Заключение постоянной комиссии по развитию НКО о правоприменительной практике закона об «иностранных...

Заключение постоянной комиссии по развитию НКО о правоприменительной практике закона об «иностранных агентах»

1377

Постоянная комиссия по развитию НКО (ПК 1 - председатель Наталия Евдокимова) Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека приняла экспертное заключение о правоприменительной практике Федерального закона о некоммерческих организациях, выполняющих функции "иностранного агента".

По итогам изучения и анализа информации, комиссия пришла к выводу о том, что ряд законов, принятых после 2014 года, ставят внесенные в реестр "иноагентов" НКО в дискриминационное положение, что противоречит постановлению Конституционного суда Российской Федерации. Вместе с тем, отнесение к "иностранным агентам" организаций из сферы здравоохранения, экологии, науки и культуры противоречит самому федеральному закону о некоммерческих организациях.

Заключение КОМИССИИ по развитию некоммерческих организаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о правоприменительной практике Федерального закона о некоммерческих организациях, выполняющих функции «иностранного агента»

I. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ своим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 8 апреля 2014 года N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление КС)

Признал взаимосвязанные положения пункта 6 статьи 2, абзаца второго пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" не противоречащими Конституции Российской Федерации,

Но при этом в мотивировочной части Постановления КС констатировал:

Некоммерческая организация, выполняющей функции иностранного агента, не лишается возможности участия в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и тем самым не ставится в дискриминационное положение по сравнению с некоммерческими организациями, не получающими иностранного финансирования..

Несмотря на это было принято 5 Федеральных законов, дискриминирующих некоммерческие организации, выполняющие функции «иностранного агента».

1) ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ были внесены следующие изменения:

* Статья 30 ФЗ «О политических партиях» дополнена новым подпунктом н)

Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям

3. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от:

н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования, а также от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

* Изменена статья 11 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, а также участие в избирательной кампании в иных формах не допускается.

* Изменена статья 11 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Статья 11. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений, некоммерческих организаций,выполняющих функции иностранного агента

1. Осуществление иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями, международными организациями и международными общественными движениями, некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, выдвижению, регистрации того или иного кандидата, федерального списка кандидатов и избранию кандидатов депутатами Государственной Думы, а также участие в избирательной кампании в иных формах не допускается.

2) ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 30 декабря 2015 года N 468-ФЗ были внесены следующие изменения:

* Пункт в) части 1 статья 16_2 ФЗ "О федеральной службе безопасности" дополнен абзацем 6:

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, а также в некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в порядке и на условиях, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

* Статья 17 ФЗ "О внешней разведке" дополнена абзацем 14:

"Военнослужащим, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации допускается устанавливать контакты с иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации,  иностранные, международные организации, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в порядке и на условиях, которые определяются руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации.

3) Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 287-ФЗ) статья 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" дополнена пунктом 2_2:

2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Кроме того НА РАССМОТРЕНИИ Государственной Думы НАХОДИТСЯ Законопроект № 949326-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания»

26.01.2016 законопроект был принят в первом чтении

08.11.2016 срок представления поправок

В данном законопроекте пункт 3 статьи 10 изложен в следующей редакции:

3. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности в течение одного года со дня вынесения предупреждения, если оно не было признано судом незаконным, а также общественные объединения, деятельность которых приостановлена в соответствии с указанным Федеральным законом, если решение о приостановлении не было признано судом незаконным", и общественные объединения, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

II. В мотивировочной части Постановления КС констатировал:

Некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна: быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;

Несмотря на это Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" была признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

III. Абзац 11 статьи 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" гласит:

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность:

Несмотря на это большая часть некоммерческих организаций, внесённых в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента занимаются именно этими видами деятельности:

Наука:

Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады" (Москва);

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫЙ ФОНД ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ "ЛИБЕРАЛЬНАЯ МИССИЯ" (Москва);

Некоммерческая организация Фонд "Институт экономического анализа" (Москва);

Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "ДИНАСТИЯ" (Москва)

* Культура:

Региональная общественная организация "Еврейский общинный культурный центр Рязанской области "Хесед-Тшува";

Алтайский краевой эколого-культурный общественный фонд "Алтай - 21 век"

* Здравоохранение, профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни

Чапаевская городская общественная организация "Ассоциация медицинских работников города Чапаевска";

Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья";

Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ" (СПИД);

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ОХРАНЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН "НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ" (Москва)

Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова (Москва, СПИД)

Некоммерческое партнерство по поддержке социально-профилактических программ в сфере общественного здоровья "ЭСВЕРО" (Москва, СПИД)

Пензенская региональная молодежная общественная организация по профилактике негативных явлений среди молодежи "Панацея" (СПИД)

* Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов

Санкт-Петербургская общественная организация "Общество содействия социальной защите граждан "Петербургская ЭГИДА";

Фонд поддержки социальных проектов "Миграция XXI век" (Москва);

Мурманская региональная общественная организация "Центр социально-психологической помощи и правовой поддержки жертв дискриминации и гомофобии "Максимум";

Саратовская Региональная Общественная Организация "Социум" (СПИД)

* Физическая культура и спорт:

Алтайская региональная спортивно-патриотическая молодежная общественная организация «Арктика»

* Защита растительного и животного мира

Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация "Экологическая Вахта по Северному Кавказу";

Региональная общественная экологическая организация Республики Алтай "Архар";

Забайкальское краевое общественное учреждение «Общественный экологический центр «Даурия»;

Местная общественная благотворительная экологическая организация Зеленый Мир (Сосновый Бор, Ленинградская область)

* Благотворительная деятельность

Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния";

Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера" (Санкт-Петербург);

Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" (Москва);

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ "ГРАЖДАНСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ" (Москва).

Выводы:

1. Законы, принятые после принятия Постановления КС и касающиеся некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, противоречат данному Постановлению.

2. Правоприменительная практика как судебная, так и Министерства юстиции, противоречит Федеральному закону о некоммерческих организациях, выполняющих функции «иностранного агента»

источник http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3916/