«Свобода не может быть хуже»: поляк вышел из тюрьмы после 18 лет...

«Свобода не может быть хуже»: поляк вышел из тюрьмы после 18 лет за изнасилование и убийство, которых не совершал

2217

15 марта в Польше выпустили на свободу 41-летнего Томаша Коменда (Tomasz Komenda), который провёл в тюрьме 18 лет. Он должен был отбыть 25-летнее наказание за изнасилование и убийство, которые, как выяснилось позднее, он не совершал.

Когда произошло убийство и почему обвинили Коменда

Коменда приговорили к 25 годам лишения свободы в 2004 году за изнасилование и жестокое убийство 15-летней Малгожаты Квятковской (Małgorzata Kwiatkowska) в селе Милошице под Вроцлавом ночью 1 января 1997 года.

Родители сфотографировали Малгожату перед её уходом на вечеринку. Фото Gazeta Worclawska

Девочка долго отпрашивалась у родителей на новогоднюю вечеринку в местном клубе «Алькатрас», и в итоге они её отпустили. Приблизительно через 10 часов её нашли мёртвой в одних носках недалеко от места празднования. Эксперты установили, что она умерла от холода, указав в качестве причины кровопотерю и переохлаждение.

Местные СМИ выяснили, что девушка ушла из клуба без куртки с двумя парнями, с которыми пила шампанское. Квятковская и раньше употребляла алкоголь, но в этот раз почувствовала себя плохо. К ним присоединился ещё один мужчина, представившийся братом девушки, которого у неё не было. Он ушёл с Малгожатой, пообещав отвести её домой, и затем к ним подошёл ещё один человек. Свидетели подтвердили, что видели двух мужчин и девушку без куртки, а также слышали крики.

На месте преступления нашли платье, леггинсы и бюстгальтер Малрожаты, которые были разбросаны вокруг. Обувь девушки так и не нашли. На её теле следователи нашли ДНК: кровь, сперму, а также волосы и следы зубов преступника.

В 2000 году эксперты Вроцлавского медицинского университета решили, что следы зубов принадлежат Томашу. Как отметило издание Gazeta Wroclawska, это и стало ключевой уликой против мужчины. Кроме того, полицейские собаки смогли определить его по запаху.

В мае 2000 Томаша арестовали, в 2003 году его приговорили к 15 годам лишения свободы за изнасилование. Позднее он отказался от своих показаний и показательно начал хранить молчание. В это время следователи сочли, что Коменда был одним из соучастников преступления, но больше никого не поймали.

В 2004 году апелляционный суд Вроцлава приговорил Коменду к 25 годам тюрьмы. Согласно приговору, суд увидел «неоспоримые доказательства» вины Томаша и тот факт, что он не совершал преступление в одиночку, а был лишь сообщником, не стало смягчающим обстоятельством. В 2005 году Верховный суд Польши отклонил апелляционную жалобу заключённого.

Полиция вычислила Коменду на основе описания со слов свидетелей. Молодой человек сначала признал, что был в клубе и занимался сексом с некой девушкой, но утверждал, что не знает девушку по имени Малгожата. Сразу 12 человек подтвердили следствию, что на момент преступления Томаш был не в селе, а во Вроцлаве, но суду эти доводы показались неубедительными.

Позднее он рассказал, что полицейские избили его, чтобы добиться признания так, что не оставили следов. Его друзьям якобы угрожали за подозрения в ложных показаниях.

Как выяснилось, что Коменда невиновен

После приговора в 2004 году расследование дела Коменды приостановили. В 2017 году родители погибшей девочки потребовали его возобновить, и министр юстиции Польши Збигнев Зиобро отдал соответствующий приказ.

Министр юстиции Польши Збигнев Зиобро. Фото PAP

В материалах дела значился ещё один человек — некий Иренеуш М. (Ireneusz M.), который также был в клубе в день убийства. Его допросили через три дня после преступления как подозреваемого, но для привлечения к ответственности не хватило доказательств.

На первом допросе Иренеуш подробно описал носки Малгожаты, которые были скрыты под узкими леггинсами и обувью. Он запомнил, что они были белые с красной полоской, но их мог увидеть лишь тот, кто раздевал девушку. Следователи не придали этому значения и исключили Иренеуша из числа подозреваемых, поскольку следы его зубов не совпали с укусами на теле погибшей.

После возобновления расследования следователи предположили, что именно Иренеуш выдал себя за брата Малгожаты по имени Ирек. Когда возбудили дело за изнасилование и убийство девушки, он уже сидел в тюрьме за такое же преступление.

Я считаю, что это нельзя называть убийством, потому что девушка умерла от переохлаждения, и её никто не бил. Тот факт, что прокурор уверен в моей вине, кажется мне абсолютной глупостью. Я никого не насиловал.

Иренеуш М.
обвиняемый

Результаты экспертиз оказались настолько неточными, что ДНК теоретически совпадало с минимум тремя людьми. Следователи сменили методы, чтобы установить личность преступника.

Оказалось, что следователи допустили серьёзную ошибку, потому что Коменде невиновен. Его осудили на основании определённых доказательств, которые тогда воспринимали как неопровержимые. Мы будем относиться к этим уликам иначе.

Роберт Томанкевич
представитель прокуратуры Вроцлаве

В марте 2018 года прокурор Станислав Озимина (Stanisław Ozimina), который арестовал Коменда в 2000 году, признался, что не изучал материалы дела. Он получил дело от коллеги, которого заменили по просьбе семьи убитой девушки. К тому моменту Коменда уже находился в статусе подозреваемого, и полицейские получили образцы его ДНК.

Озимина полностью доверился полицейским и мнению экспертов. В интервью Gazeta Wroclawska он рассказал о сомнениях, вопреки которым ничего не предпринял. По признанию прокурора, полицейские нарушили закон, не засняв собак при определении запаха. Укусы на теле жертвы были всего лишь схожи с прикусом Томаша, но легко могли принадлежать другому человеку с искривлением зубов, заключил он. Прокурор также отрицал, что Коменда били во время допросов.

Конечно, у меня были сомнения, но было достаточно доказательств, чтобы закрыть дело и вынести обвинения. Нужно было тогда углубиться в детали, но я не прочитал документы, а затем меня отстранили.

Станислав Озимина
прокурор

Озимина отстранили от работы в прокуратуре из-за коррупции — он в том числе брал взятки за досрочное освобождение преступников.

Следователи сделали другие выводы из ранее обнаруженных улик — найденные на месте преступления волосы принадлежали не Коменде. Они также заключили, что якобы его кепка была лишь косвенным доказательством присутствия на месте убийства, но не фактом его совершения.

Свидетелей, которые подтверждали алиби Томаша в 2000 году, снова вызвали на допрос. Самого Коменда допросили с полиграфом. По итогам нового расследования прокуратура пришла к выводу о невиновности мужчины.

Что происходит после освобождения

После выхода на свободу Коменда обязан пройти 10-летний испытательный срок. В это время ему нельзя покидать место жительства без разрешения суда и нужно отмечаться в полиции.

Коменда вправе потребовать компенсацию. Независимый адвокат Андрей Малицки рассказал изданию Fakt, что Томашу полагается выплата за моральный ущерб и возмещение зарплаты, которую он не смог заработать во время заключения По оценкам адвоката, Коменда может получить минимум 648 тысяч злотых (10,8 миллионов рублей).

Близкие встречают Коменду. Фото PAP

Коменда также получит психологическую помощь. По его рассказам, другие заключённые избивали его и издевались над ним из-за статьи, по которой его посадили: «Людям с таким обвинением, как у меня, не дают жизни в тюрьме». Он несколько раз пытался совершить самоубийство.

Томаш заверил, что готов к жизни на свободе, которая «не может быть хуже, чем 18 лет в тюрьме».

Я думаю, я буду жить сегодняшним днём. Что случится завтра? Что случится через месяц? Я не знаю, время покажет. Сейчас я хочу побыть со своей семьёй.

Томаш Коменда
освобождённый

Вице-министр юстиции Польши Патрик Який заявил, что утверждённый несколькими судьями неверный приговор «наглядно показывает проблемы в системе правосудия страны». По его мнению, следователи либо пытались покрыть преступника, либо показать обществу, что виновный найден.

Глава польского Минюста Зиобро поручил выяснить, почему следователи сфальсифицировали доказательства и превысили полномочия при расследовании в 2000-х годах. Он поблагодарил родителей погибшей девочки, без которых «не узнал бы об истории и не возобновил бы расследование».

Я знаю, что это не заглушит боль семьи Малгожаты, но я надеюсь, что обнаружение преступника, который действительно ответственный за её смерть, станет для них небольшой компенсацией.

Збигнев Зиобро
министр юстиции Польши