Что читают и как проводят время арестованные крупные российские чиновники

Что читают и как проводят время арестованные крупные российские чиновники

1291
Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»

В начале недели суд отправил под арест экс-главу Удмуртии Александра Соловьева, обвиняемого по коррупционному делу. Теперь он заключенный одного из московских изоляторов, где уже ждут своей участи несколько бывших губернаторов. Как арест мотивирует бывших российских чиновников перечитывать классику, заниматься йогой и осваивать новые кулинарные рецепты — в материале «Ленты.ру».

Утром 4 апреля стало известно, что в отношении теперь уже бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева возбуждено дело по подозрению в получении взяток на 140 миллионов рублей. Следователи полагают, что незаконное вознаграждение чиновник получил от представителей организаций, занятых на строительстве мостов через реки Кама и Буй. 66-летнего Соловьева задержали в его собственном доме в Ижевске, доставили в Москву в наручниках и с черным мешком на голове, писали СМИ.

Вечером — уже после указа об отставке в связи с утратой доверия и назначения врио — суд решил отправить Александра Соловьева под арест. Просьбы о смягчении меры пресечения остались неуслышанными.

Бывший руководитель Удмуртии пробудет в изоляторе до начала июня, а может, и дольше — если суд продлит срок содержания под стражей. Высокопоставленных чиновников, попавших в уголовные сводки, как правило, отправляют в СИЗО «Лефортово» или «Матросскую Тишину», где ожидают суда герои похожих историй.

Петь мантры с исламистами

Бывший глава Коми Вячеслав Гайзер находится в столичном «Лефортово» уже полтора года. Следствие завершено, так что экс-глава республики дожидается суда. С Гайзера сняли обвинение в даче взятки, однако едва ли это сильно изменит ситуацию: ему предъявлены обвинения в организации и участии в преступном сообществе, мошенничестве, а также легализации незаконно полученных денег и имущества. По оценкам следствия, ущерб от действий высокопоставленного чиновника и его восемнадцати подельников превышает миллиард рублей.

Бывший глава Коми соседствует в камере вовсе не с предполагаемыми сообщниками. «Непонятно, почему Гайзера всегда селят в камерах с радикальными исламистами», — жаловался его адвокат Вячеслав Леонтьев. Несмотря на это Гайзер держится молодцом, утверждал его защитник. Тюремную еду оценивает как вполне съедобную, планировал освоить йогу и петь мантры, особенно когда телевизора в камере не было.

Телевизор появился через год после ареста. Смотрит Гайзер в основном новости, в остальное время читает — и художественную литературу, и газеты. Экс-чиновника, правда, расстраивали материалы о его жизни в изоляторе. «Например, что стал в тюрьме религиозным, — говорил его адвокат. — Но Вячеслав Михайлович всегда был верующим, по воскресеньям на службу ходил. Это не то что, знаете, попадают за решетку — сразу купола и прочее».

Измучился без «Доширака» и невесты

Еще один постоялец «Лефортово» — экс-губернатор Кировской области Никита Белых, обвиняемый в получении взяток. Пока его бывшие подчиненные продолжают политическую карьеру на Украине, он ожидает суда в изоляторе. Одним судом дело может не ограничиться: в марте СКР завел на него еще одно дело.

Кировский губернатор был задержан с поличным в июне прошлого года: его застали в московском ресторане на Новом Арбате при получении 150 тысяч евро. Следователи считают, что в период с 2012 по 2016 год руководитель региона получил в общей сложности 600 тысяч евро за покровительство местным предпринимателям.

Быт столичного СИЗО поначалу не вызывал у Белых больших нареканий. «Вообще я как губернатор за 7,5 лет посетил много лагерей у себя в регионе. И я вам так скажу: ни в какое сравнение с "Лефортово" они не идут. Не зря его называют идеальным изолятором», — говорил он через пару месяцев после задержания. Сетовал арестант только на сложности со стиркой.

Сейчас настрой у Белых уже не такой боевой. Состояние его здоровья ухудшилось, не способствует хорошему самочувствию и резкий набор веса: по словам адвоката, его подзащитный набрал 20 килограммов. В конце марта на заседание суда он пришел, опираясь на трость. За два месяца до этого бывшего чиновника перевели в больницу «Матросской Тишины». По возвращении в «Лефортово» Белых жаловался, что День защитника Отечества он встречал в одиночестве, без телевизора, холодильника и запасов провизии: «Я остался даже без элементарного "Доширака"». Однако больше всего его расстраивает, что следователи до сих пор не разрешили ему жениться в СИЗО на 30-летней поэтессе Екатерине Рейферт.

«Я уже измучился, и невеста измучилась», — признавался бывший чиновник. В этом плане больше повезло обвиняемому в мошенничестве бизнесмену Сергею Полонскому: в июне он расписался с Ольгой Дерипаско в «Матросской Тишине».

На турник после Достоевского

Александр Хорошавин, руководивший Сахалинской областью восемь лет, до начала суда успел побывать и в «Лефортово», и в «Матросской Тишине». С февраля он содержится под стражей в СИЗО Южно-Сахалинска.

Хорошавин был задержан по подозрению в получении взяток в марте 2015-го. Экс-губернатору и еще трем фигурантам дела — его заму, советнику и бывшему главе Минсельхоза региона — предъявлены обвинения в получении взяток и отмывании денег. Общая сумма полученных в 2009-2015 годах взяток, по данным следователей, превысила 522 миллиона рублей. При обысках у Хорошавина было найдено вдвое больше денег, причем наличными, а также более 800 единиц ювелирных изделий. До сих пор припоминают экс-губернатору шариковую ручку ценой в десятки миллионов рублей. «Где ручка за 36 миллионов рублей?» — возмущался он на заседании суда в марте, требуя предъявить доказательства.

На жизнь как в московских, так и в сахалинских изоляторах экс-губернатор особенно не жаловался. По словам его адвоката Ольги Артюховой, Хорошавин много читает — выписывает прессу, перечитывает классику, в том числе Достоевского. Из телевизионных передач его интересуют новости и спортивные передачи. Спорт — отдельная история: Хорошавин исправно делает зарядку, отмечала его защитница. Переехав в СИЗО Южно-Сахалинска, бывший чиновник пожаловался на отсутствие снарядов и попросил руководство изолятора установить во дворе турник.

Во времена губернаторства в распоряжении Александра Хорошавина был целый тренажерный зал на территории его резиденции, которую теперь превратили в базу отдыха и открыли для туристов.

Новогоднее меню с электрочайником

В «Матросской Тишине» остается другой дальневосточный чиновник — отстраненный от должности мэра Владивостока Игорь Пушкарев, обвиняемый в злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе. По версии следователей, в период с 2009 по 2014 год он содействовал покупке стройматериалов по завышенным ценам компанией «Дороги Владивостока» и заработал на этом 160 миллионов рублей.

В домашнем аресте Пушкареву отказали, но и в СИЗО он, судя по его рассказам о тюремном быте, не унывает. «Электронный чайник позволяет творить чудеса — мы готовим разнообразные блюда и обдумываем новогоднее меню», — рассказывал он в декабре.

Мэр столицы Приморья ведет страницу во «ВКонтакте»: советует подписчикам почитать роман о «Матросской Тишине», комментирует происходящие во Владивостоке события и даже поздравляет женщин с 8 Марта.

Один из высокопоставленных чиновников, избежавших СИЗО, — бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев, обвиняемый в получении взятки в два миллиона долларов. С ноября он находится под домашним арестом. Время в четырех стенах отставной министр коротает за написанием научных статей, рассказывал его адвокат. Продолжает ли Улюкаев стихотворное творчество — неизвестно.