«Состояние и перспективы общественного контроля по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав...

«Состояние и перспективы общественного контроля по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Роль региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК»

1933

Доклад

к конференции по теме: « Состояние и перспективы общественного контроля по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Роль региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК».

Главным предназначением общественных наблюдательных комиссий, образованных в субъектах Российской Федерации, является содействие реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

За девять лет функционирования ОНК большинство из них добились признания и уважения среди лиц, находящихся во временной изоляции от общества, их родственников, а также сотрудников правоохранительных органов.

К их числу уверенно можно отнести ОНК: г. Москвы, Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Татарстан, Красноярского, Пермского и Хабаровского краев, Воронежской, Ленинградской, Омской, Ростовской и Тульской областей.

Практика взаимодействия членов ОНК с объектами и субъектами общественного контроля подтверждает, что их добросовестная ответственная работа:

– позволяет администрации мест принудительного содержания получить общественную оценку результатов деятельности сотрудников с точки зрения обеспечения законных прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

– снимает напряженность среди лиц, находящихся в изоляции от общества, за счет дополнительного общения с ними независимых от государственных органов членов ОНК;

– настраивает руководителей и персонал мест принудительного содержания на устранение вскрытых членами ОНК нарушений условий содержания и соблюдения законных прав лиц, находящихся под стражей, которые не требуют больших финансовых затрат;

– уберегает в определенной степени сотрудников учреждений от совершения ими противоправных действий, за совершение которых они сами могут быть привлечены к ответственности.

Отчасти по этой причине за прошедший период времени в Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» семь раз вносились изменения и дополнения, существенно расширяющие полномочия членов ОНК.

Гуманизация государственной уголовной и уголовно-исполнительной политики предусматривает не только сокращение численности лиц, находящихся под стражей, но и профилактику рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В этой связи члены ОНК считают необходимым продолжить совершенствовать законодательство, регламентирующее деятельность ОНК, чтобы граждане освобождались из мест лишения свободы с положительным настроем вести законопослушный образ жизни.

Во многом такой настрой зависит от того, насколько соблюдались права граждан, начиная с момента взятия под стражу, проведения следственных действий и осуждения, а также в период отбывания уголовного наказания.

В законопроект по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 10 июня 2008 года №76-ФЗ, принятый в первом чтении более двух лет назад, членами ОНК было внесено немало предложений. Однако до настоящего времени о его дальнейшей судьбе нам мало что известно.

Поэтому членам ОНК сегодня приходится отстаивать свои права в судебных органах на пронос на территорию мест принудительного содержания аудио и видео техники для фиксации неудовлетворительных условий содержания, телесных повреждений и травм лиц, находящихся в них.

К сожалению, несмотря на целый ряд изменений и дополнений, внесенных в названный Федеральный закон, приказ ФСИН России от 28 ноября 2008 года № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» остается в первоначальной редакции. Не вносились изменения в аналогичные нормативно-правовые акты и в других ведомствах.

Хочется надеяться, что депутаты Государственной Думы Российской Федерации в текущем году отреагируют на существующие проблемы в деятельности членов ОНК, ограничивающие их полномочия, и завершат работу над утверждением законопроекта по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон, касающийся деятельности ОНК.

В настоящее время ОНК функционируют в 81 субъекте Российской Федерации. В Забайкальском и Камчатском краях их формирование близится к завершению. Ни разу не образовывались ОНК в Ненецком и Чукотском автономных округах. К сожалению, судя по всему, в этих субъектах нет необходимости в объективном общественном контроле. Общественная палата Российской Федерации несколько раз пыталась образовать ОНК в названных субъектах, но поддержки от общественности регионов так и не получила.

Общая численность членов ОНК субъектов Российской Федерации составляет на сегодня 1104 человека. Ежегодно они осуществляют более 8 тысяч посещений мест принудительного содержания, в ходе которых ведут прием по личным вопросам до 10 тысяч граждан. Только в течение 2017 года в ОНК поступило около 5 тысяч жалоб и заявлений, более 20% из которых нашли свое подтверждение.

Можно привести много примеров, когда члены ОНК не только выявляют нарушения прав лиц, находящихся под стражей, но и принимают непосредственное участие в их восстановлении.

В прошедшем году члены ОНК Челябинской области проявили завидную настойчивость для того, чтобы через суд восстановить право на получение осужденным детдомовцем Антипиным полагающейся ему жилплощади.

В исправительных учреждениях Хабаровского края в 2017 году были перебои с поставкой медикаментов для осужденных, больных сахарным диабетом. Председатель ОНК Виктория Макарчук, используя свои контакты с медучреждениями края, оказала содействие в разрешении возникшей проблемы.

Члены ОНК Приморского края, Ростовской и Свердловской областей регулярно организуют выезды в исправительные учреждения юристов для оказания осужденным бесплатной правовой и юридической помощи.

В то же время эффективность работы ОНК могла бы быть большей, если бы все члены ОНК, входящие в их составы, активно участвовали в общественной деятельности. Практически в каждой ОНК есть члены, которые крайне редко посещают места принудительного содержания, не принимают участия в заседаниях ОНК и плановых мероприятиях.

По-прежнему для многих ОНК проблемным остается вопрос посещения мест принудительного содержания, значительно удаленных от административного центра. На сегодня примеров, когда администрации субъектов Российской Федерации поддерживают деятельность ОНК, не так уж много, но они есть.

Во Владимирской, Ленинградской, Новосибирской и Ярославской областях членам ОНК для повседневной работы и приема посетителей органами исполнительной власти выделены помещения, по заявкам выделяется автотранспорт. Гражданская ассамблея Красноярского края ежегодно выделяет ОНК финансовые средства в объеме 170 тысяч рублей.

Поддержку ОНК в проведении учебных семинаров, рабочих встреч и заседаний ОНК оказывают общественные палаты и уполномоченные по правам человека Республики Башкортостан, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Хакасия, Хабаровского края, Воронежской, Мурманской, Нижегородской, Сахалинской, Тульской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Еврейской автономной области и ряда других регионов.

К сожалению, не во всех субъектах Российской Федерации такое конструктивное взаимодействие присутствует, и члены ОНК вынуждены принимать предложения и выезжать в места принудительного содержания вместе с сотрудниками территориальных органов ФСИН или МВД России, что является нежелательным. Объективность такого общественного контроля весьма сомнительна.

Согласно положениям Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ необходимую помощь в реализации полномочий, возложенных на члена ОНК, в первую очередь должны оказывать общественные объединения, выдвинувшие в состав ОНК своего представителя. Однако, как показала практика, возможности у них крайне ограничены.

На первом Форуме председателей ОНК 12 октября 2009 года его участниками была учреждена Межрегиональная общественная организация «Совет общественных наблюдательных комиссий», которая в феврале 2011 года была преобразована в Общероссийскую общественную организацию «Совет ОНК».

К числу основных целей и направлений деятельности данной общественной организации относятся:

- создание членам ОНК необходимых условий для осуществления своих полномочий в полном объеме;

- содействие формированию общественного мнения о необходимости действенного общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

- содействие обеспечению межведомственного взаимодействия и сотрудничества в решении проблем деятельности ОНК;

- объединение усилий заинтересованных институтов гражданского общества, направленных на решение вопросов адаптации и ресоциализации лиц, возвращающихся в общество из мест принудительного содержания.

В настоящее время 32 её региональных отделения имеют статус юридического лица и возможность участвовать в подаче заявок на получение грантов из Фонда президентских грантов на реализацию уставных целей. Треть из них имеют пятилетний стаж и участвуют в выдвижении своих представителей в состав ОНК. С их участием Общественная палата Российской Федерации проводит в регионах учебно-методические семинары с новыми членами ОНК, получает общественное мнение о работе новых составов ОНК, оказывает информационную поддержку их деятельности.

В этом зале присутствуют делегаты от региональных отделений Общероссийской общественной организации «Совет ОНК», которые одновременно являются и членами ОНК. Полагаем, что в своих выступлениях они сами расскажут о результатах работы по оказанию содействия членам ОНК своего региона.

Уважаемые коллеги!

Анализ информационно-аналитических материалов о результатах деятельности ОНК субъектов Российской Федерации в 2017 году свидетельствует о повышении их авторитета как среди населения региона, так и среди сотрудников правоохранительных органов, в ведении которых находятся места принудительного содержания. К членам ОНК обращаются, к ним прислушиваются, на их выводы и предложения реагируют.

Председателей ОНК приглашают на итоговые коллегии и оперативные совещания территориальных правоохранительных органов по вопросам обеспечения прав лиц, находящихся под стражей. Сотрудники правоохранительных органов принимают активное участие в учебных семинарах, проводимых совместно с членами ОНК по изучению международных стандартов и положений российского законодательства в сфере обращения с лицами, находящимися в местах принудительного содержания.

Отрадно, что в большинстве своем ОНК и руководители территориальных органов (прежде всего уголовно-исполнительной системы) как например в г. Москве и Хабаровском крае находят приемлемые решения по вопросам медицинского обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Тем не менее, нарушений прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, еще очень много.

По-прежнему основу обращений, заявлений, жалоб в учреждениях уголовно-исполнительной системы составляют:

- низкий уровень медицинского обеспечения, нехватка лекарств и медицинских препаратов;

- вопросы трудоустройства и крайне низкой заработной платы;

- жалобы на физическое и моральное воздействие, угрозы избиением, оскорбления и унижения;

- жалобы на не отправку корреспонденции;

- жалобы на предвзятое отношение со стороны сотрудников при наложении взысканий, рассмотрении вопросов перевода в колонию-поселение и подготовку документов на условно-досрочное освобождение;

- жалобы на работу магазинов в учреждениях, связанные с централизацией поставок из ФГУП «Калужский».

В местах принудительного содержания органов внутренних дел члены ОНК обращают внимание на проблемы, связанные с:

- условиями содержания в центрах временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии;

- отсутствием фельдшеров в некоторых ИВС;

- отсутствием помещений для задержанных и помещений для работы с доставленными гражданами в ряде дежурных частей отделов полиции;

- не предоставлением горячего питания и постельных принадлежностей лицам, содержащимся в дежурных частях отделов полиции свыше трёх часов и в ночное время;

- отсутствием пандусов и кнопок вызова дежурных сотрудников на входах в некоторых отделах полиции.

В прошедшем году члены ОНК гораздо реже посещали места принудительного содержания Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Пограничной службы ФСБ России. Маловероятно, что в названных учреждениях члены ОНК не обнаружат нарушений. Поэтому членам ОНК Пермского, Приморского и Ставропольского краев, Костромской, Сахалинской и Свердловской областей нужно в ближайшее время спланировать их посещение.

Впервые в 2017 году нескольким членам ОНК г. Москвы и Свердловской области было отказано в посещении ряда учреждений территориальных органов УИС названых субъектов Российской Федерации. Основанием для ограничения деятельности членов ОНК согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ послужило то, что они являются свидетелями по уголовным делам, к которым причастны лица, находящиеся в местах принудительного содержания.

В настоящее время 8 членов ОНК Свердловской области, участвовавших в локализации массовой голодовки осужденных в ИК-5 ГУФСИН России по Свердловской области и допрошенных в качестве свидетелей, лишены возможности посещать 10 исправительных учреждений, в которые переведены осужденные, выдвинувшие обвинения в адрес сотрудников ИК-5. Если и в других регионах следователи начнут применять аналогичную практику привлечения членов ОНК в качестве свидетелей по возбуждаемым уголовным делам, то численность наиболее работоспособных членов ОНК резко сократится.

Видимо в этом случае по аналогии с пунктом 4 части 4 статьи 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, касающегося возможности отказа от дачи свидетельских показаний депутатами законодательных собраний, потребуется внесение дополнений в действующее законодательство в отношении членов ОНК в части сведений, ставших известными членам ОНК в связи с исполнением ими возложенных полномочий.

Члены ОНК Курской области обратили внимание на концентрацию лиц, исповедующих радикальный ислам в исправительном учреждении УФСИН России по Курской области (г. Льгов), расположенном практически на границе Российской Федерации с территорией Украины. Такое сосредоточение способно, по их мнению, не только в значительной мере обострить оперативную обстановку в самом учреждении, но и создать дополнительные угрозы общественной безопасности в регионе.

С учетом нарастания угрозы жизни и здоровью осужденных и безопасности персонала, обусловленной попытками доставки на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов, в том числе наркотиков, члены ОНК предлагают рассмотреть вопрос о дополнении действующего Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 321.1 «Доставка на территорию исправительного учреждения всех видов запрещенных предметов», предусмотрев в ней определенную ответственность за подобные действия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 598 "О внесении изменений в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания" в перечень заболеваний включены 57 позиций. Однако статья 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и статья 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указывают, что осужденный, заболевший тяжелой болезнью, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Члены ОНК считают, что такая редакция не в полной мере способствует защите прав осуждённых в силу особенностей их социального статуса и уровня правовой грамотности. По всей видимости, такая обязанность должна быть закреплена за администрацией исправительного учреждения.

На сегодняшний день институт помилования по мнению многих членов ОНК в значительной степени утратил свою роль, как эффективный механизм воспитательного воздействия. В первую очередь это обусловлено существенным снижением количества помилованных лиц и вынесением отрицательных решений по большинству поданных ходатайств осужденных, поддерживаемых администрацией исправительного учреждения.

Членам ОНК часто приходится сталкиваться с жалобами лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, на сложившееся правовое регулирование и практику предоставления свиданий с близкими родственниками. Решение этого вопроса полностью зависит от органа предварительного расследования и суда, что не только ухудшает положение лиц, содержащихся под стражей, но и способствует самооговору или злоупотреблениям среди должностных лиц.

Из вышесказанного следует, что большая часть членов ОНК добросовестно относится к выполнению взятых на себя обязанностей по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В то же время эффективность работы ОНК субъектов Российской Федерации различна.

Чтобы определить, в чем ОНК субъекта Российской Федерации недорабатывает, и по каким направлениям её членам нужно заниматься более серьезно ряд председателей ОНК предлагают совместными усилиями разработать критерии эффективности работы ОНК. В перечень критериев можно было бы включить не только общее количество посещений мест принудительного содержаний, число подготовленных заключений, предоставленных заявителям ответов, но и оценку участия в этой работе отдельного члена ОНК. Именно такой подход позволит выявить реальное число членов ОНК, уклоняющихся от повседневной работы в составе ОНК, и принять по ним объективное решение.

При этом нужно каким-то образом учитывать территориальные различия, а также количество мест принудительного содержания, находящихся в субъекте Российской Федерации.

Безусловно, одной из главных проблем, при решении которой можно будет объективно оценивать работу ОНК, является проблема финансирования деятельности в части компенсации затрат на проезд членов ОНК к местам принудительного содержания, удаленных от административного центра, отправку корреспонденции, приобретение расходных материалов и оплату средств связи.

Наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы на наш взгляд является обращение к органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации с просьбой ежегодно предусматривать при формировании бюджетов региональных общественных палат отдельной строкой средства на деятельность ОНК. Ведь абсолютное большинство лиц, содержащихся под стражей, до осуждения проживали в регионе. Очень важно знать с каким настроем они начнут новую жизнь после освобождения, какой путь они изберут в своей последующей жизни. Члены ОНК как никто другой могут позитивно влиять на обеспечение законных прав граждан в период их временной изоляции от общества.

В заключение необходимо отметить, что члены Общественной палаты Российской Федерации всегда готовы к конструктивному сотрудничеству как с ОНК субъектов Российской Федерации, так и с институтами гражданского общества, поддерживающими их деятельность.

Сегодня участникам конференции будет предоставлена возможность не только задать вопросы представителям министерств и служб, в ведении которых находятся места принудительного содержания, но и поделиться накопленным практическим опытом работы в ваших регионах. Предлагаем вам воспользоваться этой возможностью.