Заключенный рассказал о пытках в тагильской ИК-5. ГУФСИН: «Это похоже на месть»

Заключенный рассказал о пытках в тагильской ИК-5. ГУФСИН: «Это похоже на месть»

1366

Заключенный ИК-26 Тавды Фарух Бердиев рассказал правозащитникам, что несколько лет подвергался пыткам и поборам со стороны сотрудников нижнетагильской ИК-5, где отбывал часть наказания. Об этом сообщает издание «Между строк».

Осужденный пообщался с членами ОНК, которые навестили его в тавдинской колонии. Он рассказал, что в ИК-5 действует система пыток и вымогательств. По его словам, с самого прибытия в колонию сотрудники администрации раздели его догола, поставили на растяжку и стали избивать и пытать.

По словам Бердиева, самый жестокий случай с ним произошёл в ноябре 2016 года после попытки пожаловаться в ОНК. Тогда, как утверждает осужденный, его поместили в ШИЗО за отказ переводить деньги на банковские счета заключенных, сотрудничающих с руководством колонии.

«Я услышал, что где-то в колонии представители ОНК. Я начал кричать, звать на помощь. Сотрудники долго не хотели открывать дверь, потому что на мне были синяки. Но все-таки открыли, и я обо всем рассказал. Уже со следующего дня меня начали бить еще сильнее, — говорит Фарух Бердиев. — 3 ноября меня вывели на прогулочный дворик, поставили у стены, ноги расставили, на голову надели мешок, обвязали скотчем и понесли куда-то. Я услышал: „К бачку неси“. Головой меня засунули в бачок с водой, я начал сопротивляться, потому что не мог дышать. Бачок перевернулся. С меня штаны сняли, еще сильнее закрутили веревкой и скотчем. Пакет на голове крепче обвязали тонкой веревкой. Держали меня животом на земле, на голову лили водой. На камеру заставляли меня плохие вещи про себя говорить. Потом перевернули меня. Дышать я не мог, потерял сознание. Очнулся, стою у стены во дворике. Сотрудники поставили передо мной бумаги с какими-то статьями, заставили расписываться. Я трясусь, плохо соображаю, попросил дать время. Мне дали отмыться от крови, отвели в камеру, там я взял лезвие и вскрыл себе живот».

Увидев это, сотрудники колонии, по словам Бердиева, завели его в медсанчасть, где зашили по живому, даже не дав обезболивающего.

Через несколько дней после этого инцидента в ИК-5 приехал врио регионального ГУФСИН Сергей Патронов, но Бердиев побоялся жаловаться ему, поскольку уже «не мог доверять людям в погонах».

«Перед „свиданками“ они обязательно всех предупреждают: если расскажешь, что здесь происходит, мы всё покажем, потом с тобой никто общаться не будет. Зэки боялись. На „свиданке“ я сообщил об этом родственникам. Они писали об этом в прокуратуру. Потом сотрудники администрации заставляли меня писать отказ — что со мной все нормально. Потом меня вывели на промзону работать и каждый месяц заставляли писать отказ от зарплаты, даже не знаю, сколько зарплата была… В 2011-м году [один из осужденных] Миша Носков подошел ко мне и начал плакать, говорить: „Меня заставляют работать на сотрудников, в карантине зэков избивать. Если я не пойду, они мне сказали, что меня повесят или порежут, а напишут, что я сам себя убил“. Через неделю его перевели в другой отряд, оттуда его вынесли уже мертвым, я слышал, что он себе шею порезал».

Бердиев, по его словам, опасается за свою жизнь. Он назвал ряд фамилий сотрудников ИК-5, которых просил винить в его смерти, если с ним вдруг что-то случится. Он подчеркнул, что не является суицидником, а живот себе порезал лишь для того, чтобы прекратить издевательства.

Официальный представитель ГУФСИН по Свердловской области Александр Левченко сообщил Znak.com, что по данному факту будет проведена внутренняя проверка. Кроме того, проверку проведет и Следственный комитет. «Уже установлено, что травмы живота Бердиев себе не наносил, этого нет в его медкарте. Что касается остальных его заявлений, все они будут проверены. Я хочу отметить, что видео распространяют те же люди, называющие себя правозащитниками, которые уже однажды за клевету в адрес наших сотрудников поплатились и должны заплатить внушительные суммы. Я предполагаю, что это у них такая месть — нашли другого заключенного с большим сроком и через него вновь обвинили тех же самых сотрудников, что и в прошлый раз», — говорит Левченко.

«Следственным отделом по Тагилстроевскому району Нижний Тагил СК России по Свердловской области по доводам, приводимым осужденным колонии в настоящее время проводится проверка. Устанавливаются все обстоятельства, проводятся опросы. По итогам проверки будет принято процессуальное решение», — сообщили Znak.com в следственном управлении СКР по Свердловской области.

Отметим, ранее члены ОНК сообщили о препятствиях со стороны сотрудников тавдинской колонии № 26, которые, по словам общественников, не давали им пообщаться с группой заключенных из единого помещения камерного типа (ЕПКТ), которые собирались рассказать им о пытках в ИК-5 (Бердиев — один из этих людей — прим. авт.) В течение трех дней общественники не могли пообщаться с заключенными, а закончилось все тем, что в колонии выключился свет, а машину общественников кто-то «заминировал» по телефону.

Впоследствии состоялась встреча у уполномоченного по правам человека по Свердловской области Татьяны Мерзляковой, на которой присутствовали представители ФСИН, включая Сергея Патронова, сотрудники прокуратуры и общественники. Надзорный орган пообещал провести проверку по данному инциденту, а Патронов в очередной раз заявил, что заинтересован в сотрудничестве с общественниками и, если в рядах ФСИН будут находить «оборотней в погонах», они будут отвечать по всей строгости закона.

источник https://www.znak.com/2017-05-11/zaklyuchennyy_rasskazal_o_pytkah_v_tagilskoy_ik_5_gufsin_eto_mest