Свердловская область: Тюремное ведомство ограничило членов ОНК в работе, практически парализовав общественный...

Свердловская область: Тюремное ведомство ограничило членов ОНК в работе, практически парализовав общественный контроль

1508

Общественные наблюдатели Свердловской области негодуют от действий администрации пенитенциарного ведомства, которое, используя нормы Федерального закона, ограничила членов ОНК в посещении ряда колоний в связи с возбужденным уголовным делом по факту незаконного применения физической силы сотрудниками ФКУ ИК-5 г. Нижний Тагил к осужденным.

Впервые с проблемой их недопуска члены ОНК столкнулись в ИК-5, когда общественные наблюдатели Ольга Вековшинина и Сергей Зыков приехали в учреждение, чтобы проверить информацию, опубликованную в сети-Интернет, — коллективное заявление осужденных из ИК-5, в котором сообщалось о пытках и вымогательствах в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области, но начальник учреждения Андрей Лебедев отказался их пропустить на режимную территорию, т.к. Вековшинина и Зыков являются свидетелями по уголовному делу, возбужденному по п.«а» ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения) по заявлению заключенного, отбывающего наказание в ИК-5.

Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», начальник места принудительного содержания вправе в соответствии со своим приказом или распоряжением не допустить члена общественной наблюдательной комиссии в место принудительного содержания в случае, если член общественной наблюдательной комиссии является потерпевшим, свидетелем, защитником или иным лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в месте принудительного содержания.

Хочется отметить, что законом предполагается право, а не обязанность начальника учреждения не пускать членов ОНК, если они являются свидетелями. Т.е. начальник может и впустить наблюдателей в колонию, и вместе с ними провести проверку, тем самым удостовериться, что общения с заключенными по вопросам возбужденного уголовного дела не произойдет.

Общественные наблюдатели в доброжелательной форме попытались объяснить начальнику Лебедеву, что они выполняют общественную работу и их деятельность направлена на защиту прав заключенных, и они не намерены беседовать с заключенными, которые причастны к уголовному делу, по вопросам расследования по этому делу. Да, и у заключенных могут быть вопросы и жалобы, которые не касаются уголовного дела, а напрямую затрагивают их права при отбывании ими наказания в данном учреждении.

Также члены ОНК напомнили Андрею Лебедеву, что в процессе общественного контроля их всегда сопровождает кто-то из руководства учреждения и данный сотрудник всегда может прервать проверку, если даже будет намек на общение с заключенными, которые причастны к возбужденному уголовному делу. Но начальник Лебедев был непреклонным и своим приказом запретил членам ОНК посещать учреждение.

ГУФСИН России по Свердловской области также решило воспользовался данной ситуацией и ограничило членов ОНК в посещении ряда колоний Свердловской области. Для этого по подведомственным учреждениям был направлен документ, в котором начальникам колоний предписывалось не пускать членов ОНК в учреждение по тем же самым основаниям.

В адрес председателя ОНК Свердловской области Владимира Попова тоже поступило письмо, за подписью врип начальника Ю. Панкратова, в котором ОНК уведомлялась, что с целью соблюдения требований ч.1 ст.17 ФЗ-76  члены ОНК Свердловской области (список прилагется) не будут допущены в исправительные учреждения и шел обширный список колоний Свердловской области с разными видами режима содержания, вплоть до особого режима. Также ГУФСИН России по Свердловской области оставляло за собой право изменить список колоний при передвижении осужденных.

.

Хочется отметить, что в список запрещенных к посещению колоний попали все учреждения, которые, по мнению правозащитников, являются проблемными с точки зрения соблюдения законодательства в области прав человека.

Письмо-уведомление, присланное в адрес ОНК Свердловской области, не содержит даты и исходящего номера, но является документом, на основании которого члены ОНК не будут допущены в исправительные учреждения.

19 ноября 2017 года, члены ОНК Свердловской области Ольга Вековшинина и Николай Лаптев не были допущены в ИК-10 г. Екатеринбурга по тем же основаниям, что указаны в письме полковника внутренней службы Ю. Панкратова.

Члены ОНК и правозащитники очень удивлены таким развитием событий и никак не ожидали,что тюремное ведомство, используя удобный случай, практически закрыло от общественных наблюдателей пенитенциарные учреждения Свердловской области, в которых, как уже это доказано многочисленными судебными актами, права человека не соблюдаются, а жизнь и здоровье заключенных подвергаются постоянной опасности.

Обращаем ваше внимание, что в ОНК Свердловской области 34 члена, а согласно письму Ю.  Панкратова запрещено посещать учреждения всего лишь восьми членам ОНК, но шесть из этих членов самые активные граждане и свою общественную нагрузку несут с честью. О их деятельности можно узнать по их отчетам и публикациям, которые, в том числе, есть и на нашем сайте в разделе «Отчеты ОНК». Что делает в ОНК остальная часть членов, мы не знаем, т.к. об их работе ничего неизвестно, отчетов они не пишут и нигде не публикуют информацию о своих походах в колонии и отделы полиции.

ИсточникПравозащитники Урала