Федеральная палата адвокатов предлагает отпускать из СИЗО обвиняемых, которых долго не навещал...

Федеральная палата адвокатов предлагает отпускать из СИЗО обвиняемых, которых долго не навещал следователь

1168
https://media.licdn.com/media/p/6/005/0a5/348/0a6aa67.png

Федеральная палата адвокатов подготовила свои предложения по изменению УПК, которые призваны снизить число сидельцев в СИЗО. Предлагается отпускать человека из-под стражи, если с ним достаточно долго не проводились следственные действия. Как сообщил на «Деловом завтраке» в «РГ» президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко, документ был направлен в правительство страны и администрацию президента России.

Юрий Сергеевич, какой шанс, что разработанные Федеральной палатой предложения будут использованы правительством и законодателями?

Юрий Пилипенко: Мы подготовили предложения, откликнувшись на инициативу президента России. В начале августа, выступая на совещании по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, Владимир Путин в очередной раз поднял вопрос о необходимости уйти от практики заключения под стражу предпринимателей, расследования по делам которых поставлены на паузу. После того, как это было высказано, мы подготовили свои предложения в виде текста поправок в Уголовно-процессуальный кодекс и отправили их в Государственную Думу и в администрацию президента.

Какая-то реакция уже есть?

Юрий Пилипенко: Мы получили благодарность из Государственно-правового управления президента России за то, что так оперативно откликнулись. Я надеюсь, что этот законопроект уже запущен в работу в рамках реализации поручений главы государства.

Раскройте вкратце суть предложений.

Юрий Пилипенко: Предлагается дополнить статьи 109 и 110 УПК РФ нормами о том, что продление срока содержания под стражей не допускается при наличии необоснованных задержек производства следственных действий с участием обвиняемого в период его содержания под стражей. Срок, на который продлевается его содержание, должен быть обоснован и соответствовать продолжительности производства следственных или иных процессуальных действий с участием обвиняемого.

«Обосновано» и «не обосновано» — это расплывчатые понятия. Следователь, как правило, считает, у него есть необходимость держать человека под арестом, и это обоснованно.

За год число арестов снизилось на 17 тысяч. Тюремное население постоянно сокращается
 

Юрий Пилипенко: В проекте предлагаются четкие сроки, определяются критерии. Если совершены определенные следственные действия — например, проведены допрос, очная ставка, назначена экспертиза, больше нет необходимости держать человека под стражей, его надо отпустить. Также мы предлагаем ввести внесудебный механизм борьбы с необоснованными задержками — в этом случае мера пресечения в виде заключения под стражу должна отменяться или заменяться на более мягкую.

Внесудебный — это как?

Юрий Пилипенко: Предлагается расширить круг лиц, правомочных отменить или изменить меру пресечения, включить в него прокурора и руководителя следственного органа. Это позволит обвиняемому и его защитнику более оперативно реагировать на незаконное бездействие дознавателя и следователя.

Поручения президента России касаются снижения необоснованного давления на бизнес. Значит, подобные меры будут распространяться исключительно на предпринимателей?

Юрий Пилипенко: По мнению ФПА РФ, указанные положения должны распространяться на все категории обвиняемых, а не только на предпринимателей, чтобы исключить дискриминацию. При этом подчеркну, что сокращение сроков содержания под стражей — лишь часть поручений главы государства. В целом сейчас разрабатываются более масштабные меры.

На высоком уровне много говорилось о том, что надо менять практику, сокращать количество арестов, уходить от так называемого обвинительного уклона. А в реальности что-то меняется?

Юрий Пилипенко: Должен сказать, что в последнее время негативная тенденция все-таки идет на спад. Сокращается численность заключенных, меньше становится и арестов. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2016 году суды удовлетворили 123 тысячи 296 ходатайств о заключении под стражу. А в 2015 году было удовлетворено 140 тысяч 309 таких ходатайств. То есть число арестов снизилось на 17 тысяч.

А в этом году в каком направлении движется линия арестов: вверх или вниз?

Юрий Пилипенко: Данных судебной статистики пока нет. Но какого-то резкого роста числа случаев заключения под стражу не наблюдается. Более того, численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах, сокращается. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на 1 сентября в следственных изоляторах содержалось 106,6 тысячи человек. Вот любопытные данные: за август число граждан, содержащихся в следственных изоляторах, сократилось на 770 человек.

Предлагается запретить следователям изымать компьютеры на предприятии, так как это парализует работу

Какие еще меры предлагаются по защите предпринимателей от необоснованного давления?

Юрий Пилипенко: Например, предлагается включить в УПК РФ нормы, вводящие прямой запрет на изъятие электронных носителей информации в ходе следственных действий по месту ведения предпринимательской деятельности. В случае необходимости содержащаяся на серверах и жестких дисках информация подлежит копированию лицом, проводящим осмотр, обыск или выемку, с последующим приобщением к материалам уголовного дела. Тогда действия правоохранительных органов не парализуют работу предприятия.

Досье РГ

Согласно поручению президента России, Правительству РФ совместно с Верховным Судом и Генпрокуратурой к 15 ноября необходимо проработать вопрос о недопущении продления меры пресечения в виде содержания под стражей (ареста) в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, в случае если по уголовному делу не предпринимаются активные следственные действия. При необходимости надлежит предусмотреть внесение в законодательство соответствующих изменений.

Источник: rg.ru