В уголовно-исполнительной системе не привлекается к труду более 60% трудоспособных осужденных

В уголовно-исполнительной системе не привлекается к труду более 60% трудоспособных осужденных

1372
Кировоградская воспитательная колония. Свердловская область, 2013 год Фото: Борис Кремер / PhotoXPress

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка эффективности обеспечения привлечения к труду осужденных к лишению свободы» (с контрольно­счетными органами Ярославской, Костромской и Ульяновской областей) и экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности обеспечения привлечения к труду осужденных к лишению свободы».

Объекты проверок: ФСИН России, территориальные органы ФСИН России, органы государственной власти регионов.

Проверяемый период: 2014 - 2016 гг.

С докладом выступила аудитор Татьяна Блинова.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что принимаемые ФСИН России в 2014-2016 гг. меры по организации трудовой адаптации осужденных не привели к росту количества осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, повышению уровня оплаты их труда и увеличению объемов производства. Таким образом, положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. в части организации привлечения осужденных к труду не реализованы, и до настоящего времени не инкорпорированы в подпрограмму «Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний» госпрограммы «Юстиция».

Показатели привлечения осужденных к оплачиваемому труду постоянно ухудшались: в 2014 г. к труду было привлечено 223,2 тыс. осужденных или 41,7% общего количества трудоспособных осужденных, в 2015 г. - 199,6 тыс. или 38,8%, в 2016 г. - 190,2 тыс. или 37,6%. Общий объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг с привлечением осужденных к оплачиваемому труду за 2014 - 2016 гг. сократился на 1,4 млрд рублей или 4,2% и составил 31,2 млрд рублей.

В результате такого положения дел объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг осужденными, был ниже расчетного объема, определенного исходя из возможного привлечения всех трудоспособных осужденных к труду: в 2014 г. на 46,8 млрд руб., в 2015 г. - на 57,2 млрд руб., в 2016 г. - на 56,7 млрд руб.

Был отмечен критически низкий уровень привлечения к труду осужденных на федеральных государственных унитарных предприятиях ФСИН России - ежегодно не более 2%, - при том, что объем поставок продукции для внутрисистемных нужд, производимый ФГУП ФСИН России, составляет более 50 % от общего объема поставок ФСИН России.

Размер среднемесячной начисленной заработной платы осужденных, привлеченных к труду, в 2014 - 2016 гг. не достигал МРОТ, что не соответствует требованиям статьи 105 УИК РФ. В 2014 - 2016 гг. удельный вес осужденных-сдельщиков, не выполняющих нормы выработки, в их общей среднесписочной численности, составлял ежегодно не менее 68,5%. «С одной стороны данный показатель свидетельствует о низкой заинтересованности осужденных в выполнении норм выработки, с другой стороны такая ситуация ставит под сомнение объективность установления норм выработки, которые не могут быть выполнены осужденными с учетом их профессиональной квалификации, устаревшего оборудования и несовершенства организации производственных процессов. В результате оплата труда осужденных опускается ниже установленного минимального размера, так как она увязана с выполнением норм выработки», - сказала аудитор Татьяна Блинова.

Кроме того размер среднемесячной начисленной заработной платы осужденных, привлеченных к труду был в несколько раз ниже уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике России и ниже уровня размеров заработных плат по соответствующим видам экономической деятельности. Так, размер начисленной среднемесячной заработной платы осужденных в 2014 г. составлял 3 тыс. руб., в 2015 г. - 3,2 тыс. руб., в 2016 г. -- 3,6 тыс. руб. Для сравнения: размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике России в 2014 г. составил 32,5 тыс. руб., в 2015 г. - 34 тыс. руб., в 2016 г. - 36,7 тыс. руб.

Низкий уровень заработной платы не позволял осужденным в полной мере погашать требования исполнительных документов и возмещать расходы, связанные с их содержанием. Так объем недополученных доходов в виде возмещения осужденными, привлеченными к оплачиваемому труду, расходов по своему содержанию за 2014 - 2016 гг. составил расчетно более 15,1 млрд рублей.

Были выявлены проблемы нормативно-правового характера. Например, в УФСИН России по Костромской области отсутствуют локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда осужденных, что противоречит нормам трудового законодательства. Подведомственные учреждения УФСИН России по Ярославской области также как и УФСИН России по Костромской области не были выполнены требования по разработке систем нормирования труда.

ФСИН России предпринимает недостаточные меры по профессиональному обучению осужденных: доля прошедших обучение осужденных по отношению к численности подлежавших обучению в 2014­2016 гг. снизилась с 82,3% до 63,4%. При этом доля трудоустроенных осужденных после прохождения обучения в данном периоде ежегодно не превышала 50%. Так, например, в Амурской области в 2014-2015 гг. из 1,6 тыс. прошедших обучение не было трудоустроено ни одного осужденного, в Еврейской автономной области из 294 прошедших обучение было трудоустроено только 20 осужденных.

Аудитор Татьяна Блинова обратила внимание на то, что износ производственного оборудования, производственных зданий и сооружений ФСИН России оценивается как критический: доля оборудования со сроком эксплуатации более 10 лет составляет 49,8%, свыше 20 лет - 26,2%. При этом, по словам Татьяны Блиновой, учреждения уголовно-исполнительной системы не соблюдают установленный минимальный норматив (40%) направления отчислений от прибыли, полученной от приносящей доход деятельности, на содержание и укрепление материально-технической базы, модернизацию и развитие производства, создание дополнительных рабочих мест. Так, на указанные цели в 2015 г. учреждениями УИС направлено только 542,95 млн руб. (или 27,7% прибыли), в 2016 г,- 681,8 млн руб. (или 38,9%).

Мероприятия по оказанию содействия в трудовой занятости осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, реализовывались в 2014 - 2016 гг. только в 14 регионах с общим объемом ресурсного обеспечения в сумме 154 млн рублей. «Принимая во внимание проводимую в настоящее время «ревизию» расходных обязательств регионов в преддверии перехода на модельный бюджет, существуют значительные риски сокращения указанных мер и объемов финансирования», - отметила аудитор.

ФСИН России ненадлежащим образом организован ведомственный контроль, что привело к нарушениям в сфере закупок для государственных нужд. Например, УФСИН России по Костромской области в 2015 г. были заключены с использованием преференций госконтракты с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Костромской области на поставку овощей на общую сумму 100,97 млн руб., при этом исполнение госконтрактов осуществлялось сторонними организациями, не являющимися учреждениями уголовно­-исполнительной системы.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления об устранении нарушений во ФСИН России, УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Ярославской области, обращение в Генеральную прокуратуру, информационное письмо и отчеты о результатах мероприятий в Минюст России, информацию об основных итогах и отчеты о результатах мероприятий в палаты Федерального Собрания, отчет о результатах параллельного контрольного мероприятия в Контрольно-счетную палату Ярославской области, Контрольно-счетную палату Костромской области и Счетную палату Ульяновской области.

источник http://www.ach.gov.ru/press_center/news/32329