«Круглый стол» на тему «Общественный контроль в местах принудительного содержания – проблемы...

«Круглый стол» на тему «Общественный контроль в местах принудительного содержания – проблемы и пути их решения, актуальные вопросы обеспечения прав уязвимых групп в местах принудительного содержания»

1648

07 июня 2017 года в Донской государственной публичной библиотеке г.Ростова-на-Дону состоялся «круглый стол» на тему «Общественный контроль в местах принудительного содержания – проблемы и пути их решения, актуальные вопросы обеспечения прав уязвимых групп в местах принудительного содержания».

В мероприятии приняли участие:

Петрашис Л.В. – Председатель ОНК РО;

Шимоволос С.М. – Председатель Координационного Совета Нижегородского правозащитного союза, эксперт Московской Хельсинкской группы, «PRI» (Международная тюремная реформа);

Лазуренко В.Н. – председатель комиссии Общественной палаты Ростовской области по вопросам общественной безопасности и общественному контролю;

Поликарпов О.Н. – заместитель председателя ОНК РО, член Общественного совета при ГУ МВД России по Ростовской области;

Надтока С.В. – член ОНК РО, руководитель контрольно-организационной группы ОНК Ростовской области, к.ю.н.;

Селезень А.А. – председатель президиума СОНК Ростовской области;

Члены комиссии и кандидаты в ОНК Ростовской области;

Блохин Ю.И. – доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин ЮРИУ РАНХиГС, к.ю.н., доцент;

Косенко А.А. – начальник отдела по надзору за законностью уголовных наказаний Прокуратуры Ростовской области, старший советник юстиции;

Молоков Д.В. – первый заместитель начальника ГУ ФСИН России по Ростовской области, полковник внутренней службы;

Кузьменко А.Н. – помощник начальника ГУ ФСИН России по Ростовской области по правам человека, подполковник внутренней службы;

Пачганов А.С. –заместитель начальника ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, майор внутренней службы;

Шевченко Т.А. – начальник отдела ОООКиСПОиЛПАА ГУ МВД РФ по РО, подполковник полиции;

Слонский И.Н. – заместитель начальника отдела ОООКиСПОиЛПАА ГУ МВД РФ по РО, подполковник полиции;

Ходзинский В.В. – начальник отдела координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб, федеральных бюджетных учреждений Минюста России и организационно-документационного обеспечения и контроля Главного управления Минюста России по Ростовской области;

Крат А.В. – начальник управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области;

Алексеев В.А. – главный специалист отдела по вопросам межнациональных отношений Управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области;

Ковалёв И.В. – ведущий специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области.

Открывая мероприятия, с приветственным словом выступили Петрашис Л.В. и Шимоволос С.М. Они рассказали о целях и задачах мероприятия, отметили особую важность общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС, который особенно необходим в тех учреждениях, в которых содержатся уязвимые группы (женщины с детьми, несовершеннолетние, инвалиды). Поздравили с получением мандата нового члена ОНК РО Адаменко Дарью Викторовну и пожелали ей плодотворной работы в рядах ОНК РО (утвержденную Советом ОПРФ от 30.05.2017 вместо вышедшего из комиссии по семейным обстоятельствам Селезня А.А.).

Шимоволос С.М. отметил высокую эффективность работы ОНК РО, которая, по мнению коллег, является самой слаженной, публичной и работоспособной комиссией в РФ.

Петрашис Л.В. рассказал об особой важности работы ОНК в местах принудительного содержания, имеющихся проблемах и путях их решения, вопросах обеспечения прав уязвимых групп. Отметил необходимость оказания квалифицированной медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях ФСИН и МВД РО, проблемы перелимита в исправительных учреждениях, сложности, связанные с необоснованными отказами в освобождении от наказания по постановлениям Правительства РФ №3 и №54, немотивированными отказами судов в удовлетворении ходатайств по УДО и замене наказания более мягким его видом, низким процентом трудоустроенных осуждённых в исправительных учреждениях, сложностях этапирования (конвоирования) осуждённых в медицинские учреждения федерального и муниципального здравоохранения для оказания необходимой медпомощи. Подробно затронул материально-бытовые проблемы в МПС – помещения, требующие капитального ремонта, отсутствие вентиляции, надлежащего освещения и т.п. Затронул вопросы качества питания осуждённых и работы магазинов в учреждениях УИС, ценообразования и ассортимента товаров в них. Озвучил проблемы паспортизации, получения гражданства в МЛС.

При освещении вопросов, касающихся дежурных частей отделов полиции (далее ДЧ ОП) МВД России, было предложено использовать вместо дорогостоящего горячего питания – комплекты блюд быстрого приготовления, а вместо постельных принадлежностей – легко моющиеся матрасы из полимерных материалов. На деятельности территориальных органов МВД России негативно сказывается сокращение штатной численности и увеличение нагрузки на оставшихся сотрудников. Петрашис Л.В. отметил, что до сих пор остаются нерешёнными вопросы материально-бытового характера, отсутствие помещений для работы с доставленными гражданами в ряде ДЧ ОП, отсутствие помещений для задержанных во многих ДЧ ОП (для содержания задержанных лиц свыше трёх часов и в ночное время). Ряд ИВС области требует капитального ремонта, отмечено отсутствие фельдшеров и медкабинетов.

Озвучивая проблемы в работе ОНК, Петрашис Л.В. рассказал, что для повышения эффективности деятельности комиссий в субъектах, необходимо уделить особое внимание обучению кандидатов и членов комиссий, а также освещению деятельности ОНК в СМИ. Для этого нужно рассмотреть вопрос об организации обязательного обучения кандидатов в региональные комиссии для повышения их правовой грамотности и навыков осуществления общественного контроля, а также проводить, силами аппарата УПЧ, СПЧ, ОП РФ, регулярный мониторинг деятельности региональных ОНК с освещением реальной деятельности комиссии, а не имитации активной работы, сводящейся к единичным посещениям МПС.

Для повышения эффективности работы комиссий в субъектах, целесообразно внести ряд поправок в действующее законодательство: предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями, предоставить возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК от городских НКО, исключить норму в законодательстве, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз подряд, и продлить срок полномочий членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

Затронув проблемные вопросы взаимодействия ОНК с органами исполнительной власти, Петрашис Л.В. пояснил, что, конструктивное  взаимодействие членов комиссии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами необходимо для эффективного осуществления общественного контроля в МПС.

В большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Взаимодействие комиссий с представителями органов исполнительной власти очень важно, так как 90% заключённых после отбытия наказания остаются проживать в данном регионе, и от того, насколько эффективно был произведен процесс их исправления и последующая ресоциализация, зависит безопасность жизни в обществе.

Отметил, что, к сожалению, исполнительная власть Ростовской области пока не достаточно хорошо понимает важность деятельности комиссии. Члены ОНК неоднократно обращались к руководству правительства РО о необходимости совместного участия, но ситуация остается на прежнем уровне.

Председатель ОНК РО обратил внимание, что более тесное взаимодействие исполнительной власти и членов комиссии позволило бы повысить открытость и уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан к реализуемой государством политике в целом.

Вместе с тем, Петрашис Л.В. от имени членов ОНК РО отметил значимую роль в выстраивании конструктивных взаимотношений с ОНК РО  начальника ГУ ФСИН России по РО генерал-лейтенанта внутренней службы Сергея Юрьевича Смирнова, заместителя начальника по правам человека ГУ ФСИН России по РО п\полковника внутренней службы Кузьменко Анжелику Николаевну и начальника ГУ МВД России по РО генерал-лейтенанта полиции Андрея Петровича Ларионова, а также выразил благодарность главному специалисту Управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области Владимиру Алексеевичу Алексееву, председателю постоянной комиссии по вопросам общественной безопасности, правопорядку и общественному контролю Общественной палаты Ростовской области Виктору Николаевичу Лазуренко, руководителю аппарата УПЧ РО Владимиру Анатольевичу Некрасову за взаимодействие с комиссией и регулярное участие в проводимых членами ОНК РО мероприятиях и выразил надежду на продолжение совместной и конструктивной работы.

Рассказал, что для изменения сложившейся ситуации, целесообразно: рекомендовать органам исполнительной власти включать членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов, рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности региональных УПЧ эффективность их взаимодействия и помощи региональным ОНК, рекомендовать органам исполнительной власти включить в критерии оценки деятельности правоохранительных органов (Прокуратура, ФСИН, МВД, ФСБ, Минобразования, Минобороны) и администраций муниципальных образований – эффективность их взаимодействия с региональными ОНК и оказание им поддержки, активно приглашать представителей СМИ на мероприятия, проводимые членами ОНК для повышения открытости деятельности комиссии и информировании общества о важности работы наблюдательных комиссий, создать постоянно действующие площадки обмена опытом работы ОНК на межрегиональном и всероссийском уровнях.

Петрашис Л.В. затронул вопросы финансирования и материально-бытового обеспечения деятельности комиссии. Он пояснил, что общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами (организациями), а члены ОНК в соответствии с п.3 ст.17 ФЗ-76 не имеют права получать вознаграждения за свою деятельность. Для обеспечения эффективной работы комиссий необходимы значительные финансовые затраты: аренда офиса, зарплата секретаря, интернет и связь, оплата проезда, обучающие мероприятия, издание методических материалов и др. Источником финансирования деятельности ОНК могут являться федеральные и региональные гранты (получаемые НКО, выдвинувшие членов комиссий), добровольные пожертвования и личные средства членов комиссий.

Только целевое выделение средств из фонда Президентского грантоператора на обеспечение деятельности эффективно работающих комиссий будет способствовать сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, и, как следствие, повышению эффективности всей государственной политики в сфере исполнения наказания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной.

Отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий приведёт к прекращению их эффективной работы, а, самое главное, выходу из комиссий наиболее активных членов ОНК.

Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно:

- выделить в рамках созданного грантоператора «Фонд президентских грантов» отдельное направление, отвечающие только за заявки, направленные на обеспечение деятельности региональных ОНК;

- рассмотреть возможность включения в конкурсную комиссию нового единого грантоператора – «Фонда президентских грантов» представителей УПЧ РФ, СПЧ РФ, ОП РФ и правозащитных НКО (выдвинувших наиболее эффективных членов ОНК) для поддержки проектов, направленных на осуществление общественного контроля в МПС;

- рекомендовать исполнительным органам власти в регионах оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – "круглых столов", семинаров, тренингов). Также выделять помещения для офиса ОНК из муниципального фонда на безвозмездной основе;

- рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получения финансовой поддержки в виде грантов от НКО, выдвинувших членов ОНК;

- при рассмотрении заявки оценивать эффективность работы региональных ОНК (в которые выдвинуты представители НКО – соискателя грантовой поддержки).

Затронув порядок формирования ОНК, Петрашис Л.В. отметил, что процесс образования комиссий Общественной палатой РФ, по мнению большинства членов ОНК регионов, до сих пор является закрытым, излишне формализованным, не имеет понятных критериев отбора, что, в конечном итоге, приводит к созданию нежизнеспособных и неэффективных комиссий.

Выборы в ОНК 43 субъектов в 2016 показали, что ряд наиболее активных и грамотных кандидатов (часть из которых были рекомендованы рабочей группой ОП РФ), без объяснения причин со стороны Совета ОП РФ, не смогли попасть в составы комиссий (имея необходимый комплект документов), а общая численность членов ОНК сократилось практически в два раза.

К примеру, в Ростовской области действуют Главное управление ФСИН (19 учреждений), ГУ МВД (108 учреждений), есть места принудительного содержания Министерства обороны, ФСБ, Министерства образования, регион имеет большую протяженность, большое количество спецконтингента, приграничную территорию, МПС располагаются на значительном удалении от городов. Для Ростовской области 16 членов комиссии – это очень мало для осуществления эффективного общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС.

Подобная ситуация произошла и в 2017 году при выборах членов ОНК в 13 регионах. Ряд известных и активных правозащитников (имеющих необходимый комплект документов), рекомендованных рабочей группой ОП РФ, не попали в комиссии без объяснения причин, а в некоторых субъектах численный состав ОНК не позволит эффективно осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в МПС.

Также, довыборы в ОНК РО показали, что, несмотря на наличие рекомендаций от Общественной палаты Волгодонска, Общественной палаты РО, ОНК РО, наличия необходимого опыта у кандидата в комиссию, были попытки со стороны отдельных представителей исполнительных органов власти региона и ОП РФ ввести в комиссию «удобного» им кандидата.

Для изменения сложившейся ситуации целесообразно:

- провести в кратчайшие сроки, открытый и понятный для представителей гражданского общества донабор в состав региональных комиссий (по соответствующему решению членов комиссий). Планируется с 01.07.2017;

- регулярно размещать в СМИ и направлять в адрес НКО (выдвинувших членов ОНК), УПЧ, ОП РФ, СПЧ информацию о наиболее активных членах региональных ОНК для их поощрения и информировать их о тех, кто не посещает МПС и не участвует в работе комиссии, фактически являясь балластом;

- рассмотреть вопрос передачи полномочий по формированию региональных ОНК на совместно созданную комиссию, состоящую из представителей ОП РФ, УПЧ РФ и СПЧ РФ (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК);

- в ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий, руководству общественной организации представлять по каждому рекомендованному кандидату досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека;

- определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения Советом ОП РФ, предварительно согласовав с членами комиссий;

- создать совместную рабочую группу из представителей ОП РФ – УПЧ РФ – СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК. В случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, рекомендовать рабочей группе ОП РФ совместно с представителями УПЧ и СПЧ (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК) дополнительно рассматривать причины отказа и направлять мотивированное письмо в адрес НКО (выдвинувшего кандидата в комиссию) и кандидату о причинах отказа;

- оценивать эффективность действующих членов ОНК при формировании новых составов комиссии (кол-во посещений МПС, кол-во написанных заключений);

- рассмотреть вопрос по созданию экспертного совета региональных ОНК, в который могли бы войти опытные члены комиссий. Формирование экспертного совета ОНК предложить лично Уполномоченному по правам человека в РФ, Секретарю ОП РФ при участии Председателя и членов СПЧ РФ.

Председатель Координационного Совета Нижегородского правозащитного союза, эксперт Московской Хельсинкской группы, «PRI» (Международная тюремная реформа) Шимоволос С.М. еще раз отметил, что ОНК Ростовской области является положительным примером для остальных комиссий РФ.

Шимоволос С.М. выступил с докладом о ситуации в местах содержания под стражей по обращению с уязвимым категориям заключенных. Отмечено, что главным фактором влияния на общую ситуацию в местах содержания под стражей в России в 2017 году стал экономический кризис со значительным сокращением финансирования мест содержания под стражей.

Прежде всего, как Федеральная служба исполнения наказания, так и Министерство внутренних дел сегодня испытывает острый дефицит средств на поддержание инфраструктуры мест содержания под стражей (ремонт, оплату текущих расходов на нужды заключённых, организацию труда, обучения и т.п., - всё что не относится к так называемым «защищённым» статьям). Ограничены расходы по коммунальным затратам и бензина на транспортировку. Дефицит таких затрат составляет 60-70%.

В 2017 году окончательно отменена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (на 2006-2017)». Согласно этой программе к апрелю 2017 года должно быть построено 26 новых следственных изоляторов, которые могли бы решить проблему обеспечения стандартов по условиям содержания как по площади (более 4 кв. м. на человека), так и по санитарным требованиям. Программа профинансирована и выполнена на 1/3 запланированного.

На хронический дефицит средств накладывается проблема предстоящих сокращений персонала. Планируется сократить свыше 10 % сотрудников. Такое сокращение станет особенно болезненным для изоляторов в областных районах, где уже сейчас из-за недостатка персонала есть проблемы вывода заключённых на прогулку.

Персонал, в свою очередь, не имея эффективных средств решения нарастающих проблем и не надеясь на улучшение ситуации, все большей степени ожесточается, болезненно реагируя на критику как со стороны заключённых и их родственников, так и со стороны гражданского общества. С начала 2017 года возросли случаи недопуска в места содержания под стражей представителей общественных организаций (включая общественные наблюдательные комиссии). Запрещены посещения тюрем для членов Общественного совета по развитию демократии и гражданского общества при Президенте России (куда входит значительная часть правозащитников).

Особенно наглядно продемонстрировано закрытие системы от общественного контроля в ситуации с переутверждением состава общественных наблюдательных комиссий в октябре 2016 года. Решением Общественной палаты (сформированной аппаратом Президента России), в комиссии были не допущены до 80% правозащитников, делегированных общественными организациями по регионам в состав комиссии. После этого решения, большинство комиссий фактически прекратили эффективную работу.

Законодательные требования к обеспечению прав заключённых остаются достаточно высокие. И заключённые всё чаще жалуются, в т.ч. в суды, - на ненадлежащие условия содержания, не выдачу предметов первой необходимости, на плохое питание и медицинское обслуживание. При этом, - осуждённые, обращаясь в суды по обжалованию условий содержания, подвергаются преследованию и дисциплинарному наказанию. Суды, в свою очередь, достаточно часто для судебной практики России - в 70 % случаях, выносят позитивные решения по признанию условий содержания ненадлежащими. Но эти решения, как правило не выполняются при отсутствии средств.

Требования к условиям содержания при этом не снижаются, а для некоторых категорий заключённых – возрастают. Так, 30 июля 2015 года за №809 МВД России был принят приказ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Согласно этому документу, все районные отделения полиции и изоляторы временного содержания к 2016 году должны были быть реконструированы для обеспечения безбарьерной среды в свободном передвижении для людей с ограниченными возможностями. В соответствии с приказом, здания и помещения должны были быть оборудованы местами специальной парковки автомобилей, лифтами и «подъёмными устройствами с системой голосового оповещения», «пространственно-рельефными указателями», пандусами и расширенными проходами для передвижения коляски и т.д.

До настоящего времени приказ фактически не выполняется: большинство отделений ограничились установкой на входе кнопки вызова дежурного либо креплением рельсов на крыльце зданий, по которым «умозрительно» могла заехать инвалидная коляска.

В контексте описания ситуации важно отметить, что система исполнения наказания в России продолжает сохранять чрезвычайно архаичное устройство, крайне формализована и коррумпирована. Эффективность расходов крайне низкая: до 80% финансирования уходит только на содержание и нужды персонала. При этом штаты сотрудников завышены не только в управлении. Во ФСИН работает 29 тысяч медиков, - в среднем 1 медик в расчёте на 20 заключённых (12,5 % от общей численности, в Европе в среднем – 4,9%). При этом в тюрьмах России 4% туберкулёзных больных и коэффициент смертности 2 раза больше, чем в Европе. Обучение заключённых обеспечивает 25,6 тыс. сотрудников (11,1% от общей численности персонала, в Европе в среднем – 8,6%). При этом большинство освобождённых не может устроиться работать по специальности после освобождения…

Характерно, что усилия в экономии средств системы исполнения наказания направлены, прежде всего, на сокращение расходов на самих заключённых. Продолжает возрастать число отказов в признании инвалидности осуждённых (в 2017 году такая практика распространилась и на диабетиков), свёрнута программа иммунной поддержки ВИЧ-инфицированных (число которых возросло до 10% от всех заключённых).

Шимоволос С.М. сделал вывод, что можно ожидать, что система мест содержания под стражей в кризисных условиях не способна самостоятельно разрешать проблемные ситуации, что приведет к резкому возрастанию конфликтности в учреждениях.

Условия содержания и обращения с уязвимыми заключёнными будут ухудшаться, - значительная часть преференций и льгот (в т.ч. в обеспечении предметами первой необходимости и лекарствами) не будет обеспечиваться. Возрастёт заболеваемость и причинение вреда здоровью, что в условиях закрытости системы будет замалчиваться. Однако, там, где удастся сохранить общественный контроль и доступность суда, - сотрудники под давлением обстоятельств смогут применять компенсационный подход (т.е. пытаться восполнить ограничения другими средствами, - например переводить уязвимых осуждённых в лучшие камеры или увеличивать прогулки…). При общем нарушении стандартов может более адекватно применяться индивидуальный подход в обращении. Вместе с тем, наблюдая возрастающую разницу между регионами России, в т.ч. в экономической ситуации, - можно ожидать значительные отличия в практике обращения с уязвимыми лицами по отдельным регионам.

С другой стороны, оценивая кризисные условия, необходимо отметить, что именно кризис в государственной системе уголовного наказания создаёт благодатную почву для системных реформ и преобразований. Неэффективность, негибкость и чрезвычайная дороговизна такой системы понуждают власти искать способы и средства реформирования. В ближайшей перспективе можно ожидать решений по значительному сокращению тюремного населения, без которых (при избыточности такового), невозможно обеспечивать структурные изменения. Закономерным продолжением к сокращению численности заключённых могут стать меры по расширению альтернативных тюремному заключению наказаний (для чего уже создана законодательная база, но в практике альтернативные наказания применяются ещё чрезмерно ограничено).

Расширение альтернатив, в первую очередь, должно коснуться уязвимых групп заключённых, условия тюремного заключения для которых вызывают наибольшие нарекания.

Тюремная система, с присущей ей консерватизмом, может саботировать перемены или препятствовать новациям в повышении её эффективности и экономичности. Существующая система государственного контроля – прокурорского надзора в современных условиях не может обеспечить адекватного наблюдения и разрешения конфликтных ситуаций, борьбы с злоупотреблениями и практикой жестокого обращения с заключёнными. В перспективе потребность в независимом контроле самого государства очевидна, но в значительной мере зависит от политических условий. Существенным стимулом для развития общественного контроля является возрастающий уже сегодня общественный спрос и внимание к тюремным проблемам со стороны гражданского общества, спровоцированный чаще всего фактами грубых нарушений прав именно уязвимых групп заключённых.

Подводя итоги своего выступления, Шимоволос С.М. отметил, что таким образом можно предвидеть в недалёкой перспективе возможность восстановления и дальнейшего развития общественного (независимого) контроля над закрытыми учреждениями России.

Петрашис Л.В. отметил, что ОНК являются не контролирующим или надзорным органом, а созданы для содействия реализации государственной политики в сфере общественного контроля за обеспечения прав человека в МПС и, следовательно, члены комиссий, в соответствии с ФЗ-76, для реализации своих полномочий, должны конструктивно взаимодействовать с представителями правоохранительных органов, при этом, не замалчивая выявленных недостатков и нарушений закона.

Заместитель начальника ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, майор внутренней службы Пачганов А.С., отметил тенденцию к увеличению жалоб спецконтингента, но вместе с тем указал на их необоснованность в большинстве случаев. За отдельные нарушения должностные лица, по результатам служебных проверок, привлекаются к дисциплинарной ответственности. Медицинская помощь оказывается филиалами ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России в учреждениях ГУ ФСИН России по Ростовской области. Если медицинская помощь не может быть оказана медперсоналом ФКУЗ МСЧ-61 ФСИН России, больных, в соответствии с заключёнными договорами, вывозят в муниципальные учреждения здравоохранения. Им особо было отмечено должным образом функционирующая деятельность ФКЛПУ МОТБ-19 ГУ ФСИН России по Ростовской помощи, где, по его словам, больным оказывается широкий спектр медицинских услуг, созданы все условия для эффективного лечения различных заболеваний. За последнее время удалось достигнуть значительного снижения смертности от туберкулёза. В ФКУ ИК-18 ГУ ФСИН России по Ростовской области функционирует Дом матери и ребёнка. Докладчик заострил внимание аудитории на достаточном количестве препаратов для терапии ВИЧ-инфицированных лиц. Отметил нежелание многих больных осуждённых должным образом лечиться. Что касается освобождения от наказания по Постановлению №54, он заявил, что на базе областной больницы создана специальная комиссия, которая рассматривает вопросы освобождения осуждённых от наказания по болезни. Значительно снижена заболеваемость туберкулёзом в ИУ области, имеются все необходимые медицинские препараты для лечения пациентов.

Слонский И.Н. отметил, что отделом ОООКиСПОиЛПАА ГУ МВД России по Ростовской области в рамках Федерального закона Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», с учётом принципов открытости и публичности деятельности работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальных приёмников, для содержания лиц, подвергнутых административному аресту и Центров для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства на постоянной основе осуществляется взаимодействие с членами общественной наблюдательной комиссии Ростовской области. Рассказал, что за истекший период 2017 года осуществлено 16 посещений мест принудительного содержания  (ИВС – 13; СП – 3).

В ходе осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в МПС изучались условия содержания спецконтингента, санитарно-гигиеническое, медицинское и материально-бытовое обеспечение, по результатам посещений, руководству ГУ МВД России по Ростовской области направлялись заключения о посещениях МПС с предложениями, носящими рекомендательный характер.

Все поступившие заключения о результатах посещений МПС области рассмотрены руководством Главного управления, недостатки, касаемые санитарно-гигиенического, медицинского и материально-бытового обеспечения по возможности устраняются сразу силами территориальных органов внутренних дел области.

Однако, для устранения таких недостатков как отсутствие ряда помещений в ИВС (отсутствие комнат для свиданий, производства обыска и досмотра, для хранения чистого и грязного белья; медицинских и процедурных кабинетов и душевой комнаты), а также прогулочных дворов, дезинфекционных камер, санитарных пропускников обусловлен тем, что все действующие на территории области спецучреждения размещаются в приспособленных помещениях, а также ввиду конструктивных особенностей зданий и отсутствие дополнительных площадей.

Для устранения таких недостатков необходимо значительное финансирование, с целью дальнейшего проведения ремонтно-строительных работ по перепланировке помещений, реконструкции зданий или строительство новых зданий отвечающих требованиям Российских и международных стандартов.

Кроме этого, в ходе проверок ОНК РО мест принудительного содержания отмечено отсутствие лицензий на медицинское обслуживание в специальных учреждениях полиции Ростовской области.

Основными условиями выдачи медицинской лицензии является наличие высшего профессионального (медицинского образования) у медицинского работника, имеющего стаж работы не менее 5-ти лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»), а также наличие соответствующих медицинских кабинетов (медицинский и процедурный кабинеты должны быть 12 кв.м.).

В связи с тем, что спецучреждения области введены в эксплуатацию в 20-80 годы прошлого века и размещаются в приспособленных помещениях, это затрудняет дооборудовать (пристроить) недостающие кабинеты (медицинский и процедурный) соответствующие всем требованиям для получения лицензии.

Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС и специальном приемнике проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России.

С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений при поступлении в спецучреждение и дальнейшем освобождении, а также передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.

Проинформировал, что лица, доставляемые в специальные учреждения области, подвергаются медицинскому осмотру и проведению с ними беседы в целях выявления граждан, нуждающихся в неотложной медицинской помощи.

При этом, особое внимание обращается на наличие проявлений у них кожных, венерических, психических заболеваний, поражённость педикулёзом и чесоткой. Лица с педикулёзом и чесоткой в спецучреждения не помещаются, а направляются к врачам-специалистам.

В случаях даже устного заявления лица, о наличии у него заболевания туберкулёза, он помещается в отдельную камеру без подселения других граждан.

При выявлении у гражданина заболеваний или в случае заявления гражданина о неудовлетворительном самочувствии, он направляется в медицинское учреждение для консультации с врачом-специалистом.

В случае приёма гражданина, который заявляет о наличии у него сахарного диабета и не имеющего на руках справку, подтверждающую данное заболевание, уточняется степень его заболевания, на наличие инвалидности и проводится более углублённый медицинский осмотр в медицинском учреждении.

Слонский И.Н. рассказал, что медицинская помощь иностранным гражданам, размещённым в ЦВСИГ оказывается в рамках требований, утверждённых Постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2013 № 1306 «Об утверждении Правил содержания в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации …» и от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

Однако, при содержании иностранных граждан в Центрах возникают вопросы оказания им медицинской помощи в условиях медицинских стационаров т.к. данная категория граждан не имеет полисов обязательного медицинского страхования.

Руководством ГУ МВД России по Ростовской области в адрес Министерства здравоохранения Ростовской области (исх. 23/5-967 от 11.05.2017) направлено письмо по разъяснению порядка оказания медицинской помощи при лечении хронических инфекционных заболеваний, связанных с госпитализацией иностранных граждан, находящихся в ЦВСИГ, при этом не имеющих полиса ОМС и денежных средств на оплату лечения. Привел конкретные примеры, связанные с оказанием мед.помощи в учреждениях ГУ МВД России по РО.

Петрашис Л.В. отметил готовность руководства и сотрудников ГУ МВД России по Ростовской области совместно с ОНК РО решать задачи, стоящие перед ведомством.

Руководитель контрольно-организационной группы ОНК Ростовской области, к.ю.н. Надтока С.В. в своём выступлении рассказал о проблемах оказания медпомощи в ФКЛПУ МОТБ-19 ГУ ФСИН России по Ростовской области. Отметил, что бывают ситуации, когда больные не хотят ехать в МОТБ, мотивируя это тем, что  в учреждении, где они находятся, им окажут более качественную медпомощь. Больных, которые стояли в очереди на плановое обследование отправляют из МОТБ в тот же день, иногда даже не взяв анализы и не осмотрев пациента. Встаёт вопрос - за чей счёт производится этапирование пациентов, кто несёт ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств? Рассказал, что ответы на заключения ОНК РО, приходящие из МСЧ-61 зачастую формализованные и пишутся как под копирку, поэтому иногда создается впечатление, что заключенный получает лечение лишь на бумаге.

Отметил, что некоторые  сотрудники ГУ ФСИН России по РО и МСЧ-61 не в полной мере ознакомлены с требованиями по оформлению документов связанных с освобождением в связи с имеющимся тяжелым заболеванием  и предложил провести тренинг медработников сотрудниками отдела по надзору за законностью уголовных наказаний Прокуратуры Ростовской области и Росздравнадзора. Обратил внимание на то, что бывают случаи, когда сотрудники учреждений не успевают подготовить необходимый пакет документов для УДО и смягчения наказания.

Рассказал, что некоторые сотрудники прокуратуры, участвующие в судах по УДО и замене не отбытой части наказания более мягким видом и судьи не всегда используют и ссылаются на основные положения российского законодательства, в частности Постановлений Пленума ВС РФ от 21.04.2009 №8, 20.12.2011 №21 и 17.11.2015 №51, касающихся судебной практики освобождения от наказания, дающие разъяснения нижестоящим судам по данной проблематике. Надтока С.В. обратил внимание на то, что в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №51 указано, что наличие взысканий само по себе не свидетельствует о том, что осуждённый нуждается в дальнейшем отбывании наказания и нужно принимать во внимание данные о снятии или погашении взысканий, время, прошедшее с момента последнего взыскания, последующее поведение осужденного. Суд, также, не вправе отказать в УДО, если в силу объективных причин вред возмещён в незначительном размере.

Петрашис Л.В. отметил, что члены ОНК РО на основании решения ОНК РО от 23.01.2017 года о проведении членами комиссии мониторинга судебных заседаний в учреждениях ГУ ФСИН РФ по РО и анализа судебных решений, связанного с проблемами освобождения осужденных по УДО и замены, не отбытой части наказания более мягким видом наказания, приглашаются на заседания дисциплинарных и административных комиссий в учреждениях, а также на заседаний судов по УДО и замене части не отбытого наказания более мягким видом наказания. Уже проводились рабочие встречи по данному вопросу с руководством прокуратуры по надзору в местах лишения свободы.

Шимоволос С.М. рассказал, что несколько лет назад было проведено исследование, результаты которого поразили - лица, освобождающиеся по УДО, чаще совершают повторные преступления. Также он рассказал о положительном опыте Белоруссии в плане внедрения системы оценки правопослушного поведения. Результаты данной оценки в дальнейшем озвучиваются в суде.

Председатель ОНК РО рассказал об инициативе председателя ВС В. Лебедева создать специальные комиссии, которые смогли бы решать вопросы смягчения режима осужденному, а также условно-досрочного освобождения. Отметил, что предлагается передать право решать вопросы об УДО, а также о досрочном освобождении тяжелобольных заключенных общественным наблюдательным комиссиям, которые должны образовываться в регионах с участием в их составе представителей заинтересованных органов власти. Чиновники и правозащитники, вникая в вопрос, смогут организовать и помощь. Ведь рано или поздно человек выйдет на свободу. Подобные комиссии смогут и смягчать режим заключенному, например, переводить из строгого режима на общий, из общего - в колонию-поселение.

Начальник отдела по надзору за законностью уголовных наказаний Прокуратуры Ростовской области, старший советник юстиции Косенко А.А. рассказал о сложностях применения законодательства в области содержания под стражей заключенных, обратил внимание на то, что у нас не прецедентное право и постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются обязательными.

Косенко А.А. согласился с озвученными рекомендациями по формированию комиссий.  Отметил, что с момента образования ОНК 1 созыва, были отмечены такие сложности, как не прозрачность и закрытость данного процесса. Обратил внимание, что кандидат в комиссию для эффективного осуществления общественного контроля должен быть активным, грамотным и подчеркнул важность подготовки новых членов ОНК. По вопросу численности комиссий пояснил, что для ее определения необходимо отталкиваться от множества факторов: количество МПС, протяженность региона,  удаленность учреждений от крупных центров и др.

Обратил внимание, что существующее законодательное ограничение на участие в работе одной и той же комиссии более чем в трех созывах является, по его мнению, не обоснованным, т.к. если член ОНК эффективно работает, то ничего не должно мешать продолжению его деятельности. Сообщил, что если член комиссии не принимает участия в деятельности ОНК, то он рано или поздно будет выведен из его состава. По вопросам финансирования, Косенко А.А. выразил мнение о том, что работа комиссии на одном энтузиазме ее членов будет мало эффективной, поэтому необходимо получение финансирования из государственных источников. Высказал предложение о необходимости создания новой структуры, которая бы занималась распределением финансовой помощи наблюдательным комиссиям. Подчеркнул, что самое важное в деятельности ОНК, это реальный контроль за соблюдением прав человека в МПС.

Затрагивая вопрос положения уязвимых групп в закрытых учреждениях, Косенко А.А. сообщил, что на законодательном уровне данным лицам следует уделять повышенное внимание, что не всегда реализовывается на практике. По вопросам оказания медпомощи заключенным, отметил, что на данный момент одним из самых слабых звеньев в работе медучреждения в МПС является диагностика и первичное выявление заболеваний и привел конкретные примеры. Рассказал о проводимых, совместно с представителями Росздравнадзора прокурорских проверках в учреждениях ГУ ФСИН России по РО. Отметил, что лица, находящиеся в МПС должны получать гарантированный государством минимум медпомощи, однако существует множество сложностей в данном вопросе, таких как: отсутствие узких специалистов, отсутствие операционного блока в МОТБ-19, диспансеризация, отсутствие онкологического отделения, сложности этапирования в учреждения муниципального здравоохранения и др. (что регулярно отмечается сотрудниками областной прокуратуры в своих предписаниях). Косенко А.А. высказал свое мнение по вопросам УДО и замены не отбытой части наказания заключенным, отметил ряд сложностей в данном вопросе. По вопросам освобождения спецконтингента по постановлениям правительства №3 и №54, отметил, что одной из самых больших проблем является то, что заключенные получают тяжелые заболевания уже находясь в МПС, что недопустимо, т.к. за их жизнь несет ответственность государство. Также рассказал, что многим тяжелобольным не куда идти после их освобождения, и поэтому суды в данном вопросе подходят очень взвешенно. Обратил внимание, что для начала необходимо определение квот, для направления тяжелобольных освободившихся (у которых нет родственников) в специализированные учреждения здравоохранения и соцсферы, где им будет организовано лечение и уход.

Косенко А.А. обратил внимание на сложности, связанные с работой магазинов в УИС РО, и пояснил, что т.к. учреждение ФГУП «Калужское» зарегистрировано за пределами региона, прокуратура РО не имеет возможности повлиять на данную ситуацию. Также, рассказал о проблемных моментах в работе МПС РО, на которых необходимо уделить особое внимание членам ОНК при осуществлении общественного контроля.

Петрашис Л.В. проинформировал о том, что сегодня, 7 июня 2017 года, президент РФ Путин В.В. подписал закон о порядке донабора в ОНК. И поэтому, сейчас правительству, ОП, правозащитным организациям и, конечно, действующим членам ОНК Ростовской области, очень грамотно и взвешено необходимо подойти к доформированию комиссии, учитывая количество МПС в регионе, территориальность расположения учреждений ФСИН и МВД, а также  проблемные моменты (в т.ч. фактическое противодействие со стороны отдельных представителей исполнительной власти региона и ОП РФ) в формировании эффективной и работоспособной ОНК РО 4 созыва. Петрашис Л.В. выразил надежду на то, что новый состав ОП РФ и руководство региона учтет все эти проблемные моменты (такие как, закрытость, излишняя формализованность, отсутствие понятных критериев отбора, отсутствие конструктивного диалога и совместной работы по подготовке кандидатов,  что, в конечном итоге, и приводит к формированию нежизнеспособных и неэффективных комиссий в регионах), и не повторит ошибок предыдущего состава ОП РФ.

Начальник управления лечебно-профилактической помощи министерства здравоохранения Ростовской области Крат А.В. рассказал о деятельности Минздрава РО в части оказания медпомощи заключенным. Обратил внимание участников мероприятия на то, что оценку качества оказываемой медпомощи в МПС РО может давать только региональный Росздравнадзор. Проинформировал о порядке проведения проверок сотрудниками ведомства. Отметил, что медицинская помощь в закрытых учреждениях должна оказываться в соответствие с разработанными стандартами, едиными для всех медицинских учреждений. Рассказал, что у ГУФСИН России по РО и Минздрава РО имеется соглашение, в рамках которого осуществляется совместная работа. Крат А.В. проинформировал о сложностях, связанных с оказанием квалифицированной медицинской помощи как в МПС, так и в учреждениях муниципального здравоохранения области.

Участниками круглого стола было отмечено отсутствие на мероприятии представителей Росздравнадзора, хотя именно от них зависит государственный контроль за оказанием медицинской помощи в МПС.

Лазуренко В.Н. отметил открытость и  положительный опыт работы ОНК РО, высоко оценил методические материалы, которые создаются и тиражируются членами комиссии. Рассказал, что у ОНК РО сложилось уникальное взаимодействие с представителями ГУ ФСИН и ГУ МВД России по РО и выразил надежду, что оно будет развиваться в дальнейшем. Высказал мнение, что общественники являются добровольными помощниками для представителей власти, отметил необходимость открытого диалога с представителями правоохранительных органов и органов исполнительной власти. Выразил готовность оказывать содействие членам ОНК РО в т.ч. в процессе подбора и обучения кандидатов в ходе предстоящих довыборов в комиссию.

Начальник отдела координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб, федеральных бюджетных учреждений Минюста России и организационно-документационного обеспечения и контроля Главного управления Минюста России по Ростовской области Ходзинский В.В. отметил, что содержание уязвимых групп в МПС является серьёзной проблемой. Рассказал, что понятие «уязвимы группы» может толковаться по-разному – нет НПА, четко определяющие лиц, которые могут быть включены в данное понятие. Выступил с предложением о необходимости конкретизации понятия «уязвимая группа» для единообразного толкования на всех уровнях. Отметил важность работы ОНК РО и необходимость донабора в комиссию, т.к. в регионе функционируют большое количество МПС и разумнее было бы включать в состав комиссии представителей правозащитных НКО, проживающих вблизи учреждений ФСИН и МВД региона, чтобы избежать дополнительных транспортных расходов при осуществлении общественного контроля, а также привел статистику работы членов комиссий других регионов за 2016 год, особо отметив эффективность деятельности, качественные и количественные показатели работы ОНК РО.

Петрашис Л.В. пояснил, что действительно необходимо конкретизировать данное понятие – «уязвимые группы» и обратил внимание, что в общем виде, уязвимые группы это те лица, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны государства.

Главный специалист отдела по вопросам межнациональных отношений Управления социально-политических коммуникаций Правительства Ростовской области Алексеев В.А. рассказал о своём видении проблемных вопросов в работе ОНК РО. Отметил необходимость применения системного подхода при осуществлении общественного контроля в МПС членами комиссии. Проинформировал, что уязвимые группы это лица, которые не в состоянии защитить свои права. Высказал свои предложения по включению в состав комиссии активных представителей гражданского общества, отметил важность подготовки кандидатов в ОНК РО.

Работу круглого стола продолжило лекционное занятие для членов ОНК РО и кандидатов в комиссии, в ходе которого,  Шимоволос С.М. и Блохин Ю.И. рассказали об особенностях содержания в МПС уязвимых групп, сложностях и моментах, которым следует уделить особое внимание членам ОНК при проверках. Подробно рассказали о нормах национального и международного законодательства, регулирующего содержание заключенных в местах лишения свободы, а также о проведённом мониторинге положения уязвимых групп в регионах РФ, его итогах и рекомендациях по улучшению сложившейся ситуации.

В завершении мероприятия, участники сформировали рабочую группу по выработке предложений для повышения качества общественного контроля в МПС, улучшению ситуации с представителями уязвимых групп, которые содержатся в закрытых учреждениях и формированию эффективно работающих ОНК в регионах.