. По их данным, реальных изменений гораздо меньше, чем остающихся проблем.

ФСИН рассказала о результатах начавшейся либерализации уголовно-исполнительной системы. Как отмечают в ведомстве, жизнь в камерах стала заметно лучше, что, судя по всему, и отразилось в уменьшении количества жалоб заключенных на непригодные условия жизни и нарушение прав.

В прошлом году, говорится в отчете, большое внимание уделялось улучшению бытовых условий зэков, решалась проблема переполненности камер и нехватки спальных мест: «Количество территориальных органов ФСИН, в СИЗО которых жилая площадь не соответствовала установленной норме, сократилось с 17 до 10».

За счет назначения судами альтернативных мер наказаний количество сидельцев «стало неуклонно сокращаться». На начало 2017-го в СИЗО насчитывалось около 107 тыс. граждан, а в тюрьмах и колониях порядка 523 тыс. «В прошлом году была достигнута самая низкая численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, в новейшей российской истории», – говорится в докладе ФСИН.

Были введены и новые правила внутреннего распорядка (ПВР) исправительных учреждений – заключенные получили больше прав. Например, в документе появилось положение, гарантирующее им свободу совести. «Значительное внимание уделено реализации конституционного права осужденных на обращение в органы государственной власти», – указывается в отчете.

Как уже писала «НГ» (07.03.17), президентский Совет по правам человека (СПЧ) добивается еще более серьезной корректировки внутреннего регламента учреждений ФСИН. По словам члена СПЧ, председателя «Комитета за гражданские права» Андрея Бабушкина, в нынешнем документе все равно много жестких или даже издевательских правил, он допускает назначение взысканий за любую провинность.

Между тем ФСИН в своем отчете высоко оценила достижения тюремной медицины. Например, в целом снижение смертности от заболеваний составило 12%. «От туберкулеза – на 54%, от ВИЧ-инфекции – на 7%, от сердечных заболеваний – на 2%, от онкологических заболеваний – на 13%», – говорится в документе. Количество же суицидов сократилось на 13%.

Руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев считает, что статистике ФСИН верить не стоит. Он настаивает, что состояние тюремной медицины близко к катастрофическому – нет необходимых лекарств, не хватает врачей. Также, по его словам, уровень насилия в тюрьмах растет, количество жалоб не снижается. Что же касается деятельности Общественных наблюдательных комиссий (ОНК), то система к ним уже адаптировалась.

В ведомстве, кстати, также не нашли существенных проблем в сфере образования и трудоустройства заключенных. «За прошедший год организовано 559 новых производств и таким образом дополнительно трудоустроено свыше 5,5 тыс. человек. Всего привлекались к оплачиваемому труду около 183 тыс. осужденных, или 40% от среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду», – утверждается в отчете.

По мнению руководителя проекта «Gulagu.net» Владимира Осечкина, доклад ФСИН нельзя воспринимать всерьез – несмотря на красивую картинку, которую нарисовали в ведомстве, в реальной жизни следы гуманизации пенитенциарной системы практически не разглядеть.

Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев обратил внимание, что в докладе отсутствует главное – нет ни слова о пытках, жестоком обращении, насилии и коррупции, на что постоянно обращают внимание правозащитники. При этом ФСИН сообщила о «плодотворной работе с институтами гражданского общества». По мнению Борщева, это звучит издевательски – «на практике независимых правозащитников и близко не подпускают к тюрьмам, а их предложения игнорируются».

В отчете есть и такое сообщение: «В настоящее время в 81 субъекте РФ функционируют ОНК с общей численностью членов более 1 тыс. человек». Ведомство отметило, что его представители не вмешиваются в работу наблюдателей. Борщев, в свою очередь, заявил «НГ» об уничтожении общественного контроля. «Создается имитация, люди, вошедшие в ОНК, не имеют опыта правозащитной деятельности и не могут противостоять сотрудникам уголовно-исполнительной системы».

Что же касается улучшения бытовых условий, то член СПЧ Илья Шаблинский поделился с «НГ» примером из личного опыта. Он напомнил, что уже несколько лет назад во внутреннем регламенте ФСИН было записано правило – в туалетах колоний между унитазами должны быть перегородки. Норма выполнена лишь в некоторых учреждениях, так что правозащитники до сих пор пишут жалобы на те колонии, где «туалетами служат обычные дырки в полу».