СПЧ получил отзыв ФСИН России на Рекомендации по итогам выездного заседания в...

СПЧ получил отзыв ФСИН России на Рекомендации по итогам выездного заседания в Архангельской области

1656

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил информационную справку ФСИН России, касающуюся соблюдения прав человека в местах принудительного содержания Архангельской области.

Совет по правам человека проводил выездное заседание в регионе с 8 по 10 ноября 2017 года.

В рамках мероприятия правозащитники посетили несколько детских домов, школы-интернаты детский центр и кадетский корпус, расположенные в Архангельске, Новодвинске и Северодвинске, а также Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, Центр временного содержания иностранных граждан, Изолятор временного содержания и спецприемник УМВД России по Архангельской области, ФКУ ИК-12, СИЗО-1, ФКУ МСЧ-29 УФСИН России по Архангельской области, Архангельский областной и Северодвинский городской суды, станцию скорой помощи, городские больницы, психоневрологический диспансер и другие социально значимые учреждения, провели прием населения в г. Архангельске. Члены Совета также приняли участие в работе Форума «Арктика - особый уровень прав человека», приуроченного к 20-летию учреждения института Уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Содержание

Извлечение из Рекомендаций СПЧ по итогам выездного заседания в Архангельской области

IV. В части соблюдения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания УФСИН России по Архангельской области

Председатель Совета М.А. Федотов совместно с представителями ФСИН России и членами ОНК Архангельской области посетил ФКУ ИК-12, ФКУ СИЗО-1 и ФКУ МСЧ-29 УФСИН России по Архангельской области. В ходе посещения руководству УФСИН России по Архангельской области были даны устные рекомендации относительно улучшения условий содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.

Кроме того, в ОНК Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области были направлены запросы с просьбой проверить информацию о нарушении прав лиц, содержащихся в ФКУ ИК-21 УФСИН России по Архангельской области. Как следует из поступившего в Совет ответа начальника УФСИН России по Архангельской области А.Б. Купеева от 19 декабря 2017 г. № 29/50/4-12900, по обращениям осужденных В.М. Бумбу, В.В. Ермолина, отбывающих наказание в ФКУ ИК-21, и А.В. Ольшанского, ранее отбывавшего наказание в данном учреждении, проведена выездная проверка. В ходе проверки фактов оказания физического воздействия на осужденных, содержавшихся в ШИЗО и ПКТ, со стороны сотрудников администрации ФКУ ИК-21 выявлено не было. Кроме того, было проверено соответствие выдаваемого питания установленным нормативам, а также осуществлены мероприятия по улучшению освещенности ряда помещений ФКУ ИК-21. По результатам проверки заявители сообщили, что претензий к руководству исправительного учреждения не имеют. Данное обстоятельство также подтверждается поступившим в Совет письмом председателя ОНК Архангельской области С.К. Антуфьева от 27 декабря 2017 г. № 76, в котором сообщается, что 9 декабря 2017 г. члены ОНК Архангельской области провели личный прием В.М. Бумбу, В.В. Ермолина и А.В. Ольшанского, по результатам которого их жалобы не подтвердились.

В ходе посещения ФКУ ИК-12 особое внимание было уделено проблемам обеспечения прав осужденных из числа лиц, имеющих инвалидность. При этом были выявлены некоторые проблемы системного характера. Так, осужденный Уледев В.В. имеет 2 группу инвалидности. В связи с наличием у него только одной нижней конечности ему предоставлена инвалидная коляска. Однако передвигается он в основном на костылях, поскольку коляска ему неудобна ввиду того, что одна рука у него не поднимается, а на другой - два пальца покалечены, а один ампутирован. При этом по отдельности ни одно из его заболеваний не дает оснований для освобождения от наказания по болезни, но в совокупности они создают для осужденного невыносимые условия содержания. По мнению Совета, в подобных случаях было бы гуманным изменить меру наказания с лишения свободы на ограничение свободы.

Осужденный Золотовский Э.О. обратил внимание на недостатки в практике определения группы инвалидности. В связи с тромбозом нижних конечностей он имел инвалидность с 2010 года, но в 2014 г., после начала отбывания наказания в ИК-12, по решению МСЭ он лишился инвалидности, хотя болезнь только прогрессирует.

Всего в ИК-12 содержится 15 инвалидов 3 группы и 6 инвалидов 2 группы. Спальные места у инвалидов только на нижних койках и только на первом этаже. Однако туалет находится вне здания, что, безусловно, создает для маломобильных осужденных дополнительные трудности.

Стоматолог посещает ИК-12 несколько раз в год, в том числе сразу на несколько дней. Все лекарства из формулярного списка в наличии имеются. Однако есть жалобы на то, что не выдаются препараты для лечения гепатита С, а также имеются трудности в получении витаминов от родственников.

В ИК-12 в ПКТ и ШИЗО содержится 3 человека. В СУОН - 19 человек, что свидетельствует о том, что соблюдение ПВР является в учреждении правилом, а нарушение - исключением.

В качестве положительного опыта следует отметить практику бесплатных юридических консультаций, которые организуются в ИК-12 адвокатами для осужденных.

При посещении ФКУМСЧ-29 обращалось внимание на проблемы с оказанием медицинской помощи осужденным, прежде всего, из числа лиц, имеющих инвалидность.

Туберкулез.

Помощь пациентам, страдающим туберкулёзом, осуществляется врачами фтизиатрами в условиях двух туберкулёзных отделений филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России (далее - Больница) и филиале «Медицинская часть № 12» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России. С целью выявления новых случаев туберкулёза организовано двукратное флюорографическое обследование подозреваемых, обвиняемых и осуждённых. За 9 месяцев 2017 г. в учреждениях УФСИН было выявлено 27 новых случаев заболевания туберкулезом (АППГ - 36). Общий показатель заболеваемости туберкулезом в учреждениях УФСИН снизился на 21 % и составил 281,2 на 100 тыс. (АППГ 375,4). За 2015 год выявлено 44 новых случая туберкулеза, за 2016 год - 43.

Всего на диспансерном учете с активной формой туберкулеза состоит - 94 чел. (АППГ-134). В 2015 году состояло на учете с активным туберкулезом - 155 человек.

Осуществляется постоянное взаимодействие между фтизиатрической службой ФСИН и ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер», в том числе по обеспечению преемственности в лечении пациентов.

По мнению Совета, налицо позитивная тенденция в борьбе с туберкулезом в учреждениях УИС Архангельской области, однако проблема еще далека от своего решения.

ВИЧ-инфекция.

По состоянию на 01.11.2017 на диспансерном учете в учреждениях МСЧ-29 состоит - 435 (АППГ-443) пациента с установленным диагнозом

ВИЧ-инфекция, из них 219 (АППГ- 169) получают антиретровирусную терапию. Имеют место случаи отказа от лечения.

В течение 2017 г. впервые выявлено 56 новых случая ВИЧ-инфекции (АППГ- 30), из них в СИЗО - 43 человека (АППГ-22), 3 в Больнице (АППГ-1), 9 - человек в ИК (АППГ-7). Все выявленные в колониях – из числа осужденных, прибывших из других территориальных органов ФСИН России без результатов медицинского обследования. Лекарственные препараты для лечения пациентов с ВИЧ-инфекцией имеются в достаточном количестве.

Освобождение от исполнения наказания по состоянию здоровья.

Медицинское освидетельствование осуждённых, имеющих тяжелые заболевания, организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». В МСЧ-29 на базе Больницы создана специальная медицинская комиссия (далее - СМК), в состав которой входят врачи всех профильных отделений. Для более полной и объективной оценки состояния здоровья пациента к работе по освидетельствованию привлекаются врачи-специалисты территориального органа здравоохранения.

За 10 месяцев 2017 г. на СМК рассмотрено 43 больных (в 2015 - 40, в 2016 - 58). По мнению СМК, под действие постановления правительства подпадало 32 человека (в 2015 - 21, в 2016 - 32). Освобождено решением суда в 2017 г. – 25 человек (в 2015 - 7, в 2016 - 20). До суда скончалось в 2017 г. 5 осуждённых (в 2015 - 4, в 2016 - 9). После решения суда и до вступления решения в законную силу умер в 2017 г. 1 человек (в 2015 - 0, в 2016 - 2). Отказано в освобождении в 2017 г. 2 осужденным (в 2015 году - 14, в 2016 - 3).

С целью соблюдения принципов преемственности в оказании медицинской помощи лицам, освобождаемым от наказания или отбывшим наказание, заключено соглашение о взаимодействии между Министерством здравоохранения Архангельской области и УФСИН России по Архангельской области от 30.03.2015. В рамках данного соглашения в апреле 2017 г. по инициативе Минздрава области проведено совещание по организации взаимодействия при освобождении из мест лишения свободы осуждённых, нуждающихся в дальнейшей медицинской и социальной поддержке. Принято решение о заблаговременном информировании Минздрава и Минтруда Архангельской области при возникновении необходимости в устройстве данной категории лиц в лечебные учреждения или в интернаты для инвалидов. При подготовке документов в суд для решения вопроса об освобождении от дальнейшего отбывания наказания лиц, которые по своему физическому состоянию ограничены в возможности самостоятельно обслуживать себя, и при отсутствии родственников, способных взять на себя уход за такими лицами, в министерство труда и социального развития направляется запрос о возможности их направления в дом-интернат. При наличии показаний для стационарного лечения направляется запрос в министерство здравоохранения для получения места в соответствующей профильной больнице территориального органа здравоохранения.

Все осуждённые, освободившиеся из мест лишения свободы и нуждавшиеся в медицинской и социальной помощи, были устроены в стационары и интернаты. В 2017 г. 6 пациентов, освобождённых по состоянию здоровья, устроены в больницы территориального органа здравоохранения, 1 инвалид - в дом-интернат.

Смертность.

За 10 месяцев 2017 г. в учреждениях УФСИН России по Архангельской области умерло 22 человека (АППГ - 37), в том числе 17 – от заболеваний (АППГ-32), 5 – от внешних причин (АППГ-5). Показатель общей смертности на 100 тыс. составил 204,5 (АППГ - 333,8). Таким образом, налицо снижение показателя смертности на 39 %.

Стоматологическая помощь.

Стоматологическая помощь подозреваемым, обвиняемым и осуждённым оказывается в стоматологических кабинетах медицинских частей и здравпунктов МСЧ-29. В штате МСЧ-29 предусмотрено 15,5 должностей врачей-стоматологов. Вакантны 4 должности. При отсутствии врача-стоматолога в филиале для оказания помощи командируются врачи-стоматологи из других филиалов и здравпунктов МСЧ-29 по заявкам начальника филиала. При этом следует отметить, что стоматологическая помощь выражается в большинстве случаев в удалении зубов, а не в их лечении. Пломбировочный материал имеется в достаточном количестве, однако – прошлого поколения.

При посещении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области особое внимание обращалось на проблему перелимита. По информации УФСИН России по Архангельской области по состоянию на 09.11.2017 при лимите наполнения 995 мест в следственных изоляторах содержалось 1048 человек, из них: обвиняемые – 525 чел., подсудимые – 163 чел., осужденные – 523 чел., в том числе ожидающие решения апелляционной инстанции – 244 чел. Свыше одного года в следственных изоляторах содержалось 58 чел., в том числе 10 – свыше двух лет. Характерно, что все они числились не за следственными органами, а за судами. По мнению Совета, чтобы преодолеть существующий перелимит в СИЗО, целесообразно, в частности, предусмотреть в законодательстве возможность этапирования осужденных с их согласия к месту отбывания наказания, не дожидаясь решения апелляционной инстанции. Этому должно способствовать оборудование всех исправительных колоний специальными кабинетами для видеоконференцсвязи с судами.

Еще одним средством предотвращения перелимита в СИЗО, по мнению Совета, могло бы стать изменение процессуального законодательства и судебной практики, препятствующее направлению в СИЗО лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести (на 09.11.2017 в следственных изоляторах Архангельской области их содержалось 43 чел.) и средней тяжести (167 чел.).

 

В связи с изложенным Совет рекомендует:

 

Минюсту России:

- рассмотреть вопрос о перспективах использования такой меры наказания как ограничение свободы в отношении осужденных из числа лиц, имеющих инвалидность;

- разработать комплексную программу преодоления перелимита в следственных изоляторах, предусмотрев в том числе внесение изменений в уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- изучить практику применения Закона Архангельской области от 16 декабря 2011 г. № 402-27-ОЗ «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», с целью распространения положительного опыта.

 

ФСИН России:

- изучить имеющийся в Архангельской области опыт организации ПФРСИ в воспитательных колониях в общем контексте профилактики проникновения в подростковую среду криминальной субкультуры АУЕ;

- изучить совместно с Федеральной палатой адвокатов практику бесплатных юридических консультаций, которые организуются в ИК-12 адвокатами для осужденных, с целью распространения положительного опыта в других регионах.

 

Минздраву России:

- рассмотреть вопрос о необходимости нормативного регулирования порядка выдачи копий медицинских документов, в том числе копий медицинских карточек в учреждениях УИС.

 

УФСИН России по Архангельской области:

- исключить ситуации, когда маломобильные осужденные вынуждены пользоваться туалетом вне здания;

- выявить причины жалоб на трудности в получении осужденными витаминов от родственников и принять меры к решению проблемы.

 

 


Информационная справка
о результатах рассмотрения рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 8-10 ноября 2017 г.

1. Право устанавливать (снимать) гражданам инвалидность в компетенцию Федеральной службы исполнения наказаний не входит. В соответствии с пунктом 19 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», гражданин вправе самостоятельно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы.

Стоматологическая помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждениях УФСИН России по Архангельской области, организована в филиалах ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в соответствии с действующими порядками (порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями). Во всех филиалах ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России имеется лицензия для оказания специализированной медицинской помощи по стоматологии. В настоящее время в штате медико-санитарной части предусмотрено 15,5 должностей врачей-стоматологов, из них вакантны 3.

В настоящее время от УФСИН России по Архангельской области в высшие учебные заведения Министерства здравоохранения Российской Федерации направлено на обучение по специальности «Стоматология» 4 человека, из них 1 заканчивает 4 курс и в 2019 году, после подтверждения аккредитации, будет трудоустроен в одном из филиалов ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.

Для оказания стоматологической помощи используются материалы, разрешенные для использования на территории Российской Федерации, имеющие соответствующие сертификаты. Медицинскими препаратами для оказания стоматологической помощи филиалы ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России обеспечены в достаточных количестве и ассортименте.

2. Вопросы профилактики проникновения в подростковую среду криминальной субкультуры находятся на особом контроле у руководства Федеральной службы исполнения наказаний.
В соответствии с Комплексной программой по совершенствованию деятельности воспитательных колоний и следственных изоляторов (в части, касающейся содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых) на 2015 - 2018 годы, утвержденной директором ФСИН России 10.07.2015 (далее - Программа), территориальным органам ФСИН России поручено организовать размещение несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в камерах отдельных корпусов, секций или этажей режимных корпусов следственных изоляторов, помещения для их содержания, прогулочные дворы, учебные и компьютерные классы, спортивные залы оборудовать в рамках выделенного финансирования видеонаблюдением и системами охранной сигнализации.

Ведомственный контроль за выполнением предусмотренных Программой мероприятий осуществляется в ходе инспекторских и контрольных проверок территориальных органов ФСИН России, а также целевых выездов сотрудников ФСИН России.

3. Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной юридической помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в территориальных органах ФСИН России указанная помощь достаточно эффективно оказывается сотрудниками юридических служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Кроме того, в рамках данной деятельности организовано сотрудничество с уполномоченными по правам человека субъектов Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка субъектов Российской Федерации и территориальными органами Минюста России.

Платная юридическая помощь предоставляется адвокатскими образованиями в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

На основании части 8 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

4. В настоящее время в трех учреждениях УФСИН России по Архангельской области имеются здания отрядов, в которых отсутствуют помещения туалетов: ФКУ ИК-12 (далее - ИК-12), КП-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 (далее - КП-23), ИК-28 ФКУ ОИУ ОУХД-4 (далее - ИК-28) УФСИН России по Архангельской области. Помещения туалетов оборудованы в отдельно стоящих зданиях.
В ИК-12 отряд № 4 расположен на первом этаже двухэтажного кирпичного здания 1973 года постройки. Помещение туалета находится в отдельно стоящем отапливаемом здании на расстоянии 12 метров от здания отряда, оборудовано 6 посадочными местами, в том числе 1 место для инвалидов оснащено поручнями.

В КП-23 общежитие № 1 отряда № 1 расположено на первом этаже одноэтажного здания в деревянном исполнении 1974 года постройки. Помещение туалета находится в отдельно стоящем здании на расстоянии 15 метров от здания общежития, оборудовано 10 посадочными местами, в том числе 2 места для инвалидов оснащены поручнями.

В ИК-28 отряд № 7 расположен на первом этаже двухэтажного здания в деревянном исполнении 1970 года постройки. Помещение туалета находится в отдельно стоящем здании на расстоянии 9 метров от здания отряда, оборудовано 8 посадочными местами, в том числе 3 места для инвалидов оснащены поручнями.

Пути от зданий отрядов до помещений туалетов свободны для беспрепятственного перемещения и оборудованы пандусами, что предоставляет возможность свободно и самостоятельно перемещаться маломобильным осужденным, в том числе использующим кресла-коляски.

В связи с конструктивными особенностями зданий общежитий, а также учитывая набор и состав других помещений, оборудование в здании отрядов отдельных помещений санузлов без уменьшения жилой площади или площадей каких-либо других помещений не представляется возможным.

5. Порядок приема лекарственных средств от родственников осужденных и лиц, заключенных под стражу в учреждениях УФСИН России по Архангельской области осуществляется в соответствии с пунктом 11 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». Лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.

На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении туберкулеза) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера).

источник http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4522/