Генпрокуратуру и СК просят приглядеться к штрафному изолятору

Генпрокуратуру и СК просят приглядеться к штрафному изолятору

1029

Родственники скончавшегося в первый день Нового года заключенного просят Генпрокуратуру и Следственный комитет разобраться в обстоятельствах его гибели. Бывший омоновец, принявший ислам, был найден повешенным на простыне в штрафном изоляторе пермской колонии. По словам матери, его тело было в синяках, а на шее нашли след от ремня с пряжкой. В УФСИН по Пермскому краю сообщили о начале служебной проверки.

Семья Трониных из Пермского края просит генпрокурора Юрия Чайку, председателя СК РФ Александра Бастрыкина и директора ФСИН России Геннадия Корниенко провести проверку гибели в краевой ИК-37 бывшего омоновца Артема Тронина. Обращение от их имени направил координатор правозащитного проекта «Гулагу.нет» Борис Ушаков. По словам Светланы Трониной, ее сын был обнаружен 1 января повешенным в штрафном изоляторе. Она уверена, что его замучил сотрудник колонии, против которого ее сын давал показания. «Тело осужденного было найдено в ночь с 1 на 2 января, сейчас проводится наша внутренняя проверка, все материалы переданы в следственные органы, в прокуратуру»,— сообщил “Ъ” начальник пресс-службы УФСИН Пермского края Станислав Волегов.

Артем Тронин был осужден в 2012 году на 12 лет за преступления в отношении нескольких жителей поселка Усть-Черная, которые он совершил летом 2011 года вместе с сослуживцами (см. “Ъ” от 24 ноября 2012 года),— в том числе за избиение, повлекшее смерть потерпевшего, и незаконное лишение свободы двоих гражданских лиц. Девятерым соучастникам, трое из которых до возбуждения уголовных дел служили в ОМОНе, инкриминировали в общей сложности девять криминальных эпизодов. Светлана Тронина, вспоминая в разговоре с “Ъ” те дни, заявила, что ее сын «служил в Чечне (официально режим контртеррористической операции в Чечне был снят в апреле 2009 года, но после этого неоднократно вводился в отдельных районах республики.— “Ъ”), приехал оттуда, но не прошел никакой реабилитации: их просто отправили в отпуск. Я видела, что у него нервы оголенные. Он пошел заступаться за друга, который его в бою защищал». «Как человек жил до того, как попал в места лишения свободы, это одно, а вот что с ним там сделали — другой вопрос»,— сказал “Ъ” бывший оперативник угрозыска, ведущий блога «Лойер FM» Константин Крицкий, представляющий интересы семьи Трониных.

Осужденного отправили в колонию для бывших силовиков. Через год он принял ислам, отрастил бороду, а также стал писать жалобы в прокуратуру. «Там много людей юридически подкованных, они отстаивают свои права, и таких часто отправляют в ШИЗО. Так произошло и с Трониным»,— считает господин Крицкий. По словам матери Артема Тронина, в начале прошлого года сын выступил свидетелем против оперативника, ставшего позже начальником оперчасти колонии, по делу об избиении другого заключенного. В итоге свидетеля отправили в одиночную камеру, а жаловавшегося осужденного признали виновным в нападении на сотрудника колонии и добавили к его сроку еще три года. Новый год бывший омоновец также встречал в ШИЗО. Его мать и ее юрист говорят, что у них есть сведения из колонии о том, что происходило 31 декабря: свидетели уверяют, что видели, как в камеру к Артему Тронину заходил начальник оперчасти, слышали крики заключенного, а также говорят, что в этот вечер на дежурстве был начальник колонии Эдуард Терентьев. О происшедшем семья Трониных узнала в ночь на 3 января: по словам матери, ей позвонил из ИК-37 «отчаянный человек», сказал, «приезжайте быстрее, а то от тела постараются избавиться, так как его повесили». В колонии матери предложили ждать извещения, которое отправлено по почте, но извещение не пришло до сих пор. Тело они нашли в морге поселка Половинка, рядом с которым находится колония. «Мы сфотографировали тело. Рот разорван, зубы треснули, словно он их стискивал, голова разодрана, все тело в синяках. А в акте написано, что никаких ссадин и повреждений на теле нет,— говорит госпожа Тронина.— Начальник колонии мне сказал, что Артем 1 января утром поел спокойно кашки и потом повесился на простыне,— я записала на диктофон эти его слова. Сказал, что он сам снимал тело в 10:15 утра, и якобы на простыне был один узел. Но как простыня может выдержать 85 кг? И откуда синяки? Знакомый судмедэксперт сказал, что на шее след от ремня и пряжки, а не от простыни». Светлана Тронина считает, что сын не мог покончить с собой, поскольку был настроен на борьбу: «Он всегда говорил — лучше умереть стоя, чем на коленях. Я понимала, что будет прессинг, но не думала, что так закончится».

В обращении в Генпрокуратуру, СК и ФСИН семья заключенного просит изъять весь видеоархив из ИК-37 с 25 декабря по 2 января, опросить осужденных в колонии и обеспечить их безопасность, а также провести проверку в отношении начальника колонии, ряда его подчиненных и отстранить их на это время от исполнения обязанностей.

источник https://www.kommersant.ru/doc/3514781