Равные права защиты и обвинения

Равные права защиты и обвинения

1118

О праве защиты на самостоятельное обращение в суд за судебным актом о получении сведений, составляющих государственную тайну, и/или конфиденциальной информации, имеющей ограниченный доступ

Конституция РФ гарантирует осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, что в совокупности с конституционной гарантией на получение квалифицированной юридической помощи должно устанавливать в уголовном процессе равные права защиты и обвинения по собиранию и представлению доказательств (ст. 48 и 123).

В уголовном судопроизводстве адвокат осуществляет защиту подозреваемого или обвиняемого, а также представительство потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. У адвокатов, осуществляющих защиту и представительство по уголовным делам, часто возникает необходимость представить в качестве доказательств сведения, составляющие государственную тайну, и/или информацию, имеющую ограниченный доступ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

Сведения, например, связанные с нотариальной, медицинской, банковской тайной; с персональными данными, о соединениях между абонентами и/или абонентскими устройствами и другие являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничен отраслевыми законами.

В ходе расследования следователь имеет право получать некоторую информацию только на основании судебного решения, другую же – на основании вынесенного им постановления. Вместе с тем получаемая следователем без разрешения суда информация может относиться к сведениям, доступ к которым ограничен. Такое положение нарушает конституционные гарантии на охрану достоинства личности, права на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и другие (ст. 20, 21, 23, 24 Конституции РФ).

Так, норма ст. 186.1 УПК РФ предоставляет следователю право обратиться в суд с ходатайством о получении информации о соединениях между абонентами и/или абонентскими устройствами. Получение следователем постановления суда об истребовании этой информации носит формальный характер.

Не требуется решения суда для выемки следователем медицинских документов гражданина или документов, связанных с нотариальной тайной, других.

Законодательно не закреплен порядок получения адвокатом, осуществляющим защиту подозреваемого (обвиняемого) или представительство потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, сведений, составляющих государственную тайну или имеющих ограниченный доступ. Такое положение в неравенстве процессуальных прав сторон обвинения и защиты нарушает конституционные гарантии на состязательное и равноправное судопроизводство, на получение квалифицированной юридической помощи, а также конституционные гарантии на охрану достоинства личности, права на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну и другие.

В 1996 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 марта № 8-П по делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» признал их не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 48 и 123, так как из ст. 48 Конституции РФ следует, что адвокат, осуществляющий защиту по уголовным делам, – участник процесса. Порядок производства по уголовным делам является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания и определяется уголовно-процессуальным законодательством, а не каким-либо иным федеральным законом.

В 2011 г. Конституционный Суд РФ в Определении № 1063-О-О от 29 сентября разъяснил права адвоката-защитника на обращение в суд с ходатайствами для получения постановления суда об истребовании информации о соединениях между абонентами и/или абонентскими устройствами.

Однако суды отказывают адвокатам в рассмотрении и тем более в удовлетворении таких ходатайств по мотиву их незаконности и отсутствия у защитника такого права.

Отказывают в этом и следователи, когда адвокат-защитник просит следователя обратиться в суд с ходатайством за получением решения, на основании которого сторона защиты получит возможность представить необходимые ей в обоснование своей позиции по делу доказательства.

Законопроектом, который разработан адвокатом, членом СПЧ Юрием Костановым и мной, предлагается законодательно закрепить правовые позиции Конституционного Суда РФ в его решениях от 27 марта 1996 г. № 8-П и от 29 сентября 2011 г. № 1063-О-О о праве защиты на самостоятельное обращение в суд за судебным актом о получении сведений, составляющих государственную тайну, и/или конфиденциальной информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе информации о соединениях между абонентами и/или абонентскими устройствами, в целях недопущения нарушения прав защиты на представление такого рода доказательств, а также на получение следователем и адвокатом (защитником либо представителем) информации об истребовании предметов и документов, содержащих государственную тайну и/или конфиденциальную информацию, только на основании судебного решения.