Юрий Блохин: Существует отторжение государством идеи общественного контроля и восприятие его как...

Юрий Блохин: Существует отторжение государством идеи общественного контроля и восприятие его как деструктивной деятельности

1443

Юрий Блохин – член Общественного совета при УМВД России по г. Ростову-на-Дону, эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, координатор по правовым вопросам совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Директората по правам человека Совета Европы «Российские ОНК – новое поколение», кан. юрид. наук, был членом ОНК Ростовской области 2-го и 3-го созывов. В 2010 году Юрий Блохин был награжден премией Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека.

– Как вы связаны с общественным контролем

– В общественный контроль я попал благодаря случаю. С 1996 года преподаю в юридических вузах уголовно-исполнительное право, сфера научных интересов – проблемы наказания, эффективность лишения свободы. Поэтому в 2010 году я с радостью принял предложение войти в ОНК Ростовской области, видя там возможность реализации научных интересов. Являлся заместителем председателя ОНК 2-го и 3-го созыва. Уже будучи в ОНК, я заметил, что через общественный контроль гораздо эффективнее разрешать проблемы исполнения наказания, чем через научную деятельность, результаты которой, к сожалению, не востребованы практикой. Я стал активно заниматься развитием практики и законодательного регулирования общественного контроля, участвовал в создании учебных и практических пособий в сфере общественного контроля.

– Какие технологии дают новые перспективы для развития общественного контроля?

– Развитие социальных сетей и мобильных приложений можно и нужно использовать для общественного контроля. Социальные сети могут не только давать информацию об объектах общественного контроля и нарушениях, но и служить площадкой для объединения активных субъектов общественного контроля. Часто люди, не обладающие достаточным опытом общественного контроля, фиксируют нарушение со стороны должностных лиц, не зная, как дальше действовать с этой информацией. Возможны разработка и создание определенных мобильных приложений, предполагающих простой алгоритм действий в случае выявления тех или иных нарушений для оформления официального обращения в государственный орган.

– Откуда можно привлечь финансирование общественного контроля и нужно ли оно?

– Финансирование не обязательно, если заниматься общественным контролем от случая к случаю и реагировать на нарушения, выявленные, например, по дороге на работу. Но такой контроль и не обладает большой эффективностью. Системное осуществление общественного контроля, целью которого была бы превенция нарушений в будущем, выявление причин и условий нарушений, мониторинг требуют определенных и временных, и финансовых затрат. Поэтому финансирование необходимо. Однако с источником финансирования существуют некоторые проблемы. Уповать на поддержку государства и быть объективным при контроле сложно, есть риски возникновения конфликта интересов. На уровне идеи я вижу возможность извлечения прибыли от сопутствующей коммерческой деятельности (например, предоставление услуг населению) или использование созданных для этих целей фондов.

– Заинтересованность органов власти в общественном контроле. Это возможно?

– В идеале именно органы власти и должны быть заинтересованы в общественном контроле. Если понимать общественный контроль не как реагирование на случившиеся отступления от законодательства, а постоянный мониторинг с целью поддержания должного ритма работы органов власти, то такой контроль, во-первых, обеспечивает эффективность деятельности государственного органа, а, во-вторых, является наиболее надежным способом обеспечения легитимности. Последний вопрос наиболее актуален в период роста протестных настроений в обществе. К сожалению, далеко не все представители органов власти понимают такую выгоду. Ее нужно планомерно доводить до них. И результаты работы должны их не отпугнуть, а показать эту выгоду. Поэтому нужно очень взвешенно подходить к представлению результатов общественного контроля, чего ты хочешь добиться – скандала, привлечения виновных к ответственности, устранения причин и условий нарушения, повышения эффективности деятельности всего органа и т.п.

– Какие вопросы должны стоять на повестке дня для развития общественного контроля?

– Наиболее актуальными сегодня являются вопросы идеологические в сфере как осуществления общественного контроля, так и восприятия его как такового. Трудно пытаться решить технические вопросы, будь то вопросы финансирования или законодательного регулирования, если существует отторжение государством идеи общественного контроля и восприятие его как деструктивной деятельности.

– Какие планы по общественному контролю на ближайший год?

– Постараюсь и дальше принимать активное участие в мониторинге деятельности полиции, продолжать просветительскую и научно-методическую деятельность в сфере прав человека и общественного контроля.

– 25 ноября 2017 г. состоится Общероссийский гражданский форум, что ожидаете от него?

– Реализации и внедрения результатов его работы.

Вопросы задавал Вадим Карастелев, координатор Сетевой лаборатории общественного контроля, Центр Прав Человека

ИСТОЧНИК https://hrc-main.org