Непрозрачные гранты

Непрозрачные гранты

1273

Во втором конкурсе Фонда Президентских грантов из 9543 заявок, победителями стали 2 243 некоммерческие организации из всех 85 регионов страны. Общая сумма грантов, выделяемых по итогам второго конкурса, составила 4 404 миллионов рублей. Однако, региональные ОНК в очередной раз так и не  получили столь необходимой им для работы  поддержки.

При этом,  уже даже Президенту России известно, что члены ОНК занимаются крайне важной для общества деятельностью – благодаря им сокращается кол-во нарушений закона и прав человека в местах лишения свободы, тем самым снижается уровень преступного рецидива, повышается степень доверия к работе правоохранительных органов и власти в целом. Только члены региональных комиссий в соответствие с ФЗ-76 могут без согласования   регулярно посещать  места принудительного содержания для содействия государственной политики в целях обеспечения прав человека в местах принудительного содержания (ИК, СИЗО, ИВС, ДЧ ОП, спецприемники, тюремные больницы, ЦВСИГ, гаупвахты министерства обороны, спецшколы министерства образования), что само по себе является достаточно тяжелой и опасной миссией для представителей гражданского общества (учитывая состав и личные качества спецконтингента, наличия инфекционных заболеваний, санитарное состояние МПС и др.). Все это  во во многом отличает деятельность членов ОНК  от работы представителей других НКО, занимающиеся защитой прав потребителей, ЖКХ, инвалидов, ветеранов боевых действий, медиацией и тд., которые были поддержаны в рамках двух конкурсов  Фонда Президентских грантов. Также, практически все общественные организации (не связанные с обеспечением работы региональных ОНК) имеют возможность оказывать и регулярно оказывают платные услуги, тем самым  обеспечивая свою деятельность

При этом, важно понимать, что только целевое выделение средств из Фонда Президентского грантоператора на обеспечение деятельности  работающих комиссий будет способствовать повышению эффективности всей государственной политики в сфера обеспечения прав человека в МПС , и, как следствие, сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной. А отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий,  просто  приведет к прекращению их эффективной работы и сделает ОНК очередным « мертвым « институтом формального общественного контроля .

Ранее, уже был проведен детальный анализ победителей 1 конкурса Фонда, по итогом которого огромное количество вопросов вызвала компетенция экспертов, анализирующих грантовые заявки.

Перед началом 2 конкурса, всем желающим НКО было предложено запросить экспертный анализ ошибок, который помог бы скорректировать заявку для участия в новом этапе. К сожалению, множество организаций так и не получили никакого ответа на запрос, а те, кто его дождался, были удивлены формулировкой, что исправление замечаний эксперта не гарантирует успеха при подаче заявки на следующем этапе. Т.е. внося изменения в заявку по всем проблемным пунктам (выделенных «экспертами»), организация не может претендовать на более высокий бал. Это значит, что у Фонда скорее всего отсутствуют проработанные и единые для всех критерии отбора победителей, что, на практике, позволяет «срезать» любые, даже самые проработанные заявки.

Также как и ранее, представителями многих правозащитных НКО было отмечено, что руководство нового грантоператора и курирующие его работу представители органов исполнительной власти не заинтересованы (или не в полной мере понимают цели и задачи наблюдательных комиссий) в эффективно работающих региональных ОНК и правозащитных организаций, снижении социальной напряженности и уровня преступного рецидива лиц, отбывших наказание – т.е. в повышении безопасности в нашем обществе.

Во втором этапе конкурса, крайне низкое кол-во организаций стали победителями в категории «защита прав и свобод человека и гражданина в т.ч. прав заключенных» - только 89 заявок данного направления из всех регионов, получили поддержку от государства (из 304 поданных), что составляет всего 4% от общего числа победителей. При этом на поддержку деятельности региональных ОНК было направлено менее 1% (4 проекта, в той или иной степени, связанных с работой комиссий) средств. В тоже время, организации, имеющие отношение к Русской Православной церкви получили значительные суммы из федерального бюджета для реализации различных проектов.

Кроме того, в числе победителей оказались не самые эффективно-работающие НКО, у которых ранее были проблемы с отчетностью по предыдущим проектам.

Особо необходимо отметить еще одну важную проблему в работе Фонда - закрытость и недостаток информации о работе НКО - победителей на сайте президентскиегранты.рф.

Если посмотреть раздел «Победители», и открыть конкретный проект, можно увидеть только информацию: краткое описание, цели, задачи, обоснование социальной значимости и целевую аудиторию, на которую будет направлен проект.

Информация об организации, ограничивается только ее названием! Отсутствуют контактная информация, сведения о руководителе, опыт работы, а самое важное, нет календарного плана работы НКО. Недостаток информации о работе организации не позволит значительной части целевой аудитории узнать о проводимых мероприятиях и принять в них участия. Чтобы найти хоть какую-либо информацию о работе НКО, необходимо приложить немалые усилия, так как у значительной части организаций отсутствуют свои интернет-сайты с регулярным освещением их деятельности.

 

Кроме того, на сайте Фонда для посетителей не доступна информация о мероприятиях, реализуемых организациями – новости (хотя победители конкурса 2017-1 уже работают с 01.09.2017 года)! Один из основных принципов деятельности некоммерческих организаций это гласность и открытость для общества, а в данном случае, никто не может узнать о реальной работе НКО, а главное, оценить, как расходуются полученные бюджетные средства.

К примеру, на сайте грантоператора ООД «Гражданское достоинство» (отвечающий ранее за грантовое направление «защита прав человека») размещалась вся информация об НКО-победителе: контакты, руководство, предыдущий опыт, календарный план и др. Был сформирован новостной раздел, в котором отображалась вся текущая деятельность организаций, а также подразделы в каждом личном кабинете НКО с перечнем всех реализованных мероприятий. От кол-ва размещенных материалов увеличивался рейтинг организации, и ее шансы получить поддержку в следующем конкурсе.

На данный момент, информацию о работе НКО – победителей, можно узнать только из соц.сетей, региональных СМИ, и сайтов некоторых организаций, которые заботятся об информированности общества о ходе реализации социально-значимых проектов. Исходя из этого можно сделать вывод, что сведения о проведении мероприятий большинства проектов, являются закрытыми (доступ к отчетом имеют только представители Фонда – «эксперты»), и не возможно оценить успешность их проведения, а значит понять, насколько эффективно реализуется проект, и как были потрачены миллиардные средства из бюджета на поддержку некоммерческого сектора.

Ещё год назад  члены СПЧ РФ, после обращения правозащитников  и членов  ОНК на заседании Совета при Президенте РФ подняли этот вопрос о неэффективности работы ООД «Гражданское Достоинство» и крайне низкой поддержке деятельности региональных ОНК и после этого был создан единый грантоператор Фонд Президентских грантов (http://kremlin.ru/events/president/news/53440 ).

Однако сейчас можно с уверенностью сказать, что государственная поддержка деятельности общественных наблюдательных комиссий через Фонд Президентских грантов стала ещё менее значительной, работа Фонда более закрытой, непрозрачной, а экспертный анализ заявок -  более непрофессиональным, и все это, несмотря на многократные публичные заявления и руководителей  федерального грантоператора  и представителей органов власти.