Экспертный Совет при Уполномоченном по правам человека взялся за наркотики

Экспертный Совет при Уполномоченном по правам человека взялся за наркотики

1153

Практически все вопросы, вынесенное на очередное (мартовское) заседание Экспертного Совета при УПЧ, были посвящены проблемам наркооборота.

Совет поддержал концепцию законопроекта, посвященного снижению  размера наказания по части 2 статьи 228  УК РФ (хранение наркотических средств в крупном размере без цели сбыта). В настоящее время размер  наказания по данной части составляет до 10 лет лишения свободы.  Преступление относится к категории  тяжких. Это обстоятельство приводит к прямо противоположному результате, чем тот, на который  рассчитывает правосудие: вместо того, чтобы дать наркоману, у которого обнаружены  наркотики, отсрочку и возложить на него обязанность пройти лечение от наркомании, суды отправляют его в тюрьму, где тот получает криминальный опыт.

Совет согласился с предложениями специалистов  в области борьбы с наркооборотом – Львом Левинсоном, Арсением Левинсоном, Евгением Брюном, Олегом Зыковым, о том, что наказания за хранение в крупном размере должен быть снижено до 5 лет, данное преступление должно перейти в разряд преступлений средней степени тяжести, на данное преступление должно быть распространено действие ст. 82-1  УК РФ об отсрочке исполнения приговора при прохождении лечения от наркозависимости.

Представители  МВД России не только поддержали это предложение, но и предложили снизить нижнюю планку наказания также и по части 3 статьи 228  УК РФ (хранение наркотиков без цели сбыта в особо крупном размере), указав,  что  при снижении верхнего предела по части 2 до 5 лет, сохранение нижнего размера части 3-й в 10 лет образует нелогичный разрыв между максимальным размером по более мягкой  части и минимальным размером по более тяжкой. Действительно, как мы видим,  под особо крупные размеры подпадают, как партии наркотиков,  которые человек мог хранить для себя для потребления в течение нескольких дней или даже месяцев, так и количества, на употребление которого наркоману не хватит и нескольких лет. Таким образом,  стричь всех под одну гребенку нельзя.

Но есть ли места для эффективной реабилитации наркоманов? Олег Зыков, нарколог с 30- летним стажем, отметил, что полной инвентаризации всех таких реабилитационных центров нет. Сфера реабилитации наркозависимых очень  быстро криминализировалась. Вместе с тем работает много эффективных центров, где работают специалисты,  некоторые из которых сами когда-то прошли путь своих нынешних пациентов. Но по настоящему эффективным является центр, созданный правительством г. Москвы в г. Ступино, через который за 4 года работы прошло более 2000 человек. Свыше 1000 из них после выхода из Центра прекратили употребление наркотиков, совершать сопутствующие преступления,  и в настоящее время работают. Однако из-за того, что судьи не знают о работе этого Центра и плохо представляют себе реабилитационный потенциал своего региона, они выносят наказание, которое своих целей не достигает.

Я в своем выступлении выразил тревогу тем, что при выводе специалистов о том, что обвиняемый нуждается  в лечении от  наркомании, судьи такое лечение не назначают, предложил запросить позицию об этом Верховного Суда  РФ, обратил внимание на необходимость вернуться к понятию разовой дозы потребления наркотика, и вычислять размер наркотика через его кратность к разовой дозе потребления.

Бурная дискуссия разгорелась по вопросу об аналогах наркотических средств, их производных и смесях.  Решено было создать временную рабочую группу по формулировке предложений в законодательство о том, что  следует понимать под смесями.

Критике была подвергнута норма о том, чтобы разделить медицинскую и социальную реабилитацию наркозависимых. Одним из следствий этого стала позицию Минздрава, который говорит о том, что он занимается только реабилитацией медицинской.

источник https://an-babushkin.livejournal.com/783161.html