Cовет принял Рекомендации по итогам выездного заседания в Ростовской области

Cовет принял Рекомендации по итогам выездного заседания в Ростовской области

371
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

19 — 22 декабря 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Ростовской области.

Представители Совета (М.А.Федотов), совместно с членами ОНК РО Петрашисом Л.В., Надтока С.В., Шелудько А.Ю., Шороховым Ю.А., заместителем губернатора Ростовской области Корнеевым М.В., представителем правового управления ФСИН России Кузнецовым А.В., уполномоченным по правам человека в Ростовской области Харьковским А.И., представителями прокуратуры региона 21 декабря 2017 года посетили и проверили условия содержания, а также провели личный прием граждан и лиц без гражданства в ФКУ «ЦВСИГ «Дон» МВД России, ФКУ ИК-18 и ФКУ ИК-15 ГУФСИН РФ по РО.

Рекомендации:

Обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и проблемы общественных наблюдательных комиссий

В состав Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области в 2017 г. после проведения донабора 15 декабря 2017 г. вошло дополнительно 6 человек. С учетом новых членов в комиссии сейчас 22 человека, среди которых: 7 юристов, из них 2 кандидата юридических наук, 5 священнослужителей (3 православных и 2 протестантских), 2 психолога, 1 журналист, 1 ведущий тренер-эксперт по осуществлению общественного контроля в МПС.

В 2017 г. члены ОНК Ростовской области 4 созыва 278 раз посетили места принудительного содержания, подведомственные региональным органам ФСИН России, МВД России, ФСБ России, Минобрнауки России, для осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека. По результатам посещений членами комиссии в адрес руководства территориальных органов были предоставлены мотивированные отчёты-заключения с конкретными выводами и рекомендациями.

На большинство заключений получены ответы ведомств с указанием конкретных мер реагирования на указанные недостатки.

В 2017 г. членами ОНК было обработано 323 жалобы от осуждённых, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их родственников.

В ходе работы двух общественных приёмных в г. Ростове-на-Дону и г. Волгодонске членами ОНК было оказано 236 бесплатных правовых консультаций по вопросам уголовного законодательства, УДО и замене неотбытой части наказания более мягким видом, амнистии и др. Членами ОНК был проведен личный приём 634 лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

С 1 января 2017 г. членами ОНК было размещено 365 информационных и аналитических материалов о работе комиссии, заключений о посещениях мест принудительного содержания, рабочих встречах-совещаниях, актуальных интервью на сайтах Российского проекта ОНК antipytki.ru, твойконтроль.рф, информационном портале vdnews.org и других сетевых изданий.

Совет обращает внимание на следующие проблемные вопросы, с которыми сталкиваются члены ОНК в процессе своей деятельности:
а) ГУ ФСИН России по Ростовской области:
— у ОНК налажены рабочие,  конструктивные отношения с руководством и сотрудниками ГУ ФСИН России по Ростовской области, все заключения и рекомендации комиссии оперативно рассматриваются, своевременно направляются ответы на заключения,  регулярно, не реже одного раза в квартал, проходят рабочие встречи-совещания руководства главка с членами ОНК, в штате ГУ ФСИН есть помощник начальника по правам человека, отвечающий за постоянное взаимодействие с комиссий, и, благодаря этому, большинство  проблемных вопросов решаются оперативно;
— случаи оказания медицинской помощи ненадлежащего качества в ряде ИК и СИЗО;
— случаи перелимита в некоторых учреждениях;
— случаи необоснованных отказов в освобождении по Постановлениям Правительства Российской Федерации № 3 и № 54;
— случаи необоснованных отказов судами в удовлетворении ходатайств об УДО и замене наказания более мягким его видом;
— отсутствие необходимого количества рабочих мест в исправительных учреждениях;
— сложности, иногда возникающие при этапировании (конвоировании) заключённых в учреждения федерального и муниципального здравоохранения для оказания необходимой медпомощи;
— имеющиеся материально-бытовые проблемы в некоторых учреждениях (помещения, требующие капитального ремонта, отсутствие вентиляции, надлежащего освещения и др.);
— случаи предоставления осужденным питания ненадлежащего качества в некоторых учреждениях;
— проблемные вопросы в работе магазинов в некоторых учреждениях, связанных с централизацией поставок из ФГУП «Калужский»;
— сложности, в некоторых случаях возникающие при паспортизации и подтверждении гражданства осужденных.

ГУ МВД России по Ростовской области:
Несмотря на неоднократные обращения со стороны ОНК о проведении рабочей встречи-совещания, новый начальник ГУ МВД в течение полугода так и не нашёл возможности встретиться с членами комиссии и обсудить проблемы в осуществлении общественного контроля. При этом, бывший начальник ГУ МВД регулярно встречался с членами ОНК и большинство проблем решалось оперативно. К большому сожалению, сейчас в ГУ МВД нет сотрудника, отвечающего за оперативное взаимодействие с комиссией, ранее за это отвечал начальник отдела информации и общественных связей.

При этом у членов ОНК сложись рабочие конструктивные отношения с сотрудниками ГУ МВД и территориальных органов, которые в большинстве случаев готовы к конструктивному взаимодействию с членами комиссии.

Члены ОНК Ростовской области отмечают следующие проблемы в обеспечении прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания:
— случаи несоответствия действующему законодательству условий содержания в некоторых ИВС и спецприемниках;
— отсутствие фельдшеров в ряде ИВС;
— отсутствие помещений для задержанных (далее ПДЗ) и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции;
— несоответствие ПДЗ и помещений для работы с доставленными в ряде дежурных частей отделов полиции требованиям действующего законодательства;
— случаи непредоставления горячего питания и постельных принадлежностей лицам, содержащимся в дежурных частях отделов полиции свыше трёх часов и в ночное время;
— случаи некорректного ведения служебной документации;
— отсутствие пандусов / кнопок вызова дежурных сотрудников на входах в некоторых отделах полиции.

По мнению Совета существует ряд проблемных вопросов в работе Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области, а именно:

Формирование ОНК.
Процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ, по мнению членов ОНК Ростовской области, является закрытым, излишне формализованным, не имеет понятных критериев отбора, что в конечном итоге приводит к формированию нежизнеспособных и неэффективных комиссий.
Выборы в ОНК 43 субъектов в 2016 г., а также довыборы в 2017 г. показали, что ряд наиболее активных и грамотных кандидатов, без объяснения причин со стороны Совета ОП РФ, не смогли попасть в составы комиссий (имея необходимый комплект документов), а общая численность членов ОНК сократилось.

Так, в Ростовской области действуют 19 учреждений ГУ ФСИН России и 108 учреждений ГУ МВД России, есть места принудительного содержания Минобороны России, ФСБ России, Минобрнауки России, регион имеет большую протяжённость, большое количество спецконтингента, приграничную территорию, МПС располагаются на значительном удалении от городов. Для Ростовской области 22 членов комиссии – это очень мало для осуществления эффективного общественного контроля по обеспечению прав человека в МПС.

Членами ОНК было подготовлено обращение к секретарю Общественной палаты РФ о необходимости увеличения состава комиссии в регионе до 30 человек в ходе планируемого в 2017 г. дополнительного набора в ОНК. В результате длившихся около года процедур по довыборам, ОНК пополнили лишь 6 человек, увеличив комиссию до 22 человек, что не соответствует пожеланиям, высказанным на расширенном собрании ОНК.

Финансирование и материально-бытовое обеспечение деятельности ОНК.

Общественные наблюдательные комиссии не являются юридическими лицами, организациями, а члены ОНК в соответствие с п.3 ст.17 ФЗ-76 не имеют права получать вознаграждения за свою деятельность. По мнению членов ОНК РО, для обеспечения эффективной работы ОНК необходимы значительные финансовые затраты: аренда офиса, зарплата секретаря, интернет и связь, оплата проезда, обучающие мероприятия, издание методических материалов и др. Источником финансирования деятельности ОНК могут являться федеральные и региональные гранты (получаемые НКО, выдвинувших членов комиссий), добровольные пожертвования и личные средства членов комиссий.

Только целевое выделение средств на обеспечение деятельности эффективно работающих комиссий будет способствовать сокращению случаев нарушения закона и прав человека в местах принудительного содержания, и как следствие, повышению эффективности всей государственной политики в сфере исполнения наказания, что позволит сделать жизнь в обществе более комфортной и безопасной.

Отсутствие системной государственной поддержки деятельности общественных наблюдательных комиссий приведёт к прекращению их эффективной работы, а, самое главное, выходу из комиссий наиболее активных членов ОНК.

Проблемные вопросы взаимодействия ОНК с органами исполнительной власти

По мнению членов ОНК Ростовской области, взаимодействие членов комиссии с органами исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительными органами и федеральными ведомствами необходимо для эффективного осуществления общественного контроля в местах предварительного содержания.

В большинстве регионов Российской Федерации представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Конструктивное взаимодействие комиссий с представителями органов исполнительной власти очень важно, так как 90% осуждённых после отбытия наказания остаются проживать в данном регионе, и от того, насколько эффективно был произведён процесс их исправления и последующая ресоциализация, зависит безопасность жизни в обществе. Члены ОНК  неоднократно обращались к руководству правительства области о необходимости более оперативного взаимодействия, но пока ситуация остаётся на прежнем уровне, при этом ранее в правительстве  был сотрудник отвечающий за это направление и оказывающий эффективное содействие комиссии, но сейчас нет даже его.

Более тесное взаимодействие исполнительной власти и членов комиссии позволило бы повысить открытость и уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан к реализуемой государством политике в целом.

С учетом изложенного Совет рекомендует:

Общественной палате Российской Федерации:
— сделать механизм выборов в ОНК максимально открытым, чтобы не возникало сомнений в компетентности Общественной палаты РФ;
— рассмотреть вопрос передачи полномочий по формированию региональных ОНК на совместно созданную комиссию, состоящую из представителей Общественной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Совета (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК);
— рассмотреть вопрос об организации обязательного обучения кандидатов в региональные комиссии (совместные с действующими членами ОНК посещения МПС, обучающие семинары) для повышения их правовой грамотности и обретения навыков осуществления общественного контроля;
— оценивать эффективность действующих членов ОНК при формировании новых составов комиссии (кол-во посещений МПС, кол-во и качества написанных заключений, участие в различных мероприятиях комиссии и учебных семинарах для членов ОНК);
— в ходе отбора кандидатов для назначения в состав комиссий, руководству общественной организации представлять по каждому рекомендованному кандидату досье / резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека;
— определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения Советом Общественной палаты РФ, предварительно согласовав с членами комиссий;
— в случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, рекомендовать Совету Общественной палаты РФ направлять мотивированное письмо в адрес общественной организации, выдвинувшей кандидата, о причинах отказа;
— рассмотреть возможность создания совместной комиссии с участием представителей Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета для рассмотрения спорных вопросов, возникающих в процессе формирования ОНК;
— в рамках Совместного проекта Совета Европы и Уполномоченного по правам человека в РФ «Российские ОНК: новое поколение» предусмотреть систематическое участие представителей аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ в работе команды проекта: планирование и организация учебных мероприятий, обучение правозащитников и новых членов ОНК в регионах РФ с участием экспертов;
— рассмотреть вопрос о создании экспертного совета региональных ОНК, в который могли бы войти опытные члены комиссий регионов. Формирование экспертного совета ОНК целесообразно возложить лично на Уполномоченного по правам человека в РФ, секретаря Общественной палаты РФ и председателя Совета;
— проводить регулярный мониторинг деятельности региональных ОНК с освещением реальной работы комиссий;
— предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями;
— предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК от городских НКО.

Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:
— рассмотреть вопрос исключения из Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» положения, ограничивающего выдвижение в члены комиссии одного кандидата более 3 раз подряд, и установить возможность продления срока полномочий членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

Правительству Ростовской области:
— оказывать поддержку при осуществлении членами ОНК общественного контроля в местах принудительного содержания, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на развитие гражданского общества в регионе (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – «круглых столов», семинаров, тренингов);
— рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности регионального Уполномоченного по правам человека такого показателя как эффективность его взаимодействия с региональным ОНК;
— рассмотреть возможность предоставления организациям, подающим заявки на получение грантов, рекомендательных писем от эффективно работающих правозащитных НКО для поддержки проектов;
— при рассмотрении заявки оценивать эффективность работы региональных ОНК (в которые выдвинуты представители НКО – соискателя грантовой поддержки);
— рекомендовать членов ОНК в состав Общественной палаты Ростовской области и комиссии по профилактике преступности при главе региона;
— оказывать содействие ОНК в получении помещения для работы из государственного или муниципального фонда на безвозмездной или льготной основе;
— выделять бюджетные средства на освещение деятельности ОНК в СМИ.

ФСИН России, МВД России, Минобрнауки России, Минобороны России, ФСБ России, Генпрокуратуре России, Следственному комитету России:
— рассмотреть возможность включения в критерии оценки деятельности региональных органов такого показателя как эффективность их взаимодействия с региональными ОНК и оказания им поддержки.

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации рассмотреть возможности:
— создания в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ отдела по взаимодействию с ОНК, который будет заниматься координацией взаимодействия комиссий с сотрудниками правоохранительных органов и органов исполнительной власти для повышения эффективности общественного контроля в целях содействия реализуемой государственной политике в области обеспечения прав человека в МПС (согласно 76-ФЗ);
— включения в Экспертный совет активно и эффективно работающих членов региональных ОНК, а также создание в рамках экспертного совета постоянной комиссии по содействию государственной политике в сфере обеспечения прав человека в МПС и осуществлению общественного контроля в местах принудительного содержания;
— поощрения эффективно работающих членов ОНК.

Настоящие рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования « _29__ » января 2018 г.

Председатель Совета                    М.Федотов